Ольга Пастушкова
Конспект открытого индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
«Автоматизация звука Ш».
Этап: Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях.
Разработала: Пастушкова О. А.
учитель-логопед МДОУ «Д/с № 95 к. в.»
г. Магнитогорска
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Упражнять в правильном произнесении звука Ш в слогах, словах и предложениях.
2. Учить определять наличие слов со звуком Ш в стихотворном тексте.
3. Продолжать учить определять место звука Ш в словах.
Публикация «Конспект открытого индивидуального занятия „Автоматизация звука [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
4. Упражнять в употреблении слов - антонимов и уменьшительно-ласкательных форм.
5. Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
Развивающие задачи:
1. Развивать мышцы артикуляционного аппарата.
2. Развивать память, мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности на основе поддержания познавательного интереса средствами …
2. Воспитывать учебные навыки
3. Воспитывать умение анализировать собственную деятельность.
Материалы и оборудование: магниты, карточки с цифрами, предметные картинки со звуком Ш (рубашка, шорты, подушка, шарф, карандаш, малыш, каша, мишка, мешки, карточки с заданиями, призы (погремушка, мешочек, шпилька, катушка, шишка, шарик бильярдный, шоколад, «стрелки»(изображение предметов со звуком ш).
1. Орг. Момент
Логопед с ребёнком входит в зал.
Л: - Сегодня у нас гости, они пришли посмотреть, как ты умеешь заниматься с языком. Ты должен быть внимательным, отвечать на вопросы полным ответом. Давай поздороваемся с гостями и начнем занятие.
2. Артикуляционная гимнастика
Ребёнок садится за стол вместе с логопедом.
Л: - Мы с тобой покажем артикуляционную гимнастику для языка.
Чтобы язычок размять,
Приглашаю погулять.
Встретится препятствий много,
Тем и хороша дорога.
( Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам: «Блин», «Вкусное варенье», «Индюк», «Чашечка»).
3. Во время проведения гимнастики раздаётся звук Ш…
Л:- Что это за звук нам постоянно мешает? Давай посмотрим от куда он раздаётся. (Подходят к пеньку, а рядом лежит змея).
Л:- Эта змея что - то говорит. Ну - ка давай послушаем. Она просит помощи. Змея заблудилась и ей надо добраться до домика гномика Паши. Поможем змее. А в дорогу мы с собой возьмем звук … (Ребенок узнает звук Ш по беззвучной артикуляции и произносит его.) За время, что будем находиться в пути, нас ждут различные задания, ты будешь упражняться в правильном произношении звука Ш в слогах, словах и предложениях, учиться определять наличие слов со звуком Ш в стихотворении, определять место звука Ш в словах, упражняться в употреблении слов - антонимов и уменьшительно -ласкательных форм, продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
За каждое правильное задание получишь звёздочку. И в конце занятия, в зависимости от того сколько заданий ты выполнишь правильно, получишь приз. А какой приз ты узнаешь сейчас.
Стоят карточки с цифрами от 3 до 9, напротив каждой цифры стоит приз. 3 - погремушка, 4 - мешочек, 5 - кошка, 6 - катушка, 7 - шишка, 8 - шарик, 9-шоколад.
Ребёнок называет цифру и соответствующий приз.
4. Дыхательная гимнастика.
Л: - Ну, что отправляемся в путь? Смотри, мы вышли на полянку, где растут цветы.
На полу лежат 3 цветка (красный, жёлтый, синий).
- Какого цвета эти цветы, назови.
- Сколько их?
На одном из них сидит бабочка.
- На каком цветке сидит бабочка?
Подул ветер и бабочка улетела. Покажи, как улетает бабочка.
Ребёнок смотрит на каком цветке сидит бабочка и берёт в руки цветок и дует на бабочку.
5. Характеристика звука.
Л: - Пойдём по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук Ш. Каждый шаг будем обозначать фишкой.
Логопед медленно читает стихотворение. Ребенок каждое слово со звуком Ш обозначает фишкой-квадратом, выкладывая дорожку.
Для…Мишутки…малыша…
Маша…вяжет…теплый…шарф…
Шарф…на…шею…он…повяжет…
И…тихонько…Маше…скажет…
Спасибо!
Л: - Какой звук ты слышал? Чей это звук? Какая артикуляция у звука? Дай характеристику звука.
6. Речевая зарядка.
Л: - Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: ша – шо – шу – ши, аш - ош – уш - ыш. Ребенок пальчиками имитирует прыжки по кочкам-кружочкам, разложенным на столе.
7. Определение места звука Ш в словах.
Ребёнку даётся карточка с изображением 3х домиков и предметов со звуком Ш.
Л: - Подошли мы к улице, на которой могут жить только слова со звуком Ш. Рассели эти слова в домики. Слова с Ш в начале слова посели в домик в начале улицы, с Ш в середине слова- в домик в середине улицы, с Ш в конце слова – в домик в конце улицы. Назови все слова, скажи, где в слове ты слышишь звук Ш, проведи от слов стрелочки к нужным домикам.
Р. маркером проводит линии от предметов к соответствующим домикам.
8. Физминутка: Кошка
Вот окошко распахнулось (Руки развести в стороны)
Вышла кошка на карниз (Имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (Запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (Опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (Повернуть голову к левому плечу, повернуть голову к правому плечу)
Проводила взглядом мух. (Взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (Соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.
9. Д/и «Скажи наоборот»
Л: - Куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, если подберем слова - «наоборот».
Маленький - … (большой)
Гладкий - … (шершавый)
Узкий - … (широкий)
Плохой - … (хороший)
Л: - Вот и привели мы змею до дома гномика
10. Д/и «Назови ласково». Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно - ласкательной форме.
А тут нас гномик Паша встречает. Паша сам маленький и все предметы у него маленькие.
У Паши не большая рубашка, а маленькая …
У Паши не большая шапка, а маленькая …
У Паши не большие шорты, а маленькие …
У Паши не большой шар, а маленький …
У Паши не большие уши, а маленькие …
У Паши не большая машина, а маленькая …
11. Офтальмопауза «Стрелки» (применение здоровьесберегающих технологий)
Р. следит глазами по стрелкам и называет слова.
12. «Чего не хватает?»
Ребёнку даётся карточка с изображением предметов с недостающими деталями и маркер для выполнения задания. Р. называет слова, которых не хватает и дорисовывает не достающие детали.
Л: - Гномик любил рисовать, но он так торопился, что кое - что забыл. Скажи, что он забыл нарисовать. Только есть одно условие: нужно называть слова, которых не хватает, ласково, чтобы они не обиделись.
Словарь: жираф без пятнышек, домик без окошка, мышка без ушка, желудь без шляпки, шмель без крылышек, петушок без гребешка.
13. «Что больше?»
Ребёнку даётся карточка с изображением предметов одинакового размера. Р. говорит какой предмет больше, а какой меньше.
Логопед: - Гномик Паша нарисовал нам на память картинки. На картинках предметы у него получились одинакового размера, а на самом деле это не так. Расскажи ему, какой предмет на самом деле больше, а какой - меньше. Например: шкаф больше шкатулки, шкатулка меньше шкафа.
Словарь: шкатулка, шкаф, кошка, мышка, лукошко, кадушка, журавль, петушок, пушка, ружье, кувшин, кружка, башня, шалаш, шмель, кошка, дедушка, малыш.
14. Составление предложений.
Ребёнку даются предметные картинки для составления предложений по опорным словам.
Л: - Гномик привел нас на лесную полянку. Нужно их позвать, а для этого составь про нашего Пашу предложения.
Паша, машина, мешки.
Паша, шарик, мишка.
Паша, каша, малыш.
Паша, подушка, шарф.
15. Закрепление
Л: - Нам пора возвращаться. А вот и кочки. Надо вновь пройти по ним и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнил?
Р. вспоминает картинки, отвечая: «Я хорошо запомнил …». Картинка переворачивается для проверки правильности ответа ребенка.
16. Итог занятия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?
- Какой приз ты заслужил? Посчитай звёздочки.