Елена Рябова
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Секреты осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
открытого интегрированного занятия в подготовительной группе
«Секреты осени»
Воспитатель: Рябова Е. Н.
(интеграция развития речи и ознакомление с окружающим миром)
Интегрированные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе „Секреты осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Обобщить представления детей об осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи.
2. Развивать интерес познанию природы. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)
2. Создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей любовь к природе.
Приёмы: выход из проблемной ситуации.
Словарная работа: черешок, кромка, листовая пластина, основание, хлорофилл.
Оборудование и материал:
тайное письмо, акварельные краски, большая кисть, непроливайка, зеленые листья, лупы, белая ткань, деревянные кубики, мячики с шипами, листья настоящие, листья-оригами, картинки для игры «Признаки осени», зонтик с лентами.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за деревьями, за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени.
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина.
• Разучивание стихов и поговорок об осени.
• Пение песен об осени и слушание музыки.
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы, просмотр мультфильма «Почему листья желтеют и опадают осенью?»
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев и листьев разными техниками рисования.
• Конструирование из бумаги «Листики клёна».
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход занятия:
Воспитатель: (Воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются,
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы скажете, о чем оно:
«Птицы стаями летят,
Грустно: дождь и листопад,
Ветер тучи в небе носит
Потому что это…
Дети: Осень.
Воспитатель: Ребята, у меня в коробочке картинки, каждая картинка – это признак осени.
Игра «Признаки осени». Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребенок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.
-день короче, а ночь длиннее;
-на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь. Молодцы с этим заданием вы справились.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло письмо.
Воспитатель открывает письмо, достаёт лист, а на нем ничего не написано.
Воспитатель: лист пустой, что же это может значить?
Дети: это зашифрованное письмо!
Воспитатель: что мы должны сделать, чтобы его расшифровать?
Дети: можно кисточкой с краской раскрасить лист, может проявиться надпись. Мы так делали на рисовании, когда раскрашивали листья.
Воспитатель: Юра, раскрась этот лист, расшифруй письмо.
Ребенок раскрашивает лист бумаги, на котором проявляется надпись: «Клён».
Воспитатель: Ребята, это письмо от клена. Он просит помощи! Это лето было очень жаркое и засушливое, листья дерева раньше времени опали. Наше дерево хочет побыть еще в листве, и мы должны ему помочь.
Для того чтобы выяснить почему листья желтеют и опадают я приглашаю вас в нашу лабораторию.
(Ребята рассаживаются за парты, где приготовлено все для исследования)
Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе, разомнем наши ручки.
Массаж рук мячиком с шипами.
Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
В руку левую возьмем,
В кулачок его сожмём.
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
Воспитатель: Деревья живые и им нужна еда, только не такая как наша.
Какая еда у деревьев, что необходимо дереву?
Дети: деревьям необходимо: вода, солнечный свет, воздух и хлорофилл.
Воспитатель: Что такое хлорофилл?
Дети: это самая важная часть зеленых растений.
Воспитатель: Правильно! Хлорофилл окрашивает листочки в зеленый цвет.
Исследование №1
«Рассматривание строения листа с помощью лупы»
Слайд «Строение листа»
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки листок, рассмотрим строение листа. А для того, чтобы лучше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Дети: воспользуемся увеличительным стеклом – лупой.
Показ картинки строение листа на экране телевизора.
Воспитатель: Черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Теперь рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Рассматривают картинку – схему питание листа влагой летом и осенью
(на экране телевизора)
Воспитатель: Что образовывается в основании черешка осенью?
Дети: Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Исследование №2
«Почему лист зеленый?»
Воспитатель: Возьмите лист и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Воспитатель: Когда наступает осень и становится меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем.
Воспитатель: Рассмотрим строение листа.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилкой, через которые листочки питаются влагой.
Воспитатель: А теперь давайте полетаем как листики. Рядом со столами физминутка.
Физминутка «Мы – листики осенние»
Мы – листики осенние
На веточках сидели. (садятся на корточки)
Ветер дунул, полетели. (летают по комнате)
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели. (вновь тихонько садятся)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял. (поднимаются, кружатся)
Повертел их, покружил.
И на землю опустил. (снова садятся)
Воспитатель: А теперь давайте вспомним приметы осени.
Презентация, дети за столами.
Воспитатель: Ребята, наше дерево ждёт помощи! Как нам ему помочь? Мы с вами сделали кленовые листочки-оригами, их мы и подарим нашему дереву, прикрепим каждый свой листочек. Они лежат у нас в красивой коробочке, которую мы возьмём с собой.
Воспитатель: Но как же нам добраться до него? У нас есть волшебный осенний дождик, который перенесёт нас в волшебный лес.
Воспитатель открывает зонтик с атласными лентами («сухой душ») и произносит слова
Воспитатель: Раз, два, три в волшебный лес беги!
Воспитатель: Посмотрите узкая тропинка, по ней мы пойдем друг за другом.
Физкультминутка. Дети выстраиваются и идут по узкой извилистой дорожке (вдоль каната, держат равновесие, затем прыгают по болотным кочкам.
Дружно за руки возьмёмся,
В лес осенний мы пойдём,
По полянки мы пройдёмся,
Песню весело споём.
Нагибайся, погляди-ка,
Что краснеет под кустом?
Ты не прячься, земляника,
Всё равно тебя найдём!
Комары звенят над нами,
Комары кусают лоб.
Мы воюем с комарами, Одновременно с шагами выполняем хлопки Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп! В ладоши перед собой, над головой, справа,
слева, внизу.
Воспитатель: Хорошо, молодцы, ребята.
Воспитатель: Вот мы и доехали до полянки. Как мы найдем наше дерево?
Дети: У этого дерева нет листьев.
Воспитатель: Подарим ему листья, сделанные своими руками.
Дети прикрепляют листья к дереву.
Воспитатель: Так почему же опадают листья? Как называется вещество, которое окрашивает лист в зеленый цвет? (ответ детей)
(дети отвечают, воспитатель обобщает и делает вывод)
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем до свидание нашему дереву и нашим гостям. А волшебный осенний дождик вернёт нас в детский сад.
Дети: Раз, два, три в детский сад беги!
Воспитатель открывает зонд с лентами («сухой душ», дети пробегают через ленты и убегают из группы друг за другом.