Алина Бельских
Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Это родина моя».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Позна-ние», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуника-тивная, продуктивная.
Цель: Познакомить с шорской культурой.
Задачи:
образовательная: продолжить знакомить детей с родным краем, с коренными жителями юго-кузбасса и Новокузнецка – шорцами, с их бытом и культурой.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Экскурсия в подготовительной группе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
развивающая: развитие представления детей о взаимосвязи культур разных народов, о духовном богатстве, доставшемся нам в наследство от прошлых поколений.
воспитательная: способствовать воспитанию у дошкольников любви к родному краю, формированию чувства толерантности, уважения к культуре другого народа, к людям разных национальностей. Воспитывать желание посещать музеи, закрепить знания их культурной ценности, правил поведения в музее.
Оформление и атрибуты: фотографии символики шорцев, куклы в национальных шорских костюмах, принадлежности домашнего обихода, обереги, шаманский бубен с шорским орнаментом, макет шорского поселе-ния.
Звучит шорский народный наигрыш. На фоне мелодии выходят дети. (слайд это родина моя)
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети сидят на стульях появляется краевед.
Краевед: Здравствуйте ребята, я краевед, я занимаюсь изучением родно-го края, а вы знаете историю родного края? Люди каких национальностей жили на земле Кузнецкой, чем они занимались, какие у них были традиции, обычаи, знаете? Сегодня нам с вами предстоит интересное путешествие в одно загадочное, волшебное место -музей.
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место
Мы дружно отправляемся в музей!
Нас вернисажи, выставки встречают,
А краевед на встречу к нам спешит,
И, несомненно, все мы получаем,
Здесь что-то для ума и для души,
Музей нам дарит много впечатлений
И учит нас прекрасное ценить,
Мы знаем – память многих поколений
Музеи будут бережно хранить!
В нашем музее проходит выставка экспонатов под названием – «Это Ро-дина моя!».
Ребята а вы знаете правила поведения в музее?
Ребята: Да! Вести себя тихо и не трогать экспонаты руками!
Краевед: Молодцы! Что ж тогда начнем нашу экскурсию.
Ребята подскажите, а в какой стране мы живем?
Ребята: России!
Краевед: Правильно! Наша страна, наша родина Россия. Есть на ней ме-сто, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и жи-вет! А кто скажет в какой области мы живем.
Ребята: Кемеровской!
Краевед: Правильно! Если посмотреть на карту, то мы увидим, что кеме-ровская область, находится почти посередине Российского государства. (слайд карта России)
А в каком городе мы живем?
Ребята: Новокузнецке.
Краевед: А как называют жителей Новокузнецка?
Ребята: Новокузнечане.
Краевед: Давайте на карте найдем наш город Новокузнецк он находится на юге Кемеровской области. (слайд Кемеровской области) Дети, а как вы ду-маете почему наш город назван Новокузнецком?
Ребята: Здесь жили Кузнецы!
Краевед: Правильно! Здесь жили Кузнецы!
В далекие –далекие времена когда нашего города еще не было, по бере-гам реки Томь, ее притокам Мрас-су и Кондома проживали малочисленные группы -горные Шорцы! (Слайд шорские пейзажи) Шорцы жили в юртах, лес-ных землянках. (Слайд шорские жилища) Название народа произошло от име-ни одного из крупных родов, жившего на реке Шоре. Существует и другая вер-сия происхождения названия. Многие поколения испытывали гнет воинствен-ных джунгар, нелегкой была жизнь таежных охотников, потому и назвали они себя шорцами, от слова “шор” – печаль. Сильные и выносливые работоспособ-ные шорцы, талантливы от природы! Русские в старину называли шорцов – «Кузнецами» за их умение добывать, плавить железо и изготавливать из них предметы домашнего обихода. От этого и пошло название нашего края – Куз-нецкая земля, город Кузнецк, позже названный Новокузнецком.
Сюда приезжали купцы из Китая, а монгольские воины заказывали ору-жия и мечи. Повсеместно была распростронена обработка кожи и дерева (изготовление седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды, рукояток ножей, плетей). (Слайд ремесло)
Домашняя утварь деревянная и берестяная изготавливалась преимуще-ственно самими хозяевами. Для хранения зерна, меда использовали берестя-ные туеса. (Слайд деревянная и берестяная посуда)
У южных шорцев главным занятием оставалась охота, собирательство и рыболовство, занимались скотоводством, земледелием, торговлей и изготов-лением и сбытом глиняной посуды. Относительно хорошо были развиты пче-ловодство, сбор кедрового ореха.
И так шорцы – коренные жители нашего города и Кемеровской области. Не важно в какой стране живут люди, на каком языке они говорят, важно жить дружно и уважать то, что создал другой народ.
Сегодня мы познакомимся поближе с обычаями коренных жителей нашего города – шорца. У шорцев есть свой язык, непохожий на русский – шорский. Сейчас я поздороваюсь с вами по шорски «Эзеноктар!», а вы попробуйте мне ответить «Эзен!».
Дети: Эзен!
Краевед: Название нашей реки Аба, которая не замерзает зимой –тоже шорское.
Шорцы верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злы-ми духами - хозяев тайги, гор, рек, озер., которые могут помогать или вредить людям. Общение с духами происходило через посредника-шамана - особого избранника божеств. (Слайд шаман с бубном)
- Шаманы во время волшебного магического танца – камлания – путе-шествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте, перед сбором уврожая. Ни одно дело не обходилось без шамана.
Краевед: Я предлагаю вам поиграть в шорскую народную игру «Белый шаман»! (проводится игра). -
Игра «БЕЛЫЙ ШАМАН».
Цель: Развивать чувство ритма.
Ход игры:
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек.
Он становится на одно колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры:
Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Атрибуты: Бубен с шорским орнаментом.
Краевед: Молодцы ребята!
Ремесло шорцев носило домашний характер. Женщины занимались тка-чеством. Первоначально одежда шилась вручную и была из домотканой ткани кендыря. Материал выкраивался острым ножом. Детали сшивались с помощью шила и иглы прочными кендырными нитками. Позже одежда стала фабричного производства из покупного у русских черного сатина, бязи и других покупных тканей темных практичных расцветок. Мужская и женская одежда была почти одинаковой, состояла из рубахи, штанов и халата с вышивкой. (слайд одежда) Однако, вышивка на женской одежде выполнялась не только по вороту, как на мужской, но по подолу и обшлагам рукавов. Женская одежда оживлялась бусами, ожерельями, тонкими перстнями или медными кольцами, серьгами из стальной проволоки или меди с бисером, а волосы украшались приплеткой чынча, изготовленной из конского волоса и унизанной раковинами каури, бусинами, маленькими медными колокольчиками. (слайд украшения) Для детей шили такую же одежду, что и для взрослых, только меньших размеров. Нижнего белья шорцы не носили. Особой ритуальной, праздничной одежды не было. Зимой надевали несколько халатов, один поверх другого. Хотя существовали особые элементы охотничье-промысловой одежды, обеспечивающие незначительный комфорт охотника. Обувью служили кожаные сапоги с длинными го-ленищами.
Жизнь шорского народа была неразрывно связана с природой, и он выработал свое понимание окружающего мира. Дети тайги, шорцы, бережно относились к природе. Скажем, обычай запрещал без надобности рвать траву — волосы земли. С почитанием родной земли – гор, лесов, рек – связаны обряды шорского народа.
(Слайд береза в лентах) Наиболее популярный обряд – обряд поклонения березе – дереву, которое у шорцев считается священным. К сучьям березы привешивали принесенные с собой разноцветные ленточки, предварительно сделав три кивка головой, прося для себя и своей семье благополучия. Давайте, ребята, и мы привяжем к березе разноцветные ленточки, попросим благополучия для себя и своей семьи.
Затем устраивалась борьба «Куреш» или перетягивание палки «Тайак»
Игра «Перетягивание палки» (Тайак тартканы)
Правила игры: 2-3 пары детей садятся на пол, лицом друг к другу, руками держаться за палку, хват сверху, ноги согнуты в коленях. Упираясь, стопа в стопу, на вытянутых руках, по команде дети начинают тянуть палку на себя. Побеждает тот, кто перетянет палку быстрее.
Неотъемлемой частью шорского фольклора являются загадки, ведь где сила и ловкость, там и смекалка. Попробуйте отгадать несколько шорских загадок.
Бела, пушиста и мягка
На землю сеется мука. (Снег)
Одежек носит 100 она,
А пуговица лишь одна. (Капуста)
Край худой да край гнилой,
В середине – лист стальной. (Лед на реке, берега)
Без воды и без огня
Котелок кипит у пня. (Муравейник)
Скачет девочка в избе
На кудрявой голове.
Скок, скок, поскок
На ноге поясок. (Веник)
Без рук, без ног бедняжка,
А рядится в рубашку. (Подушка)
Землю солнышко пронзило
Красный лучик обломило. (Морковь)
Существует легенда что в шории живет Йети - снежный человек. (слайд –йети, игушка -йети)
Снежный человек, йети – это все названия одного и того же загадочного существа, жителя на нашей планете.
Краевед: Ребята посмотрите, сколько разных предметов шорского быта, украшенных яркими узорами. Все эти предметы сделаны руками замечатель-ного и трудолюбивого народа, и все они украшены шорским орнаментом. (слайд шорский бубен, наскальные рисунки)
Давайте внимательно рассмотрим рисунки на всех этих предметах. Обра-тите внимание, какие линии использованы, какие цвета преобладают?
- Дети, у шорцев существовало поверье, если на камне нарисовать жи-вотное и унести этот камень в тайгу, то в следующий раз туда можно смело ид-ти на охоту, там обязательно будут звери, охота будет удачной. А если нарисо-вать другие рисунки и положить в юрту, у очага, у постели и так далее, то в до-ме будет достаток, благополучие, все будут здоровы.
Давайте рассмотрим рисунки на камнях.
Шорцы в своих орнаментах используют: прямые, ломаные и волнистые линии, спирали, треугольники, черточки, крестики, волнистые линии с одной и двумя петлями. Также рисуют рыб, зверей, елочки, птиц.
Основные цвета: зеленый, желтый, синий, красный, белый.
Давайте рассмотрим элементы орнамента. А теперь прийдя в группу по-пробуйте эти элементы нарисовать сами, ведь многие элементы вам знакомы по другим росписям.
Наша экскурсия подходит к концу. Сегодня мы узнали лишь частичку культуры шорского народа. Надеюсь, что это знакомство не закончилось, а только начинается.
Ребята ответьте, а о чем была наша экскурсия? Вам понравилась экскур-сия? А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).
Ребята идут в группу под шорскую музыку расписывать камни шорскими узорами.
Краевед: Вы все большие молодцы, хорошо потрудились и узнали за се-годня много нового.
Сегодня мы сделаем выставку ваших работ, которую увидят ваши родные и близкие.
Всем большое спасибо. А теперь всех ребят и гостей приглашаю к столу, отведать шорское национальное блюдо пирог с рыбой и картошкой (курмек) с травяным чаем.
Пьют травяной чай с курмеком под шорскую музыку.