Наталья Вилесова
Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию в старшей группе «Морская картина»
Конспект организованной образовательной деятельности «Познание» - математическое развитие
Подготовила воспитатель Вилесова Н. А.
Тема «Морская картина»
Тип ОД: познавательная
Форма проведения: игровая
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию в старшей группе „Морская картина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Образовательная : - закрепить умение решать примера в пределах 10;
-закрепить знания о геометрических фигурах, учить находить сходство и различия (цвет, форма);
закреплять понятия «ломанная» - «волнистая»- «прямая»;
-учить сопереживанию на примере сказочного персонажа;
- учить детей решать логические задачи
Развивающая : развивать логическое мышление, внимание, память воображение, конструктивные способности
Воспитательная: Воспитывать желание работать в коллективе, воспитывать умение понимать и самостоятельно выполнять задания.
Методы и приемы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, самостоятельный.
Формы организации : подгрупповая
Оборудование: Интерактивный экран, презентация, карточки по блокам Дьениша, блоки Дьениша, ватман, клей, влажные салфетки (осьминог, морской конек, морские камни – из бумаги цветные) цветные квадраты.
Этапы проведения: организационный, мотивационный - побудительный, контрольно-рефлексивный.
Структура проведения и ход деятельности :
Дети играют в группе, звучит песенка «Путешествие»
Заходит воспитатель, одета как путешественница – зовут путешественницу Нати.
П. Н Здравствуйте, ребята я путешественница Нати. Я вернулась из дальнего путешествия, а была я в пустыне Сахара, кто знает, что такое пустыня?
Ответы детей
На экране пустыня
Я жила в поселении бедуинов/ На экране бедуины/ Бедуины живут в палатках в пустыне.
Вождь племени научил меня интересному приветствию, хотите я вас научу.
Коммуникативная игра «Хлопушка»
Хлопните под правой ногой, а теперь под левой ногой. Хлопнем дружно за спиной, а теперь над головой. Сложим все свои ладошки на мои ладошки, вверх поднимем быстро и похлопаем все вместе.
/Детям предлагается сесть на модули, коврик. /
П. Н. Я не знала языка бедуинов, вождь бедуинов научил меня общаться с помощью интересный рисунков. Я эти рисунки привезла с собой, хотите посмотреть?
Ответы детей
Вождь племени просил меня искать драгоценные камни
Воспитатель: Показывает карточки по блокам Дьениша.
Воспитатель: Показывает на полоску №1. Мне нужно было принести вот такой камень, как вы думаете какого он цвета, на какую геометрическую форму похож и какого размера большой или маленький? Ответы детей
/Воспитатель задает вопросы по всем полоскам/
Воспитатель: В пустыне Сахара я познакомилась с верблюжонком Тумиком, он для вас передал видео письмо.
На экране верблюжонок: Я живу в пустыне Сахара. В пустыне очень много песка и мало растений нет морей и океанов. Я ни когда не видел морей. Мне очень хочется узнать, кто живет в морях.
Воспитатель: Ребята, а как же нам помочь верблюжонку узнать об обитателях морских?
Ответы детей
Воспитатель подводит детей к тому, что можно сделать картину «Море и морские обитатели».
Воспитатель: Для того чтобы нам лучше узнать о морских обитателях я предлагаю вам отправиться на морское дно, вы согласны?
Предполагаемый ответ детей да!
Воспитатель: Ребята наше путешествие мы будем снимать на видео камеру, а потом диск отправим верблюжонку.
Воспитатель Нам нужно пройти по дорожкам, сначала мы пойдем по ломаной линии потом по волнистой линии затем по прямой линии.
/Дети друг за другом идут по дорожкам. /
Воспитатель: По какой дорожке идешь Илья? – ответ ребенка (Я иду по ломаной линии.)
По какой дорожке идешь Маша – ответ ребенка/ Я иду по волнистой линии/
По какой дорожке идешь Ваня – ответ ребенка /Я иду о прямой дорожке/
/Перед детьми интерактивный экран на нем морское дно, на полу цветные морские камни/(Камни цветная самоклейка)
Воспитатель: Ребята вот и морское дно, становитесь на морские камни.
(Дети становятся на морские камни.)
/ Звучит мелодия из мультфильма Ариэль на экране русалочка Ариэль/
Воспитатель: Ребята, кто это к нам приплыл?
Предполагаемый ответ детей - Ариель.
Воспитатель: Ариэль помоги нам, пожалуйста, расскажи, что есть на морском дне, нам нужно для верблюжонка сделать картину «Морское дно»
Ариэль: Я постараюсь вам помочь, но вы должны выполнить мои задания, за каждое выполненное задание вы будите получать от меня подарок для вашей картины.
/На интерактивном экране осьминог – Голос за кадром: Это осьминог у осьминога восемь щупальцев. Осьминоги ведут ночной образ жизни, чаще всего он плавает или передвигается по дну. У осьминога есть тайное оружие это его чернильный мешок наполненный чернильной жидкостью. /
Ариэль: Осьминог играл с сокровищами с затонувших кораблей и все сокровища перепутал, помогите осьминогу сложить сокровища в сундуки.
/На экране четыре сундука, вокруг разбросаны сокровища (Блоки Дьениша)/
/Нужно разложить сокровища в сундуки в соответствии с кодировкой/
Воспитатель: Ребята у каждого сундука свой шифр, в сундук можно складывать только те сокровища, которые подойдут к шифру.
В сундук с номером 1, какие нужно складывать сокровища?
Ответы детей: Не круглые, не прямоугольный, не треугольные, в этот сундук будем складывать желтые квадратные сокровища.
Воспитатель: В сундук с номером 2, какие будите складывать сокровища?
Ответы детей: Прямоугольные синие не желтые, не красные.
Воспитатель: В сундук с номером три, какие можно сокровища сложить?
Ответы детей: Круглые, красные.
№1
Воспитатель в сундук с номером 4, какие сокровища можно сложить?
Ответы детей: Прямоугольные, треугольные, синие.
№1
№2
№2
№3
№3
№4
№4
/Дети выполняют задание/
Воспитатель: Какие вы положите сокровища в сундук с номером один?
Предполагаемые ответы детей: Квадратные желтые.
Воспитатель:Как вы догадались что в этом сундуке будут квадратные желтые сокровища?
Предполагаемые ответы детей: Круг, прямоугольник и треугольник зачеркнут в капельке желтый цвет.
Воспитатель: Какие сокровища вы положите в сундук с номером 2?
Предполагаемые ответы детей: В сундук с номером два положим прямоугольные желтые сокровища.
Воспитатель: Как вы догадались, что в сундук с номером два нужно положить прямоугольные желтые сокровища?
Предполагаемый ответ детей: Потому что нарисован только прямоугольник, красная и желтая капелька зачеркнуты.
Воспитатель: Какие сокровища вы положите в сундук с номером три?
Предполагаемый ответ детей: В сундук с номером три мы положим сокровища круглые, красные
Воспитатель: Как вы догадались, что в этот сундук нужно положить эти сокровища?
Предполагаемый ответ детей: Потому что нарисован только круг и одна красная капелька.
Воспитатель: Какие сокровища вы положите в сундук с номером четыре?
Предполагаемый ответ детей: В сундук с номером четыре мы положим прямоугольные, треугольные сокровища синего цвета.
Воспитатель: Как вы догадались, что в этот сундук можно положить именно эти сокровища?
Предполагаемый ответ детей: Круг и квадрат зачеркнут, а прямоугольник и треугольник не зачеркнут и нарисована синяя капелька.
Ариэль: Спасибо ребята вы справились с этим заданием, я вам дарю осьминога.
/Дети с воспитателем подходят к картине приклеивают осьминога. /
Воспитатель: Ребята становитесь на морские камни, русалочка Ариэль подготовила для нас еще одно задание.
/ На экране морские коньки/
Голос за кадром: Это морской конёк. Необычная форма тела конька напоминает шахматную фигурку коня. Поэтому его называют морским коньком. Морской конек может изменять окраску тела, так он защищается от морских хищников.
Ариэль: У моих сестер русалок скоро будет день рождение, я хочу им подарить морских коньков. Помогите мне для коньков выбрать аквариумы.
/ На экране геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник с номерами это аквариумы.
Воспитатель: Аквариум с номером 4, какой формы?
Ответ детей квадратный.
Воспитатель: Аквариум с номером 3 какой формы? И. т. д
Далее дети должны узнать, какого цвета будут аквариумы для этого нужно решить цветные примеры, у каждого примера есть цвет. Для этого нужно решить пример. Затем дети определяют размер аквариума у каждого размера номер.
Воспитатель: Ребята, какой формы аквариумы? У квадратного аквариума, какой номер?
Предполагаемый ответ ребенка (4)
У круглого аквариума, какой номер?
Предполагаемый ответ (3)
У треугольного аквариума, какой номер?
Предполагаемый ответ(2)
У прямоугольного аквариума, какой номер?
Предполагаемый ответ(5)
Воспитатель: Русалочка раскрасит аквариумы, давайте определим, в какой же цвет будут раскрашены аквариумы, а для этого вам нужно решить цветные примеры.
Воспитатель: 2+2 сколько будет?
Предполагаемый ответ ребенка 4
Воспитатель: У какого аквариума номер 4?
Предполагаемый ответ ребенка у квадратного аквариума номер 4.
Воспитатель: Какого цвета будет квадратный аквариум?
Предполагаемый ответ ребенка квадратный аквариум будет желтого цвета.
Воспитатель: 1+2 сколько будет?
Предполагаемый ответ ребенка 3
Воспитатель: У какого аквариума номер 3?
Предполагаемый ответ ребенка: У круглого аквариума
Воспитатель: Какого цвета будет круглый аквариум?
Предполагаемый ответ ребенка: Он будет синего цвета.
Воспитатель: 1+1 сколько будет?
Предполагаемый ответ ребенка 2
Воспитатель: У какого аквариума номер 2?
Предполагаемый ответ ребенка: У треугольного аквариума номер 2.
Воспитатель: Какого цвета будет треугольный аквариум?
Предполагаемый ответ ребенка: Треугольный аквариум будет желтого цвета.
Воспитатель: 4+1 сколько будет?
Предполагаемый ответ ребенка 5
Воспитатель: У какого аквариума номер 5?
Предполагаемый ответ ребенка: У прямоугольного аквариума номер 5.
/На экране цветные аквариумы с номерами/
Воспитатель: Теперь нам нужно узнать какого размера будут аквариумы?
/ На экране большие и маленькие домики с номерами/
Воспитатель: Аквариум с номером три, какой будет большой или маленький?
Предполагаемый ответ ребенка: Аквариум с номером три будет большой.
Воспитатель: А как ты догадался, что он будет большой?
Предполагаемый ответ ребенка: Большой домик с номером 3 не зачеркнут, поэтому аквариум синий, круглый будет большой.
Воспитатель: Ребята, вы все согласны с этим ответом?
Воспитатель: Аквариум с номером 5, какой будет большой или маленький?
Предполагаемый ответ ребенка: Аквариум с номером 5 будет маленький?
Воспитатель: А как ты догадался, что аквариум с номером 5 будет маленьким?
Предполагаемый ответ ребенка. Маленький домик с номером 5, не зачеркнут поэтому красный прямоугольный аквариум с номером 5будет маленьким.
Воспитатель: Ребята вы все согласны с этим ответом?
Воспитатель: Аквариум с номером 4, какой будет маленький или большой?
Предполагаемый ответ ребенка. Аквариум с номером 4 будет большой.
Воспитатель: Как ты, догадался, что он будет большой?
Предполагаемый ответ ребенка: Маленький домик с номером 4 зачеркнут, поэтому квадратный желтый аквариум с номером 4 будет большой.
Воспитатель: Ребята, все согласны с этим ответом?
Воспитатель: Аквариум с номером два, какой будет большой или маленький?
Предполагаемый ответ ребенка: Аквариум с номером два будет маленький.
Воспитатель: Как ты догадался, что аквариум с номером два будет маленьким?
Предполагаемый ответ ребенка: Большой домик с номером 2 зачеркнут, поэтому треугольный желтый аквариум с номером 2будет маленьким.
/На экране аквариумы/
Ариэль: Спасибо вам ребята вы помогли мне и я вам дарю морского конька.
/Дети с воспитателем подходят к картине и приклеивают морского конька/
Воспитатель: Ребята становитесь на морские камни, русалочка Ариэль подготовила для нас еще одно задание.
Ариэль: На морском дне очень много разных камней.
/На экране морское дно с кораллами и камнями/
Голос за кадром: Это кораллы они растут на морских камнях. Камни разные и красивые.
У вас на столе тоже есть морские камни. У меня есть для вас очень интересная игра, называется «Правда или нет?»
Дети с воспитателем подходят к столу с блоками Дьениша.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие интересные камни, давайте с ними поиграем. Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать «Правда» или «Нет»
Правда ли,что все камни треугольные? (нет)
Правда ли, что все синие камни имеют четыре угла? (нет)
Правда ли, что круглых красных камней больше чем круглых желтых камней? (да)
Правда ли, что все круглые красные камни одинаковые? (нет)
Ариэль: Спасибо вам ребята с этим заданием вы тоже справились, и за это я вам дарю камни для вашей картины.
/Дети с воспитателем подходят к картине приклеивают камни. /
Воспитатель: Русалочка подготовила еще одно задание, посмотрите на экран.
/На экране разные рыбы/
Ариэль: Это рыба игла ее внешний вид напоминает иглу.
Это рыба попугай. Своим названием рыбы-попугаи обязаны своеобразному клюву, напоминающему по форме и строению клюв попугая.
Это рыба клоун. Эта рыбка очень яркая, красивая она очень смешно двигается, поэтому ее так назвали – рыба клоун.
А это рыба называется ромб, как вы думаете, почему она так называется?
Ответы детей: Эта рыбка похожа на ромб.
Воспитатель: Ребята, а сколько углов у ромба?
Ответ детей (4)
Воспитатель: Ребята, назовите, какие вы знаете геометрические фигуры с четырьмя углами?
Ответ детей (квадрат, прямоугольник, трапеция)
Ариэль: Ребята поиграйте с моими рыбками.
/Задание соотнесение количества предметов с цифрой/
На экране квадраты в них нарисованы рыбки над квадратами цифры/
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать?
/ Предполагаемый ответ ребенка: Нужно чтобы рыбок было столько, сколько показано цифрой в маленьком кружке. /
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сделать разных рыбок, пройдите к столам.
/Дети с воспитателем подходят к столам складывают рыбок из разных квадратов, затем готовых рыбок приклеивают к картине. /
Воспитатель: Какая замечательная картина у нас получилась, вам она нравится?
Наше путешествие подходит к концу, давайте попрощаемся с русалочкой.
Ариэль До свидания ребята!
Воспитатель: О чем вы расскажите своим друзьям?
Ответы детей….
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад, пройдите к нашим дорожкам.
/Дети по дорожкам «возвращаются» в детский сад»/
Воспитатель: По какой дорожке идешь Илья? – ответ ребенка (Я иду по прямой линии.)
По какой дорожке идешь Маша – ответ ребенка/ Я иду по волнистой линии/
По какой дорожке идешь Ваня – ответ ребенка /Я иду по ломаной дорожке/
Воспитатель: Этот диск с нашими подводными приключениями мы отправим верблюжонку.
/Воспитатель кладет диск в ящик для посылок, отвлекает детей игрой «Море волнуется раз», посылку прячет, на экране машина почта отвозит посылку верблюжонку/
Игра «Море волнуется раз»
Игроки встают таким образом, чтобы занять всю территорию помещения, а ведущий, выбранный из их числа, поворачивается к ним лицом. Участники, раскачиваясь из стороны в сторону, имитируют движения морских волн и повторяют хором вслед за ведущим такие слова:
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!»
Воспитатель: Ребята эта картина останется у вас в детском саду, а вы обязательно расскажите своим друзьям о нашем путешествии. Мне пора уходить меня ждут новые приключения! До свидания!