Ирина Лихачёва
Конспект организованной образовательной деятельности «В гости к Шурочке и Соне». Дифференциация звуков [С]-[Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к Шурочке и Соне»
дифференциация звуков [С-Ш]
Цель: учить детей дифференцировать сходные по звучанию слоги и слова со звуками [с-ш].
Задачи:
Образовательные :Формировать умение различать на слух и в произношении звуки [с, ш]. Совершенствовать навыки звукового анализа, экспериментирования.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „В гости к Шурочке и Соне“, Дифференциация звуков [С]-[Ш]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Коррекционные:Развивать фонематический слух, физиологическое дыхание, двигательные навыки мелкой и общей моторики.
Закреплять навыки правильного произношения звуков [с, ш]. Воспитательные:Воспитывать внимание, память, усидчивость.
Оборудование: картинки с изображением двух девочек, поролоновые «ротики», мягкие игрушки собачек, карточки со слогами, корзинки, звуковые часы, стаканчики, трубочки, колокольчик, массажёр Су - джок (шары) по количеству детей, практическое задание на развитие мелкой моторики по количеству детей, карандаши, бусы, палочки, фасоль, прищепки, косточки, подставки, доска, магнитофон, ноутбук.
Ход организованной образовательной деятельности :
I. Организационный момент.
Упражнение на релаксацию и дыхание.
(Звучит спокойная музыка. Логопед предлагает детям встать в круг и взяться за руки).
Логопед:
- Представьте, что мы с вами одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. На вдох – делаем шаг из кругу назад, на выдох делаем шаг в круг. Так же ровно и чётко бьётся его большое доброе сердце. Стук – делаем шаг вперёд, стук – делаем – шаг назад.
- И мы, ребята, с вами стали добрыми, с добрым хорошим настроением. А сейчас закройте глаза и послушайте (звучит запись природных звуков).
Логопед:
- Что вы услышали?
- Правильно, мы слышали различные естественные, природные звуки. И их бесчисленное множество.
- Но мы сегодня поговорим не о них, а о речевых звуках.
А речевые - это те звуки, какие мы с вами произносим.
- А какие бывают звуки?
Ребенок: - Гласные, согласные.
- А чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ребенок: - Гласные звуки можно петь и долго тянуть, а согласные звуки мы только произносим.
- А какие бывают согласные звуки?
Ребенок: - Твёрдые и мягкие (звонкие и глухие). II Основная часть. Логопед: - Ребята, а вы любите ходить в гости? Сегодня я хочу вас пригласить в гости к двум весёлым девочкам. (На доске картинка с изображением двух девочек. Шура - в синем платье. Соня одета в зеленую блузку и синюю юбку. У Шуры нарисована буква Ш, а у Сони - С). Логопед: - Сегодня мы с вами в гостях у девочки Шуры и девочки Сони. - С какого звука начинается имя девочки Шуры?
Ребенок: - Со звука Ш.
Логопед: - А девочки Сони?
Ребенок: - Со звука С.
Логопед: - А кто мне скажет, какой звук Ш?
Ребенок: (согласный, всегда твёрдый, глухой). - А звук С, он какой?
Ребенок: - Звук С – согласный, твёрдый, глухой).
Логопед: - Молодцы, давайте при помощи звуков нашего «чудесного» ротика покажем, где находится наш язычок, когда произносим звуки : С и Ш.
(Дети проделывают манипуляции с «ротиками»). Дети хором: - Ну-ка ротик-чудачок, покажи свой язычок. Логопед: - Дети, когда мы произносим звук С, скажите и покажите на «ротиках», где находится наш язычок? Ребенок: - Широкий кончик языка находится за нижними зубами, воздух холодный идёт по центру языка, горлышко молчит. Логопед: - А когда мы произносим звук Ш, скажите и покажите на «ротиках», где находится наш язычок? Ребенок: -Широкий язычок находится наверху и делает «чашечку», тёплый воздух идёт по центру язычка, горлышко молчит.
Игра «Поможем отыскать щенков».
Логопед:
- Наши девочки – большие шалуньи, они очень любят играть, а вы хотите поиграть с ними? Тогда садитесь и слушайте внимательно.
(дети садятся за столы)
Логопед:
- У девочек были щенки. У Сони щенков звали – Са, Со, Су, Сы, а у Шуры – Ша, Шо, Шу, Ши. Они вывели их погулять, щенки бегали, резвились и перепутались. И теперь трудно понять, где - чьи щенки. Давайте поможем их отыскать.
(логопед вызывает детей, дети читают слоги и находят щенков).
Игра «Найди место звука».
Логопед:
- Шурочка и Сонечка предлагают вам поиграть. Дети, посмотрите на экран монитора, какие интересные картинки приготовили эти девочки.
- Это что?
Ребенок: - Шуба.
Логопед:
- Где находится звук Ш в начале, середине, конце слова?
(дети находят место звуков С и Ш в названии всех продемонстрированных логопедом картинок)
Физкультминутка «Кошечки – собачки»
Осторожно, словно кошка,
На носочках я пройдусь (дети идут на носочках).
И как хитрая собачка
В уголке я притаюсь (садятся на корточки).
А теперь крадусь, как кошка (идут на четвереньках по кругу).
Спинку я прогну немножко (прогибают вверх спины).
Как собачка я полаю (садятся на ковер).
И немного помечтаю (закрывают глаза).
Игра «Волшебные часы».
Логопед:
- А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Волшебные часы»
- На часах нужно найти и поставить большую стрелочку на картинку со звуком С, а маленькую стрелочку на картинку со звуком Ш, и если вы найдёте правильно, то часы зазвонят.
(Если ребенок, верно, выполняет данное задание, то логопед звонит в колокольчик).
Логопед:
- Наши девочки очень любят фокусы, а вы ребята?
Дети:
- Любим.
Логопед:
- Тогда давайте им покажем наш фокус «Волшебное мороженое»
Упражнение на дыхание «Волшебное мороженое»
Логопед:
- Ребята, у вас на столах лежат задания с весёлыми лягушатами, которые соревнуются в прыжках. Нужно провести карандашом по точкам дорожку от каждого лягушонка, и вы узнаете, куда прыгнул каждый лягушонок. Но прежде разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика (массаж) Су – джок шарами.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Практическое задание на мелкую моторику «Веселые лягушата».
(дети выполняют задание)
Логопед:
- Куда прыгнул первый лягушонок?
(Первый прыгнул в ушат, второй – в чашку, третий – в кувшин, в горшок, в кадушку).
Логопед:
- Молодцы, а теперь последнее задание.
Обведите в круг картинки, в названии которых есть звук [с].
Логопед:
- А Шура и Соня просят вас выложить буквы: Ш и С. Первый ряд выкладывает букву Шуры– Ш, а второй ряд букву Сони – С, из материала, который лежит у вас на тарелочках (палочки, бусы, фасоль, каштаны, желуди и т. д.)
(дети выполняют задание, логопед отмечает, кто из чего выложил буквы)
III Итог занятия:
- Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданием. И нашим девочкам очень понравилось с вами сегодня играть, и поэтому они решили вас угостить. Как вы думает, кто решил вас угостить шоколадками? А кто - соком?
- Правильно Шура угощает вас шоколадками, а Соня – соком.
Тогда давайте есть угощенья.