Черкашина Оксана Петровна
«Вода. Водные обитатели рыбы». Конспект организованной образовательной деятельности для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область : познавательное развитие.
Тема: «Вода. Водные обитатели рыбы»
Воспитатель
высшей квалификационной категории
МКДОУ «Детский сад №36» ИГОСК
Черкашина Оксана Петровна
п. Солнечнодольск,2024год.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область : познавательное развитие.
Тема: «Вода. Водные обитатели рыбы»
Цель:
Обобщить знания детей о воде.
Познакомить детей с обитателями воды -рыбы.
Задачи:
Образовательные :
1. Расширять у детей знания и представления о водных обитателях - рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.
2. Развивать умения детей обобщать и классифицировать обитателей воды -рыб.
3. Выделять признаки различия и сходства между рыбами, растениями, земноводными.
Развивающие:
1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.
2. Развивать познавательный интерес к природе, к ее водным ресурсам.
3. Активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.
Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, водных растений, мнемотаблица «Части рыб», модели.
Предварительная работа:
- беседы о водных обитателях
- подбор игр, игровых упражнений для утренней гимнастики
- загадывание загадок
- рассматривание книг, картин по теме
- чтение рассказа «Нефть на море»
- коллаж «Роль воды на земле»
- коллаж «Вода нужна всем»
Ход занятия:
1. ч Вводная/мин
Создание свободной, доверительной атмосферы. 1 мин
Слайд 1
Воспитатель:
Здравствуйте ребята! Меня зовут Оксана Петровна. Сегодня у меня хорошее настроение и я хотела бы его передать вам дети! Встанем вместе в круг, возьмемся за руки и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! Ребята, у нас сегодня гости, пожалуйста. дружно поздоровайтесь.
Введение в образовательный процесс
Мотивация. Эмоциональный настрой мин
Воспитатель:
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья!
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам, загадку. Отгадав её, вы узнаете, о каком чудесном мире мы сегодня будем говорить, слушайте внимательно, и постарайтесь ответить правильно.
Загадка
Без неё нельзя умыться,
без неё нельзя напиться.
Листику не распуститься.
Без неё прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна (Вода)
Ответы детей: Вода
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно сегодня мы будем говорить о воде и водном мире. Присаживайтесь пожалуйста на стулья, следим за осанкой.
Слайд 2 (Обращаю внимание детей на экран мультимедийной системы или на мольберт иллюстрации явления природы в виде воды и состояния воды)
2 ч Основная/мин
Воспитатель: Дети, что такое вода?
Ответы детей: Вода – это жидкость
Слайд 3 (Обращаю внимание детей на экран мультимедийной системы или на мольберт иллюстрации явления природы в виде воды и состояния воды)
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода?
Ответы детей: Вода нужна чтобы из неё готовить пищу, чтобы убирать в квартире, купаться, поливать растения
Воспитатель: Ребята, какие природные явления, связанные с водой, мы можем наблюдать в разные времена года?
Ответы детей: Дождь, снег, град, роса т. д
Воспитатель: Молодцы ребята!
Слайд 4 (На экране или на мольберте свойства воды в картинках)
Ставим схематичную карточку на мольберт
Воспитатель: Ребята, назовите пожалуйста свойства воды
(воспитатель задаёт вопрос вода какая? А дети отвечают на него полным ответом передавая атрибут друг другу)
Ответы детей: Вода прозрачная, не имеет цвет, запах и вкус. Может отражать предметы.
Слайд 5 (На экране иллюстрация с изображением Земли)
Воспитатель: Ребята, что изображено на экране?
Ответы детей: Планета Земля.
Воспитатель: правильно дети, наш дом красивая планета Земля! Что обозначено на планете синим цветом?
Ответы детей: Вода
Воспитатель Ребята, что обозначено на планете остальными цветам?
Ответы детей: Суша, горы
Воспитатель: Дети, если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что большую часть на Земле занимает вода какие водоемы вы знаете?
Ответы детей: Реки, озера, моря, океаны
Слайд 6 (Показ иллюстрации Подводный мир на экране или на мольберте)
Воспитатель: Молодцы ребята, для многих животных вода – это дом.
И некоторых обитателях чудесного водного мира мы сейчас вспомним
Речь с движениями «Морские обитатели»
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки в нём живут, друзья,
конь морской и краб смешной,
Кит огромный и большой! (изображают морских обитателей)
Воспитатель: Дети, присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном обитателе водного мира. А вот о каком вы узнаете, отгадав загадку.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток.
Вся одежда из монеток. (Рыба)
Ответы детей: Эта загадка о рыбе
Слайд 7 (Показ иллюстрации «Рыбы» на экране или на мольберте
Воспитатель: дети правильно, это рыба. И сейчас мы с вами – поближе познакомимся с обитателями воды -рыбами
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о рыбах?
Ответы детей: рыбы живут в воде, рыбы умеют плавать….
Воспитатель: Дети, вспомните и назовите отличительные признаки рыб от других животных?
Слайд 8 (Иллюстрация на слайде или мольберте рыба)
Ответы детей: Рыбы плавают в воде; рыбы имеют обтекаемое тело; тело рыбы покрыто чешуей; рыбы имеют центральную кость - позвоночник; рыбы появляются на свет из икринок. у рыбы есть жабры для дыхания; рыбы передвигаются с помощью плавников и хвоста;
Воспитатель: Ребята, молодцы, правильно! Рыбам очень удобно жить в воде они к этому хорошо приспособлены Дети, вы хотите узнать, что еще помогает рыбам жить в воде. Для этого предлагаю вам пройти в лабораторию.
Экспериментально-исследовательская деятельность. 4мин
Слайд 9 (На мультимедийной системе иллюстрация «Лабораториум»)
Воспитатель: Дети, мы сейчас будем настоящими исследователями и проведём эксперименты с водой.
Но, каждый из вас должен помнить правила осторожного поведения в лаборатории. Назовите пожалуйста мне эти правила.
Ответы детей: в лаборатории нельзя ….
Воспитатель: Молодцы ребята! Можно смело приступать к работе!
Воспитатель: Рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит. А, чем мы с вами дышим?
Ответы детей: Воздухом
Воспитатель: Дети, как вы думаете, чем же могут дышать рыбы, давайте предположим. Как все живые существа – воздухом или может быть водой?
Ответы детей: Воздухом
Воспитатель: Ребята, сейчас мы проведём эксперимент и узнаем есть воздух в воде или нет.
Воспитатель: В прозрачную емкость с холодной водой опустим кусок пластилина. Дети, возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды)
Ответы детей: Мы заметили, что кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха.
Воспитатель: Дети, сейчас я прикоснусь к пластилину кончиками пальцев, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.
Воспитатель: Ребята, какой можно сделать вывод в ходе нашего эксперимента?
Ответы детей: В воде есть воздух и рыбы, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде.
Воспитатель: Дети, рыбам очень удобно жить в воде, но человек может нанести вред обитателям водного мира в том числе и рабам. Каким образом?
Ответы детей: Человек загрязняет реки, моря, озёра
Воспитатель: Ребята, что может загрязнить водоёмы и привести к экологической катастрофе?
Ответы детей: Бытовой мусор, промышленные отходы предприятий
Воспитатель: Дети, делать ученые открытия дело не из легких, неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как вы считаете, мои юные исследователи? Слайд 10 (На мультимедийной системе иллюстрация водные обитатели рыбы)
Физкультминутка «Рыбки»
Как в пруду прекрасном нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами).
(Дети изображают резвящихся рыбок по тексту)
Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места, следите за осанкой.
Слайд 12 (На мультимедийной системе иллюстрация водные обитатели рыбы разных водных стихий)
Воспитатель: Дети, как мы называем рыб, живущих в море?
Ответы детей Морские рыбы;
Ответы детей: Речные рыбы;
Слайд 13 (На мультимедийной системе иллюстрация водные обитатели рыбы Ставропольского края)
Воспитатель: Ребята в нашем Ставропольском крае есть реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб
Воспитатель: Дети. назовите пожалуйста несколько видов речных рыб, которые обитают в водоёмах нашего региона.
Ответы детей: В водоёмах Ставропольского края обитают : щука, окунь, лещ, карп, сом и т. д
Слайд 14 (На мультимедийной системе иллюстрация водные обитатели рыбы Ставропольского края, занесённые в Красную книгу)
Воспитатель: Ребята, некоторые виды рыб нашего региона находятся под угрозой исчезновения, поэтому внесены в Красную книгу Ставропольского края (Педагог обращает внимание детей на экран перечисляет названия рыб занесённых в красную книгу)
Воспитатель: Дети, а сейчас я вам покажу маленькую частичку подводного мира, эта частичка может быть в каждом доме, пожалуйста отгадайте загадку
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
В этом домике жильцы-
Все умелые пловцы. (Аквариум)
Ответы детей: Аквариум
Воспитатель: Дети, как мы называем рыб, живущих в аквариуме?
Ответы детей: Аквариумные рыбы
Воспитатель: Ребята посмотрите, в аквариуме плавает всего одна рыбка, ей скучно быть одной. Поможем рыбке приобрести семью?
Ответы детей: Поможем
Воспитатель: Дети, А из чего можно сделать рыб?
Ответы детей: мы можем сделать рыб из бумаги, нарисовать красками
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сконструировать рыб из конструктора ТИКО. Думаю, вам очень понравится моя идея.
Речь с движениями
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
На окошке, дом стоит,
До краев водой налит,
Рыбка в нём живёт одна,
срочно её нужна семья
По тропинке мы пойдём в мастерскую попадём
Будем ТИКО собирать
Рыбку будем выручать
Воспитатель: Ребята проходите пожалуйста в ТИКО мастерскую
(Дети садятся за столы, у каждого ребенка заготовка рыбки к которой нужно присоединить элементы хвоста из фигур конструктора ТИКО)
Воспитатель: Дети, прежде чем приступить к работе, нужно рассмотреть заготовку рыбки из конструктора ТИКО, она есть у каждого из вас
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свою рыбку из каких фигур она состоит? А хвостик будет у рыбки из каких фигур? (Опросить всех детей называя по имени)
Ответы детей:(Выводить детей на полный ответ треугольник, квадрат, многоугольник, ромб)
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, сначала подготовим пальчики к работе! Повторяйте движения за мной.
Мы с конструктором играли (сжимаем пальчики в кулачок и разжимаем)
Мы фигуры изучали (поглаживание ладошками тыльную сторону рук)
Мы фигуры узнавали (пальцы вместе, показать тыльную сторону рук)
Мы фигуры называли (пальцы вместе, показать ладошки)
Вместе их соединяли (замок)
Наши пальчики устали (пошевелить пальчиками)
Мы немножко отдохнём (потрясти кистями)
Конструировать начнём (хлопки в ладоши
Показ и объяснение способов крепления 1 мин
Воспитатель: Дети, посмотрите, как я соединяю детали.
ТИКО конструктора. Что бы соединить детали нужно наклонить их гладкой стороной внутрь, вставить шарик в дугу и слегка надавить.
Воспитатель: Ребята, приступайте к конструированию. Если кому-то из вас нужна будет помощь поднимите пожалуйста руку и я обязательно подойду.
Практическая часть творческой мастерской 5 мин
Аудио запись (колонка, флешка)
Конструирование под спокойную музыку «Мелодии моря»
Воспитатель: Дети, рыбки готовы? Предлагаю вам, подойти ко мне.
Ребята какие замечательные рыбки получились. У каждого из вас особенная рыбка.
Воспитатель: Ребята, а теперь скорее выпустим рыбок в аквариум.
(Дети вместе с педагогом размещают рыбок в аквариуме) Посмотрите дети, теперь рыбка обрела замечательных друзей и чудесный мир обитателей воды стал ещё ярче и разнообразнее.
3 ч Заключительная. Подведение итогов. 3 мин
Итог
Воспитатель подводит детей к мольберту)
Воспитатель:
Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?
Что вы узнали нового?
Всё ли у вас получилось?
Что было трудно?
Кому помогли в беде?
Дети, что мы конструировали?
Кто запомнил, из какого конструктора?
Вам понравилось конструировать из ТИКО?
Ребята, что больше всего вам понравилось на занятии?
Ответы детей
Рефлексия
Воспитатель: Дети, вы, молодцы, все старались отвечали на вопросы, играли и конструировали, помогли рыбке приобрести друзей.
Воспитатель: Ребята, наша замечательная встреча закончена. Мне очень понравилось с вами, экспериментировать, играть, конструировать.
За ваши добрые, красивые сердца я с удовольствием дарю вам набор ТИКО-конструктора «Фантазёры» пусть полёт фантазии не покидает вас!
Воспитатель: Дети, предлагаю вам с воспитателем пройти в группу и вместе рассмотреть яркий, познавательный Лэпбук на тему «Обитатели водного мир» вы сможете не только продолжить знакомство с жителями рек, морей и океанов, но и поиграть в занимательные игры, раскрасить картинки и узнать много интересного.
Воспитатель:
До свидания ребята!