Елена Черненко
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по обучению дошкольников финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: воспитатель Черненко Е. Н.
Тема «Юные финансисты»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.
Программное содержание :
Образовательная область «Познавательное развитие»
• обобщить и систематизировать представления детей о потребностях человека;
• уточнить от чего зависят потребности человека;
• подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по обучению дошкольников финансовой грамотности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
• развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
Образовательная область «Речевое развитие»
• Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
• закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;
• способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
- развивать художественно-творческие способности.
Словарная работа: обогащать словарь детей понятиями: деньги, потребности, бюджет, доход, расход.
Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик», просмотр презентации «Что такое деньги и как они появились», беседа на тему «Какие бывают доходы», д/и «Товарный поезд».
Методы и приё мы:сюрпризный момент, решение экономических задач, создание проблемных ситуаций, наглядный (показ презентации, словесный (беседа, рассуждение, практический (применение полученных знаний в изобразительной деятельности).
Материалы и оборудование: письмо от Папы Карло, золотые монеты, смайлики красные и зелёные (на каждого ребёнка, картинки для каждой команды «Потребности человека», схема «Потребности» и по пять монет на каждую команду, лист цветной бумаги размером А4 на каждого ребёнка.
Ход ООД:
I. Организационный момент.
Почтальон принёс письмо от Папы Карло. «Ах, дорогие ребята. Мой мальчик, мой Буратино не умеет правильно обращаться с деньгами. Карабас Барабас дал ему 5 золотых монет для меня, но он решил их все потратить! Как научить его правильно тратить деньги?»
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Папы Карло?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня мы много интересного узнаем о деньгах и для чего они нам нужны.
II. Основная часть.
Воспитатель: Я хочу вам предложить сыграть в игру, котораяназывается «Брейн-ринг». Игра состоит из 4-х раундов, за каждыйраунд команда, давшая правильный ответ, получает золотуюмонетку. Вы разделитесь на две команды, команда «Знайки»икоманда «Почемучки», а я буду ведущей нашей игры. Команде «Знайки»я даю красные смайлики. Команде «Почемучки», -зеленые для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ,поднимал смайлик.
1-раунд «Деньги».
Воспитатель: - Ребята ВНИМАНИЕ! Послушайте мою загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
- Что это?
Дети: Деньги, монеты.
Воспитатель: Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно!
Воспитатель: Обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.
2-раунд «Потребности».
Воспитатель: Что такое потребности?
Ответы детей
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова «требуется». Потребности – это то, без чего человек не может житьи всё то, что он хочет иметь.
Перед вами картинки для каждой команды, вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье (Д/и «Потребности»).
Воспитатель: Без чего человек не может жить?
Ответыдетей:
Воспитатель: Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток. А кому ещё нужна вода для существования? (Животным, растениям).
-Человек не может прожить без воздуха.
Давайте, проведём эксперимент, сколько времени мы с вами сможем без воздуха. (Зажимают нос)
- Чтоб нам лучше дышалось, давайте потренируем наше дыхание.
Дыхательная гимнастика.
Нужно глубоко вздохнуть,
Чтобы свечку нам задуть.
Воспитатель: Давайте дальше будем играть, какие же ещё потребности у человека?
- У человека есть потребность в одежде. Для чего существует одежда (Она защищает человека от холода, от жары)
- А какая бывает одежда (Осенняя, зимняя и т. д.). А животные испытывают потребность в одежде? А что их защищает от холода, от жары (Шерсть, шкура, мех.)
-Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.
Воспитатель: Назовите такие предметы, которые человек хочет иметь, но без которых он может обойтись, они ему не обязательно нужны?
Ответыдетей
Воспитатель: обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.
3-раунд «Хочу и надо».
Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?
Ответы детей.
Воспитатель (вывешивает на доску картинки «Семейный бюджет. Расходы. Доходы») :
Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Доход- это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные наоплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему вы просите у мамы что-нибудь купить, а мама вам не покупает?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать,нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. Вкаждой семье родители подсчитывают свой семейныйбюджет.
Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределитьсемейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».
Игра «Хочу и надо».
Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задачараспределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделятьважные потребности. На поле каждой потребности изображеныкружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить,чтобы удовлетворить данную потребность.
Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,
купить одежду – 1 монета,
на продукты – 1 монета.
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Воспитатель: обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.
Физкультурная минутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться (движения стишка).
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей (улыбнуться друг другу).
4-раунд «Домик, в котором живут деньги».
Воспитатель: Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег.
Вопросы к детям:
• «Вырастут ли деньги?
• Где они могут «расти»?
• Куда Буратино надо было положит деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: У каждой монеты – есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелечек из бумаги для нашего друга Буратино, что бы он мог спрятать в него свои монеты.
Изготовление, детьми кошелька используя схему.
Воспитатель: Молодцы ребята. Красивые кошелечки у вас получились.
Воспитатель: подошло время подвести итог нашей игры. Ребятапосчитайте, сколько у каждой команды золотых монет.
Дети приносят золотые монетки, сообщая, сколько заработала каждая команда.
III. Рефлексия.
Воспитатель: Вот и пришло время подвести итоги нашего занятия. Давайте попробуем для Буратино сформулировать правила обращения с деньгами, чтобы он никогда и не подумал отнести их в «Страну Дураков» или неправильно потратить.
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. Потраченные средства уже не вернешь.
3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
4. Невозможно иметь все, что хочешь.
5. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги. Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.
6. Бережно относиться к деньгам.
Воспитатель:Молодцы, ребята! Благодарю всех за активное участие в игре.