Ирина Головина
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Почему осенью бывает грязно?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Почему осенью бывает грязно?»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с понятием почва; при помощи опытов определить составные компоненты почвы.
• способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о почве;
• учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
• обогатить словарь детей новыми словами.
Развивающие:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе „Почему осенью бывает грязно?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
• развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
Воспитательные:
• воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
• воспитывать любознательность, взаимопомощь,
• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
• обогатить словарь детей новыми словами.
Словарная работа: лаборатория, опыты, эксперименты.
Оборудование:
• защитные фартуки (по количеству детей);
• защитная пленка для столов;
• глубокие тарелки с почвой (по количеству детей);
• стаканчики с водой (по количеству детей);
• ложки мерные (по количеству детей);
• тарелки плоские для инструментария (по количеству детей);
• листы бумаги, сложенные вдвое (по количеству детей);
• салфетки.
Предшествующая работа:
• чтение стихотворений и рассказов об осени;
• наблюдение за осенней погодой;
• рассматривание иллюстраций об осени;
• рассматривание цветников и газонов после дождя.
Ход:
Психогимнастика «Лучик»:
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
К солнышку мы потянулись,
Лучик взяли,
К сердцу прижали, друг другу отдали.
(Дети выполняют действия по тексту).
Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к вам хотела прийти кукла Света. Но почему-то ее долго нет. Где же она задержалась?
Стук в дверь, входит кукла Света.
Кукла Света: Здравствуйте, ребята. Извините, что опоздала, но на улице кругом лужи и слякоть. Откуда только эта грязь берется?
Воспитатель: Сегодня мы продолжим опытно-экспериментальную работу, узнаем много интересного о свойствах и составе почвы и ответим на вопрос куклы Светы. Теперь все вместе проходим в Секретную лабораторию. Одевайте фартуки, готовьтесь к опытам.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем нашей гостье, почему наша лаборатория называется «Секретная»?
Дети: Мы раскрывает в лаборатории разные секреты.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы раскроем секрет «Откуда грязь берется?»
Опыт 1. «Определение цвета и состава почвы»
Воспитатель: На столе перед вами тарелки, что лежит на них? (земля).
Воспитатель: Как назвать землю другим словом? (почва).
Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого цвета почва? (черная, серо – коричневая, рассыпчатая, сухая).
Воспитатель: Что вы видите в почве? (корешки, сухие остатки растений, насекомых).
Вывод: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.
Опыт 2. «Определение состава почвы на наличие в ней воздуха».
Воспитатель: Возьмите комочек почвы и бросьте её в стакан с водой. Что вы увидели? (выходят пузырьки).
Воспитатель: Почему на поверхности воды появились пузырьки? Что это означает? (ответы детей).
Вывод: В почве есть воздух.
Воспитатель: Размешайте почву ложечкой и отставьте стакан в сторону. Вернемся к этому стакану чуть позже. Продолжим изучение почвы.
Опыт 3. «Определение состава почвы на наличие в ней воды».
Воспитатель: Насыпьте на лист бумаги немного почвы. Придавите ее рукой к бумаге и стряхните. Что вы увидели на бумаге? (на бумаге осталось небольшое влажное пятно).
Вывод: В почве есть вода.
Воспитатель: Откуда же она берется в почве?
(вода попадает в почву, когда идет дождь).
Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит, там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей? (червяки, муравьи, кроты, полевая мышь, личинки).
Опыт 4. «Определение состава почвы на наличие песка и глины».
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?
(на поверхности воды плавают мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакане муть).
Воспитатель: Рассмотрите внимательно эту муть. Что видите? (ответы детей).
Вывод: В почве есть песок и глина.
Опыт 5. «Почему осенью бывает грязно?»
Воспитатель: В чашку с землёй налейте воды (дождик идёт). Помешайте ложками, что получилось, образовалось? (ответы детей).
Вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Воспитатель: Спасибо, вам ребята, за хорошую работу в лаборатории. Давайте вспомним, что узнали сегодня о почве. (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, теперь и кукла Света знает, почему осенью бывает грязно. Она говорит вам «спасибо» за то, что вы разгадали этот секрет. Вы все молодцы, а кукла Света хочет остаться с вами поиграть.