Наталья Коломийцева
Конспект открытого мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Древнюю Русь»
▼ Скачать + Заказать документы
ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ
Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества.
Программное содержание:
· Обогатить знания детей об истории Древней Руси и современной России. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.
· Формировать понятие «малая родина» - место, где ты родился, твой город.
· Развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине на примере жизни и подвигов былинных богатырей.
Публикация «Конспект открытого мероприятия для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в Древнюю Русь“» размещена в разделах
· Закрепить знания детей о богатырях – защитниках земли русской, воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
· Закрепить названия картин о богатырях известных художников В. М. Васнецова, И. Я. Билибина, К. А. Васильева.
· Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами: предки, вороги; богатырь, Русь, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица, застава.
· Совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.
· Способствовать развитию умения работать в подгруппах.
· Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине.
Методы обучения:
· словесный;
· наглядный;
· проблемного изложения;
· проектно-поисковый;
Формы работы:
· фронтальная;
· групповая.
Оборудование:
· мультимедийный проектор;
· компьютер;
· разрезные пазлы «Три богатыря» ;
· атрибуты к игре «Одень богатыря и русскую красавицу» : набор элементов одежды, магнитные доски;
· костюмы богатырей и русских красавиц для детей.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
- Знакомство с русским народным творчеством
- Чтение художественной литературы
- Слушание былин, сказок
- Просмотр мультфильмов и народных сказок о русских богатырях
- Знакомство с творчеством художников
- Рассматривание картин В. М. Васницова
- Использование художественного слова в Художественно –эстетическом воспитании детей
- Совместная деятельность родителей и детей.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ»
СЛАЙД № 1 «ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ»
Входят дети в залпод музыку «Россия»
Встали на полукруг
СЛАЙД № 2 «КАРТИНА РОССИИ»
Воспитатель:Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степи, горы!
Амелия: Раскинулась моя страна
От севера до юга
Живем мы в радостном краю
И знать его должны мы.
Страну Российскую свою.
Свой светлый край любимый.
1 реб. : Утром солнышко встает,
Ульяна Всех на улицу зовет
Выхожу из дома я -
Здравствуй улица моя.
2 реб. : Я пою, и в вышине
Юра Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
3 реб: Подпеваю травам я,
Саша П. Подпеваю ветрам я,
Подпеваю солнцу я –
Вместе: Здравствуй, Родина моя!
(Садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия!
СЛАЙД № 3 «КАРТА РОССИИ»
Воспитатель: Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Как вы понимаете слово Родина?
Дети: Родина – значит родная. Как мама и папа. Родина – это место, где мы живем.
Воспитатель:Посмотрите, пожалуйста, какая она, наша Родина?
(обращение к карте)
Дети: Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны, моря, реки, озера, горы, леса, поля.
Воспитатель: Ребята, назовите столицу нашей Родны.
СЛАЙД № 4 «КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ»
Дети: Столица нашей Родины – Москва.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что есть еще и малая Родина? Что вы об этом можете рассказать?
СЛАЙД № 5 «СЕВАСТОПОЛЬ»
Дети: Малая Родина – это город, в котором мы живем, город Севастополь
Воспитатель: Лера, расскажи стихотворение, которое называется
«Севастополь – мой город родной»
(выходит в костюме морячки)
Валерия Х. Есть у Черного моря
Белокаменный город.
Есть у Черного моря
Город – воин, герой.
Он стоит непреклонным
Вековым бастионом
На холмах он стоит,
Он волнами омыт –
Севастополь – мой город родной.
Воспитатель: Ребята, всегда ли наша Родина называлась Россией?
Дети: Нет. Раньше она называлась Русь.
СЛАЙД № 6 «КАРТИНА РУСЬ»
Воспитатель: Эх, оседлать бы Сивку-Бурку. взлететь к самым небесам., и окинуть взором нашу великую Русь-матушку. Так и хочется воскликнуть: «Ух, красотища-то сколько!». Русские люди всегда любили свою Родину и защищали ее от врагов. А чтобы в этом убедиться – предлагаю отправиться в путешествие по Древней Руси. Хотите?
Дети: Да!
СЛАЙД № 7 «МОСТ С МУЗЫКОЙ»
Воспитатель: Отправляемся в путь. А пройдем мы с вами по мосту времени. (Дети идут по корректирующей дорожке).
уходят за дверь богатыри.
Воспитатель: Вот и оказались мы в Древней Руси. Посмотрите, как в старинных былинах нам встречает ворон на необычном камне. Ворон этот не простой – говорящий.
СЛАЙД № 8 «ВОРОН НА КАМНЕ»
Ворон: Здравствуйте, ребята! Вижу, думаете, куда пойти? Налево пойдете – в сказку попадете, направо пойдете- в садик попадете, прямо пойдете – в былины попадете.
Воспитатель: Что мы выберем?
Дети: Пойдемте прямо, в былины! (сели на стулья)
СЛАЙД № 9 «КНИГИ С БЫЛИНАМИ»
Воспитатель: А что такое былины?
Дети: 1 Былины – это русские песни о подвигах богатырей.
2 – Былины – это старина-старинушка.
3 – В былинах говорится о действиях, которые были давным-давно.
4 – Слово «былина» произошло от слов «быль», «было».
Воспитатель: Кто сказывал былины?
Дети: Былины сказывал певец в Древней Руси.
Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из одной из знакомых вам былин. Вспомните, как она называется.
СЛАЙД № 10 «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»
Дети: Былина называется «Илья Муромец»
Воспитатель: А кто это такой?
Дети: Илья Муромец был богатырем.
Воспитатель: Каких еще богатырей вызнаете?
Дети: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Никита Кожемяка.
Воспитатель: Какими были богатыри?
СЛАЙД № 11 «КАРИНА ТРИ БОГАТЫРЯ»
Дети:
Воспитатель: Кто скажет, что это за картина?
Дети: Это картина называется «Три богатыря». Написал ее художник И. О. Васнецов.
(Под музыку «Не перевелись богатыри на русской земле» входят 3 богатыря).
Воспитатель: Здравствуйте! Кто вы такие, гости дорогие?
Богатыри: Мы – русские богатыри!
СЛАЙД № 12 «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»
1б. (Святик) : Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец.
СЛАЙД №13 «ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ»
2б. (Саша Р.) : Я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то вас в обиду не дадим.
СЛАЙД №14 «АЛЕША ПОПОВИЧ»
3б. (Саша Ар.) : А я – Алеша Попович, поповский сын. Готов верой и правдой защищать и оберегать от врагов иноземных нашу Родину.
Воспитатель: С чем же вы к нам пожаловали, богатыри?
1 бог. : Хотим загадать вам загадки.
Воспитатель: Мы умеем и любим отгадывать загадки. Слушаем внимательно.
1б. (Святик) : Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Ее из колечек железных плетут.
Дети: Это кольчуга.
СЛАЙД № 15 «КОЛЬЧУГА»
2б. (Саша Р.) : Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом.
Дети: Шлем.
СЛАЙД № 16 «ШЛЕМ»
3б. (Саша Ар.) : Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Дети: Конечно же это меч.
СЛАЙД № 17 «МЕЧ»
Воспитатель: Наши дети тоже могут вам загадать загадку.
Ребенок: Узнаете, что это наверняка,
Грудь вашу всегда защитит от врага.
На левой руке у героя висит –
Ни шлем, ни копье, а что это –
Богатыри: Щит!
СЛАЙД № 18 «ЩИТ»
Воспитатель: Ребята, какие еще доспехи богатырей вы знаете?
Дети: Арбалет, булава, колчан, стрела, лук, копье…
СЛАЙД № 19 «ДОСПЕХИ»
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с богатырями сделаем разминку, чтобы стать такими же сильными, крепкими, а главное – здоровыми.
Физ. минутка
Богатырь – вот он каков:
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
на границе стоял,
зорко-зорко наблюдал.
СЛАЙД № 20 «ВАСИЛИСА МИКУЛИШНА»
Появляется под музыку Василиса Микулишна.
Василиса: Здравствуйте, ребята! Я – Василиса Микулишна.
Воспитатель, дети здороваются.
Василиса: Слышала, про богатырей говорили. А про русских красавиц позабыли?Кто богатырей из дальних походов встречал?
Эй, красавицы-девицы,
Выходите погулять!
Себя показать
И богатырей встречать!
СЛАЙД № 21 «ВСТРЕЧА БОГАТЫРЕЙ РУССКИМИ КРАСАВИЦАМИ»
(Выходят девочки в русских красных костюмах)
Алина: Мы платочки вышиваем,
Встречи с вами ожидаем.
Катя: Вас, защитники Руси,
Благодарим от всей души.
(поклонились)
Василиса: Загадка про лапти.
Лапти на Руси носили все
А какую же одежду носили русские красавицы?
Дети: Сарафаны, ленты, кокошники, рубашки, бусы, платки, сапожки, венки.
СЛАЙД № 22 «НАРЯДЫ РУССКИХ КРАСАВИЦ»
Василиса: Молодцы! Тогда предлагаю вам игру. Мальчики будут собирать в путь-дорогу богатыря, а девочки оденут русскую красавицу.
(2 магнитные доски).
Василиса спрашивает у детей выборочно, кто, что одевал, что было лишнее.
СЛАЙД № 23 «ВОРОН С ПОСЛАНИЕМ»
Василиса: Ребята, открою вам секрет : я пришла к вам неспроста. Прислал меня ворон с посланием. Вы пословицы богатырские знаете?
Дети: Да!
Василиса: А я вот сейчас проверю. Так, вот послание.
Я пословицу начну, а вы продолжите.
- Трудно в учении – легко в бою.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Один в поле не воин.
- Один за всех и все за одного.
- Смелость города берет.
- Храбрый побеждает, трус погибает.
- Родину предать – воином не стать.
- Кто смел – то и цел.
- Головою думай, а силой борись.
- Жить – Родине служить.
- Не доспехи красят богатыря, а подвиги.
- Сам погибай, а товарища выручай.
Василиса: Молодцы. Справились с таким трудным заданием.
Тогда предлагаю поиграть,
Картинки нужно вам собрать.
Чтоб героя отгадать.
СЛАЙД № 24 «ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГАТЫРЕЙ НА ЩИТАХ»
(3 стола. Собирают пазлы – звучит музыка).
Василиса: Что это у вас получилось?
Дети: Это богатырь.
Василиса: Молодцы. Все знаете, все умеете. Будете настоящими богатырями. Ведь богатырями не рождаются, богатырями становятся.
Рада была с вами повидаться. А теперь уж мне пора. Но на прощание хочу подарить вам такие пазлы. Будете играть, да и меня вспоминать.
Воспитатель, дети: Благодарим. (Прощаются с Василисой.)
СЛАЙД № 25 «ОБРАЩЕНИЕ ВОРОНА»
Ворон: Ну что, ребята, понравилось вам путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Спасибо тебе, ворон. Многое мы вспомнили, а многое и узнали.
СЛАЙД № 26 «ПРОЩАЕСЯ ВОРОН»
Ворон: Пора прощаться мне с вами. До свидания, ребята! Удачи вам! (Дети с воспитателем прощаются с вороном.)
СЛАЙД № 27 «МОСТ ОБРАТНО ДОМОЙ»
Воспитатель: Вот и побывали мы с вами в Древней Руси. Пора и в детский сад возвращаться. А вот и наш мост времени. В путь, ребята! (Проходим по деревянной дуге.)
Воспитатель: Вот мы и опять оказались в нашем любимом детском саду.
Становятся полукругом.
СЛАЙД № 28 «КАРТИНА РОССИИ»
Саша Ф. : Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас в трудный час от беды сберегла.
Ей не ведомы страхи и крепка ее сталь,
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Реб. 2: Берегите Россию, нет России другой.
Берегите ее тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы много говорили о богатырях, о Родине. Вы показали, как много вы уже знаете. Но на этом мы не будем останавливаться. Мы с вами и дальше будем обогащать наши знания о России современной, о старой Руси-матушке. Еще ни одну былину мы свами прочитаем. Вы молодцы. Очень меня порадовали своими знаниями. Ну а в группе вас ждет сюрприз. А для наших гостей мы еще подготовили выставку с нашими работами. Спасибо за внимание.
Звучит музыка «У России косички». Дети уходят из зала.
СЛАЙД № 29 «СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ»