Юлия Кияметдинова
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у водных обитателей»
▼ Скачать + Заказать документы
Организационный компонент
Цель:
Формирование первичных представлений о многообразии рыб и водных обитателей.
Задачи:
-вызвать интерес к многообразию обитателей водной среды посредством физкультурных и образно-игровых упражнений;
-создание условий для приобретения опыта совершенствования основных движений, двигательных умений и навыков;
-сохранения правильной осанки в процессе осуществления двигательной деятельности;
-обеспечение развития первичных представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природных ситуаций (загрязнение воды);
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе „В гостях у водных обитателей“» размещена в разделах
-создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования;
-создание условий для приобретения опыта составления коллективной работы «Аквариум и диковинными рыбками» разными изобразительно-выразительными средствами;
-поощрять речевую активность детей.
Предварительная работа.
Просмотр иллюстраций, открыток, журналов, видео-презентаций на морскую тему. Беседа о жизни морских и речных обитателей. Знакомство с внешним видом и поведением отдельных животных-дельфина, морского конька, краба, акулы, морской звезды, улиток, черепах. Декоративное рисование в круге (заготовки для диковинных рыбок).
Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Море голос подает», стихов о морских обитателях.
Материалы и оборудование.
Композиционная основа — лист в виде аквариума (формат А3, расписанные декоративные круги на каждого ребенка, ножницы, клей-карандаш, клеенки для намазывания, фломастеры, прозрачные банки с воронками (по 5 штук). «Фильтры» из марли и салфеток, стаканы для воды, грунт, деревянные палочки для размешивания. Подборка CD-фонограмм «Музыка моря». Большая ракушка. Цветные ленточки для хвостиков по количеству детей.
Проектировочный компонент
Дети одеты в спортивную форму, проходят в музыкальный зал.
-Ребята, сегодня я для вас приготовила сюрприз (Показать непрозрачный мешок с ракушкой внутри).
-Как вы думаете, что может быть в мешочке? (Дети высказываются)
-А давайте угадаем на ощупь этот предмет! (Дети обследуют ракушку руками, высказываются в своих ответах)
-Вы угадали! Это - большая ракушка. А где можно встретить такую раковину? (Выслушиваю ответы детей)
-Скажите, а кто из вас хотел бы прямо сейчас побывать на море? Тогда отправляемся в гости к водным обитателям!
Проводится комплекс общеразвивающих, ритмических упражнений и образно-игровых упражнений под CD-фонограмму «Музыка моря».
-Вижу, вам нравится наше путешествие, и, чтобы отдохнуть, предлагаю немного поиграть в игру «Передай ракушку».
Она поможет нам вспомнить разных обитателей водоемов. Для этого надо сесть вкруг по-турецки, выпрямить спину, проверить свою осанку. Затем мы будем передавать ракушку друг другу из рук в руки и называть водных обитателей. Главное правило-слушайте внимательно друг друга. Не спешите! Ваши ответы не должны повторяться.
-Вот мы и отдохнули! Очень много водных жителей мы назвали и даже показали. А кто из вас когда-нибудь наблюдал за рыбками? А кто ходил на рыбалку? (Ответы детей).
Скажите, пожалуйста, а легко ли поймать рыбку на удочку? (Дети дают ответы).
-Давайте сейчас проверим, есть ли среди нас ловкие рыбаки. Поиграем в игру «Рыбки плавают в водице».
Для начала выбираем рыбака с помощью считалки:
Жил в реке один налим.
Два ерша дружили с ним,
Приходили к ним две утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Остальные дети получают ленточку и заправляют под одежду. Дети образуют круг, в центре которого стоит рыбак.
Дети двигаются по кругу шагом, выполняют движения руками как будто плывут и произносят слова:
-Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть. Золотые озорницы, ну, попробуй нас догнать!
После слов все разбегаются врассыпную, рыбак догоняет рыбок и забирает у них хвостик-цветную ленточку, не задерживая их движения. Дети, оставшиеся без ленты, выбывают из игры. Игру можно провести 2-3 раза.
-Ребята, вам понравилась игра? Вижу, что некоторые немного устали. Думаю, что нам пора снова отдохнуть и послушать звуки моря и его жителей.
(Дети ложатся на спину на пол, закрывают глаза и слушают звуки моря для релаксации.)
-Ребята, сейчас я предлагаю продолжить наше путешествие в нашей группе. (Дети вместе с воспитателем переходят в свою группу, где готовы столы с оборудованием для опытов с водой и художественной деятельности. Все располагаются возле столов с банками и стаканами).
Опыт с водой (на прозрачность)
Показать 2 банки (в одной чистая вода, в другой мутная, грязная): -Посмотрите, ребята, у меня в банках вода. Чем она отличается?
Опускаем мелкие предметы вначале в банку с чистой водой, затем предметы в банку с грязной водой.
-В какой банке видны предметы? (ответы детей). Подвести детей к обобщению: чистая вода прозрачная, а грязная вода непрозрачная мутная.
-Прозрачная (чистая) ли вода в кране? (ответы детей) -Что было бы, если из крана текла грязная (мутная) вода? (ответы детей). -А в аквариуме, реке, море какая вода? Почему необходимо, чтобы там вода была чистая? (ответы детей) -Как вы думаете, почему рыбы не могут жить в грязной воде? (Выслушиваю ответы детей). -Как можно очистить воду от грязи? (Дети высказывают предположения).
-Вода станет чистой, если ее пропустить через специальный фильтр. В фильтре есть несколько слоев материала, через который не проходят крупные частицы грязи. (Дети берут стаканы с водой, добавляют туда грунт и размешивают. Затем выливают грязную воду в воронку с фильтром на банке. Делают заключение по итогам опыта).
Так люди научились беречь природу и очищать воду от вредных примесей. Люди изобрели многослойные сложные фильтры, которые не позволяют плохой воде загрязнять реки и моря.
-Ребята, мы с вами вспомнили сегодня разных рыб и морских обитателей, побывали в роли жителей морских глубин, даже воду научились фильтровать. Теперь осталось нам в группе завести свои аквариумы с диковинными рыбками. (Показать на готовые композиционные основы аквариумов из бумаги).
-Давайте все сядем за столы и вместе сделаем красивых рыбок и поселим их в наши аквариумы. (Дети проходят к столам для художественного творчества)
-Рыбок мы сделаем из декоративных кругов, которые вы нарисовали. Нам понадобятся ножницы и клей. Ножницами вырезаем небольшой сектор у круга-это будет хвост. Большая оставшаяся часть круга-туловище рыбки с открытым ртом. Намазываем острый край вырезанного сектора и приклеиваем к оставшейся большой детали напротив выреза (рта). Получилась рыбка с хвостиком и открытым ртом. Теперь можно подрисовать рыбке глаз фломастером. Затем намазываем всю рыбку клеем с обратной стороны и приклеиваем на аквариум. (Дети самостоятельно выполняют коллективную аппликацию. Добавляют в аквариум камушки, дорисовывают водоросли).
Рефлексивный компонент
[/i]
-Сегодня мы с вами побывали в гостях у водных обитателей. Что вам больше всего запомнилось? Чем вам понравилось больше всего заниматься?
-Посмотрите какие красивые получились у вас рыбки в аквариумах! Теперь вы сами можете рассказывать своим друзьям и родителям о водных обитателях. Большое всем спасибо.