Елена Зинченко
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Ознакомление с кубанской сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Образовательная область «Социально-коммуникативная»
Тема: Ознакомление с кубанской сказкой
«Как сын больного отца через горы перенес»
Цели:
Продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного искусства.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе „Ознакомление с кубанской сказкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности (мимика, жесты, интонация)
Прививать любовь к родному краю.
Задачи.
Образовательные.
Познакомить детей с культурным наследием народов Кубани (сказками и легендами)
Знакомить с кубанским народным говором.
Создать условия для самостоятельного отображения в сюжете сказок разнообразных событий: жизни взрослых и детей.
Развивающие.
Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей;
Обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной, включающей игру.
Способствовать использованию продуктивной деятельности по созданию атрибутов для игры.
Развивать познавательный интерес к своей родине, ее истории, быту, традициям
Воспитательные.
Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, родному краю. Воспитание уважения к семейным традициям, к родителям, к бабушкам и дедушкам.
Поддерживать стремление детей совместно с партнерами распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и настроение игрового персонажа.
Интеграция.
Коммуникативная, познавательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, двигательная, музыкальная деятельность.
Предварительная работа: чтение и рассказывание кубанских сказок «Альяна», «Золотой и огненный дождь», «Как сын больного отца через горы перенес». Лепка сказочных персонажей по сюжету одной сборной сказки. Рассматривание иллюстраций. Слушание стихов кубанских поэтов : И. Варава, В. Подкопаева, В. Бакалдина.
Материал к занятию :
Иллюстрации к кубанским сказкам, слайды с изображением природы Кубани, сборники стихов кубанских поэтов
Цветная бумага, гуашь, клей, цветные мелки, ножницы
Музыкальное сопровождение: отрывки из кубанских народных мелодий, классическая музыка.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, послушайте, какая прекрасная музыка звучит.
Она вам нравится?
Конечно же, это мелодия нашего кубанского края, нашей родной матушки Кубани.
Кубань – земля такая,
Лишь первый луч скользнет,
И поле оживает,
И гром земной плывет.
И землю плуг срезает как масло.
Круглый год здесь что-то засевают,
И что-то убирают, и что-нибудь цветет.
Кубань – земля такая,
От хлеба золотая,
Степная сторона.
Гостей она встречает
И песни запевает,
И душу открывает
Прозрачную до дна.
Вот она, какая наша Кубань!
Воспитатель: А сколько сказок и легенд сложил наш народ кубанский!
Всех и не перечесть. Дети, а какие вы знаете?
Дети: «Коза – Дереза», «Альяна», «Ивашка», «Как сын больного отца через горы перенес» и др.
Воспитатель: Шумит река, тихий ветерок доносит запах скошенной травы и полыни – запах степного раздолья. А, давайте-ка, ребята, помечтаем и вспомним этот старинный кубанский сказ «Как сын больного отца через
горы перенес».Чтение сказки и обсуждение ее вместе с детьми
Воспитатель: О чем говорится в этой сказке?
Дети: О любви сыновей к своему отцу?
Воспитатель: Что они предлагали, чтобы помочь отцу?
Дети: Старшие сыновья предлагали перенести отца через горы, но не рассчитали свои силы.
Воспитатель: А кто же помог отцу перейти через гору?
Дети: Младший сын.
Воспитатель: Что же он придумал?
Дети: Сын по дороге рассказывал отцу сказки и легенды, отвлекал его.
Воспитатель: Так какой же был младший сын?
Дети: Сын был очень мудрый, любил природу, мечтать, очень хотел счастья своему отцу.
Воспитатель: Как вы думаете, что же помогло отцу выздороветь?
Ответы: Свежий воздух, медленная ходьба, движение воздуха – все это бодрило отца. И они незаметно добрались до долины счастливых родников.
Воспитатель: А у вас есть желание оживить сказку, сделать ее своими руками? Сыграть в ней роли? Быть художниками и актерами, как в театре? А что для этого нужно?
Ответы: сказку послушать, нарисовать эскизы, роли распределить, декорации еще нужно сделать.
Воспитатель: Мы уже многое сделали на занятиях в группе. Но кое-что мы должны сделать сейчас. Мы будем делать декорации. А что сложно сделать? Рассмотрите эскизы к декорациям!
Дети рассматривают и размышляют: волны на речке, на цветах сидят бабочки, листочки на деревьях, золотой дождь. Птички на ветках поют песни, солнышко светит, на поляне расцветают прекрасные цветы.
Воспитатель: На столах много разнообразного материала: краски, цветная бумага, клей, ножницы. Приступайте к работе, а я вам буду помогать.
Дети начинают работать. По окончанию рассматривают декорации, готовятся к спектаклю, распределяют роли.
Воспитатель напоминает, что в эту сказку будет включен отрывок из сказки «Альяна».
Дети занимают места и сказка начинается.
Воспитатель: А я буду сказочницей.
На фоне музыки воспитатель начинает рассказывать легенду :
Когда-то на Кубани жил да был казак Тарас Твердохлиб. Он был знаменит и очень уважаем. Были у Тараса добрая хата, славная жена и трое сыновей. Сыновья почитали своего отца. Но случилась беда, подкралась старость, заболели у казака ноги. Он еле передвигался. Всполошились сыновья, стали отца расспрашивать.
На бугре сидит отец с палочкой. Выходят три сына. Один гладит его по голове, другой воды подносит.
Старший сын: Скажи, отец, чем тебе помочь?
Средний сын: Подать воды? Скажи, отец, как от беды уйти?
Младший сидит и молчит.
Отец: Помочь мне, сынки, может только огонь-вода. Но она далеко, по ту сторону высоких гор, дорог туда нет, пешком я туда не дойду.
Сыны: Да мы попробуем, мы самые сильные в станице.
Взяли они отца на руки и понесли, да скоро выдохлись.
Тогда Иван сказал : Я понесу отца через горы. Ты не робей, батько, ты лучше послушай и пойдем потихонечку.
Повел Иван отца, да по пути начал он свой рассказ : «Давным-давно, когда не было еще на свете и отца твоего, и деда….»
Воспитатель: Они медленно шли, а Иван стал рассказывать отцу старинные легенды, которые увлекали отца в новый, волшебный мир:
«Жила-была бедная девушка Альяна. Мачеха выгнала ее из дома, ушла Альяна в лес, заблудилась и, вдруг, увидела избушку Бабы Яги.
Баба Яга: Иди, деточка, ко мне, помоги старой женщине по хозяйству управиться.
И стала Альяна жить у Бабы Яги.
Девочка двор метет, воду носит.
Баба Яга: А теперь за доброту твою и старание я тебя награжу. Пойди к дереву да сорви моих красивых яблок.
Альяна: Да ведь нет на дереве яблок.
Баба Яга: А ты подойди, милая, поближе.
Подошла девушка к яблоне, и посыпался на нее золотой дождь.
Воспитатель: Вот как наградила Баба Яга Альяну за доброту и старание.
А Иван с отцом идут дальше. Звучит музыка. Открывается долина очарования. Выходит Королева цветов и исполняется «Таней цветов».
Королева: Я рада приветствовать вас в своем царстве цветов. Запах моей долины придаст тебе много сил. Удачи тебе.
Цветы машут вслед.
Воспитатель: Идут они дальше. А Иван все рассказывает отцу. И так было целых четыре дня. А на пятый день Иван и говорит: «Вот, батько, и долина счастливых родников. А в реке много огненной воды, чистой, как слеза.
Танец огненной воды. Выходит девочка и подает кувшин с водой.
«Испей, отец, и ты будешь здоров».
Отец: Ну, спасибо тебе, сынок, вся хворь у меня прошла, я готов опять трудиться.
Воспитатель: Вот так сын перенес отца через горы. А вы, ребята, побывали в прекрасном мире сказки, которая запомнится на всю жизнь. И еще вы приобщились к прекрасному миру народной культуры. Попробовали себя в разных ролях и создали своими руками прекрасные декорации. На все это нас с вами вдохновила наша прекрасная родина – Кубань : ее природа, история и народные традиции
В заключении дети дружно рассказывают стихотворение
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо надо мною.
Это все мое, родное!