Галина Захарова
Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной к школе группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной к школе группе «Зимушка - Зима»
Цель: Обобщить и углубить знания детей о зиме.
Задачи:
Образовательные:расширить и обогатить знания о зиме, о сезонных изменениях в природе. Обучать способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью.
Публикация «Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной к школе группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: развивать интерес, любознательность к исследовательской деятельности. Развивать связную речь, логическое мышление. Развивать умение высказывать свое мнение! Развивать творческое воображение, мышление, умение видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать умение включаться в совместную игровую деятельность. Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и ответственность.
Предварительная работа:
1. Беседы о зиме.
2. Чтение сказок, заучивание стихотворений о зиме
3. Проведение игр-драматизаций.
4. Рассматривание картин, иллюстраций зимнего пейзажа.
5. Наблюдение за погодой., снегопадом, снежным покровом.
Оборудование: Одноразовые тарелки, соль, столовые ложки, клей-карандаш; кроссворд; ТСО; компьютер.
Ход занятия
Дети заходят в зал и становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости,
давайте улыбнемся и поздороваемся с ними.
А сейчас встанем в круг и вспомним слова напутствия
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:- Я для вас приготовила кроссворд, разгадав его, вы узнаете о чем мы сегодня будем говорить на занятии!
- Дети вы любите загадки? Послушайте их и отгадайте
1 Он вошел – никто не видел
Он сказал – никто не слышал
Дунул в окна и исчез
А на окнах вырос лес (мороз)
2 Ты откуда ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь
- Как зовут тебя? (Снегирь)
3 Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (медведь)
4 Кто-то свяжет кто сошьет
Ту что на голове живет
И в мороз не заменима
Уши вам согреет в зиму (шапка)
Воспитатель: Какое слово получилось? :
Дети: зима.
Воспитатель:А какое время года у нас сейчас?
Ребята сколько времён года? (четыре). Назовите их: (зима, весна, лето, осень).
Воспитатель: дети какое время года вы видите на экране? (1 слайд)
Дети: зиму.
Воспитатель: Совершенно верно. Мы оказались во владениях Матушки- Зимы. Она приготовила для вас задания и сюрпризы.
Воспитатель: - А чем дети любят заниматься зимой? (кататься на санках, на лыжах, на коньках, играть в снежки и т. д.).слайд 2
- Дети какая зимой погода? ( ответы детей: холодная, морозная, вьюжная, снежная и тд).
-Для того, чтобы не замёрзнуть, нам нужно правильно одеваться.
Проводится дидактическая игра «4й лишний» «Подбери одежду по сезону» (карточки с изображением одежды) 3 слайд
Воспитатель: -выберете предметы зимней одежды, в названии которых есть звук «Ш» (шарф, шапка, шуба, штаны). 4 слайд
Задание. Выложить из счётных палочек букву «Ша»; которая обозначает звук «ш».
Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признак»
Воспитатель:-Представьте, что к нам в гости приехали жители жарких стран. Зимы они никогда не видели, но очень бы хотели про нее узнать.
-Давайте попробуем им рассказать, какая же у нас зима?
Какой может быть зима? (белая, пушистая, холодная, снежная, красивая, волшебная, сказочная, морозная, суровая,чудесная, красивая, великолепная, грустная, весёлая; ледяная). 5 слайд
Какой лёд? (холодный, прозрачный, крепкий, хрупкий, скользкий).
Снег какой? (белый, липкий, блестящий, холодный, серебристый).
Какое может быть настроение? (весёлое, радостное, обиженное, грустное).
-Сейчас я прочту стихотворение-загадку. А вы добавите соответствующее слово:
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег) :
На полянку, на лужок все снижается… (снежок)
Вот веселье для ребят- все сильнее… (снегопад)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег)
Все бегут вперегонки. Все хотят играть в (снежки).
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправиться в лес
Путь наш не близкий. Как вы думайте, на чем лучше передвигаться по лесу?
(предположения детей)
Воспитатель: надеваем лыжные костюмы, хорошенько зашнуровываем ботинки, надеваем лыжи, берем в руки палки, поехали.
(Звучит музыка «Кабы не было зимы)
Воспитатель: Наклонитесь, большая ветка, присядьте; внимание! съезжаем с горы.
-Вот мы и приехали, посмотрите вокруг.
Все вместе: Здравствуй лес, дремучий лес. Полон сказок и чудес.
-Посмотрите, чьи это следы на снегу? 7 слайд
Дети давайте снимем лыжи, оставим на лыжне и присядем тихонечко (на пол, понаблюдаем. Какие правила необходимо соблюдать в лесу?
- Почему остались на снегу следы? Откуда они взялись? (ответы детей)
На экране – волк, заяц, лиса, медведь, лось и их следы. (8 слайд)
- А почему вы решили, что это следы зайца? (след еле виден, маленький, задние лапы длине передних).
- Сравните, чей след больше?
Дети рассматривают следы животных, подбирают к ним изображение животного. «Чей след?» 9 слайд
Воспитатель: - летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге 10 слайд
От мороза прячет нос
Воспитатель: Как зимует медведь? (ответы детей) Чем питается? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно медведь всю зиму спит в берлоге
Воспитатель: Как вы думайте, каких еще животные спят зимой? (барсук; сурок. еж) Почему? (они спят зимой, потому что им трудно найти привычный для них корм, перестают питаться и впадают в спячку) 11 слайд
Воспитатель: Какие животные заняты зимой добычей корма? (высказывания детей) Чем питается зимой белочка? (ответы детей) Как в народе говорят про волка? (высказывания детей) Чем питается заяц? (ответы детей) Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «1-2--3 в какого зверя хочешь, в того и превратись»
Здесь в лесу можно увидеть и птиц( 12 слайд)
Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
12 а слайд Поползень остается зимовать в лесу! Еще осенью начинает запасаться кормом: ягоды зернышки орехи; прячет их под кору и в ращелены деревьев где находится его гнездо!
Наш лес посещают северные гости. Кто они? (снегири и свиристели)
Воспитатель: Какая птица выводит птенцов зимой?13 слайд (высказывания детей)и 13 слайд 1 объединить
Воспитатель: - это клест! Выводят птенцов в феврале.
Воспитатель: А теперь проверим, уметет ли вы решать задачки.
Слушайте внимательно!14 слайд
5 синиц на ветку сели
К ним 2 галки прилетели
Сосчитайте быстро детки
Сколько птиц сидит на ветке?
Еще 1 задачка на логику 14 слайд 1
Воспитатель: Как вы думайте, птицам нужна помощь (ответы детей)
15 слайд
Воспитатель: Какая?. (предположения детей)
Воспитатель : Ой! Какая метель началась!
Дыхательная гимнастика «Вьюга»
Раздать детям снежинки из ваты на ниточке
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.
Воспитатель: Сколько сугробов намело!
Стихотворение
По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Снег стелила розовый.
За зимою 2 метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели
И кидали хрустали.
Пословицы о зиме:
Январь году начало, а зиме середина
Месяц январь зимы государь
С января солнце на зиму поворачивает
-Зимой солнце светит, да не греет.
-Сугроб да вьюга – два друга.
Воспитатель: Что-то холодает, а нам надо идти дальше. Впереди нас ждет лаборатория Зимы
Воспитатель: замело лыжню, придется идти пешком. Поднимайте выше ноги.
А вот и «Лаборатория Зимы» и верный посланник зимы (16 слайд) - Снеговик!
Воспитатель: вот уже и середина зимы, а Снеговичок никак не может понять, откуда под ногами берется хруст, когда идешь по снегу?
Давайте, дети поможем Снеговичку, объясним.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)
Опыт “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Вывод: Снег состоит из, снежинок. А снежинки – это очень маленькие кристаллики, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Воспитатель: В следующий раз проведем другой опыт со снегом. А нам надо идти дальше; Замело дороженьку, придется идти пешком. Поднимайте выше ноги.
Вотмы ипришли в «Художественную мастерскую»!
Воспитатель: ребята, сегодня я предлагаю вам научиться рисовать дерево с помощью клея и соли. Техника рисования, с которой я вас сегодня познакомлю, называется «Рисование солью». Посмотрите, как выполняется работа по этой технике. Сначала нужно при помощи клея нарисовать дерево. Начинаем рисовать дерево со ствола, с макушки. Теперь нарисуем веточки. Начинаем рисовать от макушки, сначала короткие веточки и спускаясь ниже всё длиннее. В конце можно нарисовать снежинки таким же способом. В конце работы не забываем закрывать клей. Сверху наше дерево и снежинки посыпаем солью. Чтобы убрать лишние крупинки соли, нам нужно поднять работы и стряхнуть их. Даём время, чтобы соль подсохла. Но сначала подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Закрутились, завертелись белые снежинки (фонарики).
Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки (руки вверх-вниз, шевеля пальцами).
Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду (руки вниз).
Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду (пальцы в щепотку, разжать). Воспитатель: ребята, с чего мы начнем работать?
Дети: клеем рисуем дерево
Воспитатель:А теперь, ребята, давайте приступим к работе и попробуем нарисовать свой сказочный лес. Дети работают под музыку П. И. Чайковского, А. Вивальди.
Самостоятельная работа детей
По окончании рисования дети рассматривают рисунки
Воспитатель: какие вам работы понравились больше всего?
Молодцы! Зимние пейзажи получились замечательными. Думаю Зимушка осталась довольной!
Но, а нам пора возвращаться в группу, одеваем лыжи и в путь.
Итог: понравилось вам бродить по лесу? Что вам было интересно на остановках? Что показалось затруднительным? Ну вот и закончилось наше путешествие.
Рефлексия: раздать детям снежинки грустные и веселые.