Анджела Рахматулина
Конспект осенней прогулки для детей старшего дошкольного возраста «В гости к осени пойдем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект осенней прогулки для детей старшего дошкольного возраста «В гости к осени пойдем»
Цель: систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе.
Задачи: закреплять знания о деревьях, кустарниках, учить определять дерево или кустарник, закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, птиц, человека, продолжать формировать интерес к природе, умения видеть, наблюдать, делать выводы.
Публикация «Конспект осенней прогулки для детей старшего дошкольного возраста „В гости к осени пойдем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, загадывание и отгадывание загадок, чтение художественной литературы.
Материал: альбомы с загадками, пословицами, приметами, играми.
Ход прогулки
Воспитатель: Ветер дует, задувает,
Ветер листики срывает.
Листья на ветру кружатся.
Листья на траву ложатся.
Листья падают, летят.
Настоящий листопад!
Скоро мы гулять пойдём
И листочков наберём.
Воспитатель: Ребята, вы помните, какие деревья растут у нас на участке?
Дети: Клен, береза, черемуха, липа, черноплодная рябина, орех, дуб.
Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем на прогулку на наш участок. Будем наблюдать, играть, вспоминать, отгадывать. Будьте очень внимательны, потом вечером расскажем родителям, что видели интересного на участке.
Воспитатель: Вот и пришли мы на наш участок. Здесь вы любите бегать, играть, гулять и отдыхать. А какая сегодня погода?
Дети: Сегодня теплая, сухая, солнечная погода.
Воспитатель: Да, ребята, вы правы, стоит тихая, ясная, солнечная осень. Посмотрите, все деревья оделись в золотой наряд. Тихо падают на землю желтые листочки. А как называется эта пора осени?
Дети: Золотая осень
Воспитатель: Правильно, ребята, еще золотую осень в народе называют «бабьим летом» - это когда тепло, солнечно и в воздухе летают паутинки.
Рассмотрите листики с деревьев, какого они цвета?
Дети: Осень раскрасила все листья в желтый, красный, оранжевый цвет, некоторые листики еще зеленые.
Воспитатель: А теперь послушаем загадки и постараемся их отгадать.
Весной веселит,
Летом холодит,
Зимой согревает. (Дерево.)
Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, сосна.)
Зелена, а не луг.
Бела, а не снег.
Кудрява, а не человек. (Берёза.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
Золотой коробочек,
А внутри - дубочек. (Жёлудь.)
Воспитатель: Об осени писали русские поэты и писатели. Они всегда описывали осень красочными эпитетами. Послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова:
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникшие ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит
Воспитатель: Вы услышали приметы осени в стихотворении? Какие приметы осени вы знаете? Назовите их.
Игра «Приметы осени»
Дети называют приметы осени и дают точное и полное описание примет осени.
Бабье лето ненастно - осень сухая.
Влажное лето и теплая осень - к долгой зиме.
Осень ненастная - весна дождливая.
Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.
Облака идут низко - к дождю и холоду.
Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.
Длинная паутина летит - к не скорому снегу.
Много паутины на бабье лето - к холодной зиме.
Много ягод рябины - к дождливой осени и холодной зиме.
Воспитатель: Ребята, на нашем участке очень много разных растений, которые помогают и защищают нас. Это деревья, кустарники, цветы и травы. Летом деревья спасают нас от жары, весной радуют появлением первых листочков и цветением первоцветов, осенью красотой и разноцветием листьев. Кроме того растения очищают воздух и выделяют кислород, так необходимый нам для дыхания. Давайте поиграем в игру «Деревья, кустарники, травы»
Игра «Деревья, кустарники, травы»
Когда воспитатель произносит название дерева, дети должны поднять руки вверх, когда название кустарника - должны стоять, опустив руки, а когда название травы (травянистого растения, цветочков) - приседают.
- Дуб. (Поднимаем руки вверх.)
- Подорожник. (Приседаем.)
- Ель. (Поднимаем руки вверх.)
- Шиповник. (Стоим, опустив руки.)
- Берёза. (Поднимаем руки вверх.)
Воспитатель: Молодцы, дети. Вас не запутаешь. Вы очень внимательные и правильно выполнили задание. Хочу предложить вам еще одну игру.
Игра «Знаем, знаем!»
Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат название дерева, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Знаем, знаем!»
Зайчонок Коська рассказал один интересный случай, который произошёл с ним, когда он пошел гулять. Он гулял по лесу и услышал пение какой-то птицы. Сорока сидела на осине. Но сорока стрекочет. Дятел сидел на сосне. Он стучал клювом по шишке. Ворона прилетела и села на берёзу. Вороны тоже не поют, они каркают. Чья же в лесу песня? У лесного ручья стоит калина. Зайчонок Коська увидел маленького соловья на ветке калины. Так вот кто так красиво поёт! Ягоды калины - красные, красивые. Осенью и зимой их едят птицы.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему мы не слышим голосов птиц, которые летом радовали нас своим пением? Летают воробьи, синички, голуби. А где ласточки, соловьи?
Дети: Эти птицы улетели зимовать в теплые края. Они называются перелетные и на зиму улетают. Потому что им нечего есть. Они питаются насекомыми. А насекомые зимой прячутся под кору деревьев. Остаются только зимующие.
Воспитатель: А зимующим птицам зимой приходится несладко, им тоже трудно приходится с едой. Поэтому зимой мы должны подкармливать птиц, чтобы им легче было пережить холода и дождаться весны.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите на время превратится в птиц и полетать?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда поиграем.
Игра «Сойка»
Сойка по лесу летела,
Во все стороны глядела.
(Машем руками, будто крыльями, поворачиваем голову вправо-влево.)
На траву под дубом села,
(Приседаем.)
Спелых желудей поела.
(Качаем головой, будто клюём.)
Сойка по траве пошла,
(Шагаем на месте.)
Много желудей нашла.
(Разводим руки перед собой.)
Хочется напрятать их –
И больших, и небольших.
(Пальцы правой руки складываем в щепоть и стучим по левой ладони.)
Сойка по траве поскачет,
Ловко жёлуди запрячет.
(Прыгаем на месте.)
Их засунет меж корней,
Под листву и между пней.
(Наклоняемся и опускаем руки к правой ноге, затем к левой ноге.)
И потом из каждой кочки
Быстро вырастут дубочки.
(Приседаем и встаём, поднимаем руки вверх.)
Воспитатель: Ребята, давайте наберем красивых, разноцветных листочков для красивых букетов, которые мы подарим мамам и украсим свою группу.
Но я предлагаю вам разбиться на команды и поиграть в игру «Листочки»
Игра «Листочки»
Разделить детей на три команды. В первой команде водящий играет роль берёзы, во второй - роль липы, в третьей - роль клёна. Команды собирают листочки - каждая - свои, и отдают их своему водящему. В конце игры воспитатель определяет, какая команда справилась с заданием быстрее.
Воспитатель: Все справились с заданием. Много листиков собрали. Красивые букеты получатся. Я думаю мамам очень понравятся ваши осенние листочки. А все – таки, вы знаете с какого дерева листок?
Игра «С какого дерева листочек?»
Воспитатель показывает детям листья разных деревьев. Дети должны определить и сказать, с какого дерева листочек. Победителем станет тот, кто даст больше правильных ответов.
Воспитатель: Вот такая прекрасная прогулка у нас сегодня получилась. Мы походили по осеннему участку, понаблюдали, поиграли, загадки отгадали и красивых листьев для букетов набрали. А теперь пора в группу.