Татьяна Марушина
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы на тему
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы» размещена в разделах
«В гостях у Буратино».
Цель: Формирование математических способностей у детей средней группы, через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
• Показать образование числа 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 4 и 5; способствовать обучению считать в пределах 5.
• Продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры;
• Закрепить с детьми количественный и порядковый счёт в пределах 5;
• Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Развивающие:
• Развивать речь, её специфические виды (Объяснительно-доказательную, комментированную).
• Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
• Содействовать развитию интереса к математическим занятиям;
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку работать сообща.
Методические приёмы:
• Успокаивающие упражнения перед занятием.
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование иллюстрации).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Предварительная работа: Дидактические игры на развитие математических способностей.
Демонстрационный материал: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Плоскостные изображения игрушек (мишка, ёжик, зайчик, бельчонок, лисёнок). Картинки с частями суток. Картинки: Пьеро, Мальвина, Арлекино, Буратино, Артемон. Разрезная картинка «Золотой ключик».
Раздаточный материал: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники по количеству детей (билеты на поезд). Двухполосные карточки, домики и ключики по 5 штук на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Вводная часть.
Буратино ждёт детей в зале (воспитатель в костюме буратино).
В зал входят дети под музыку. (Песня Буратино из фильма «Приключения Буратино»).
Буратино: Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Вы меня узнали? Это я – Буратино! Как я вас всех ждал!
Успокаивающие упражнение перед занятием.
Собрались все дети в круг,
Я- твой друг и ты- мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
(взяться за руки и с улыбкой посмотреть друг на друга).
Ребята мне сегодня очень грустно, я шёл на встречу к моим друзьям Мальвине, Пьеро, Арлекино, Артемону и встретил злого КАРАБАСА-БАРАБАСА он выгнал меня из сказки и отобрал золотой ключик, теперь я не могу вернуться в сказку без ключика. Для того чтобы вернуться мне в сказку Карабас-Барабас придумал мне сложные задания. А так как не люблю учится в школе. Я один никак не могу справится с этими заданиями. Что же делать как быть? Кто мне поможет справится с этими заданиями. За каждое задание мы вернём часть ключика. Наше путешествие по стране математика будет длинным пешком не дойдём. Поэтому мы с вами поедим. А на чём друзья мои отгадать вы все должны.
Основная Часть.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок (Поезд)
Игра «Найди своё место в поезде»
Сегодня мы отправимся в путешествие вот на этом поезде. Посмотрите, сколько вагончиков в нашем поезде: много или мало?
Всем хватит. Только нужно разобраться, где, чье место. Сейчас вы возьмёте билетики и займёте своё место в поезде. На билетах – фигуры. Посмотрите внимательно каждый на свой билет и найдите в поезде вагончик точно с такой же фигурой.
Ну вот, заняли свои места. Билеты положите под стульчики. Закрываем глазки Отправляемся в путь. (Песня «Поезд» Музыка Н. Метлова, слова Т. Бабаджан)
Остановка №1. «Любимые игрушки».
Задание 1. Игровое упражнение «Скажи сколько?».
Ой -это мои любимые игрушки. Какие мои любимые игрушки? (медвежонок, ежонок, зайчонок, бельчонок, лисёнок). Буратино выставлят на наборное полотно плоскостные картинки с изображением игрушек. (а вот и задание от Карабаса, «Назови сколько игрушек»). Ребята, а как мне узнать сколько игрушек? (посчитать). Воспитатель напоминает правила счета и предлагает нескольким детям посчитать игрушки. Затем спрашивает: «Сколько игрушек?» Четыре игрушки. Давайте подарим каждой моей игрушке по кубику. «Сколько игрушек? Сколько кубиков? Что можно сказать о количестве игрушек и кубиков? (их поровну). Буратино: Ой, ребята я забыл ещё про своего любимого лисёнка. Ставит лисёнка на наборное полотно к другим игрушкам. Чего стало больше? Игрушек стало больше, чем кубиков. Сколько кубиков? (Считает вместе с детьми). Как получилось пять Игрушек? Сколько кубиков? Пять игрушек и четыре кубика – сравните, чего больше. (Пять игрушек больше, чем четыре кубика.) Четыре кубика и пять игрушек – чего меньше. (Четыре кубика меньше, чем пять игрушек.) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? А как нам сделать так чтобы игрушек и кубиков было поровну? (Подарить ещё одной игрушке кубик).
Ребята, вы молодцы! И вы получаете первую часть ключика. Спасибо вам ребята теперь я умею считать до 5. Знаю что пять больше чем четыре. И как сделать так, чтобы было поровну.
2. Задание. «Какая игрушка по счёту»
Ребята, когда мы хотим узнать, которая по счету игрушка, то должны считать по-другому: первый, второй, третий. Давайте попробуем посчитать! Первый медвежонок, а дальше?
Дети: Второй зайчонок, третий ежонок, четвёртый бельчонок, пятый лисёнок.
Буратино: А теперь я называю вам игрушку, которая она по счёту. Зайчонок!
Дети: Второй.
Буратино: Ежонок?
Дети: Третий.
Буратино: Медвежонок?
Дети: Первый.
Буратино: Молодцы! И мы с вами получаем вторую часть ключика. (поехали дальше закрываем глазки). (Песня «Поезд» Музыка Н. Метлова, слова Т. Бабаджан).
2. Остановка «Части суток».
III Часть. Задание 3: Игра «Угадай когда это бывает».
Воспитатель читает детям загадки, действие в которых происходит в разное время суток (загадки воспитатель предлагает в следующей последовательности: утро, день, вечер, ночь). Дети определяют время суток и называют его.
Мама мальчика разбудила.
Мальчик личико умыл.
Застелил свою кровать,
Будет в детский сад шагать.
Все ответят дружно,
Наступило? (утро)
Солнышко уже давно,
Смотрит мальчику в окно.
Поиграл, почитал
и немножечко устал.
На прогулку мы идем.
Происходит это? …. (днем)
Солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Мальчик хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши!» (Вечер)
….дети спят в кроватке.
Снятся сны им сладки-сладки.
Звезды светят им в тиши,
Спите крепко, малыши. (Ночь)
Буратино: Как здорово у нас получается! Вы заработали третью часть ключика. А теперь давайте-ка немножко отдохнем!
Физкультминутка
Буратино потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх - потянуться, вернуться в и. п.)
Вот нагнулся, разогнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд.)
Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)
Ключик видно не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)
Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)
Надо на носочки встать (встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть руки.)
И руками помахать, (махи руками)
Отдохнули МОЛОДЦЫ! Садимся в поезд. (Песня «Поезд» Музыка Н. Метлова, слова Т. Бабаджан).
3. Остановка «Домики и ключики друзей».
IV часть. Задание 4. Работа на двухполосных картах. «Домики и ключики для друзей».
У детей двухполосные карточки с наклеенными домиками (4 домика) и плоскостные изображения домиков и ключиков. Ой это же мой домик и домики моих друзей. Сколько всего домиков? (4). На нижней полоске расположите столько же ключиков. Что можно сказать о количестве домиков и ключиков? (Их поровну). По сколько ключиков и домиков? (по четыре). Ой ребята посмотрите сколько нас всего друзей? (5) – Буратино, Мальвина, Пьеро, Арлекино, Артемон. А домиков сколько? (4). Как сделать так чтобы домиков стало 5? (к 4 домикам прибавить ещё один домик). Пять домиков и четыре ключика-сравните, чего больше. (Пять домиков больше, чем четыре ключика). Четыре ключика и пять домиков-сравните, что меньше? (Четыре ключика меньше, чем пять домиков). Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы домиков и ключиков стало поровну. По сколько теперь ключиков и домиков? (ключиков и домиков по 5).
И мы с вами получаем четвёртую (последнюю) часть ключика. Вот и весь ключик собран. Теперь я могу вернуться в сказку. Звучит музыка ключик превращается в настоящий. Раз, два, три глазки закрываем и ключик в настоящий превращаем.
Итог. Спасибо за помощь ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания Карабаса. Какие задания были для вас более сложные? Какие задания больше всего понравились? Буратино: Но прежде, чем нам уйти, разрешите вас всех поблагодарить у меня есть ключик вот вам всем тоже по ключику….(вносит угощение).
А теперь вагончики цепляются и поехали в группу. (Звучит музыка дети уходят вместе с Буратино в группу).