Кульмашева Ильзира Гаптулхатовна
Конспект организованной образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Зимующие птицы»
Конспект организованной образовательной деятельности
по экологии в старшей группе
Цель:
Дать детям представление о птицах, учить делить на перелётных и зимующих птиц.
Образовательные задачи :
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по экологии в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-Развивать познавательный интерес к жизни перелётных и зимующих птиц;
-Воспитывать у дошкольников чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них.
-Закреплять представления о птицах, их образе жизни в зимний период.
Активизировать словарь: зимующие, перелётные. Учить детей узнавать голоса птиц.
Практическая задача для детей:
-Отгадать загадки про птиц.
- Выполнить задание в дидактической игре «Птичья столовая».
- Поиграть в игру «Что лишнее?»
-Выставить на фланелеграфе птиц.
Интеграция образовательных областей :
Образовательная область «Познавательное развитие»;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»;
Образовательная область «Речевое развитие».
Оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, кормушки, корма; записи «Голоса птиц»; картинки для фланелеграфа с изображением птиц и корма для них.
Процесс образовательной деятельности :
Мотивация:
-Ребята, сейчас я вам расскажу, что сегодня случилось утром. Пришла я сегодня на работу, а у меня на подоконнике лежит конверт, а там диск. А давайте, посмотрим, что в этом диске есть.
(Воспитатель включает аудиозапись с голосами птиц).
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, а что это за звуки вы слышите?
Дети (предполагаемые ответы) : пение птиц.
Воспитатель: Да, это пение птиц. А каких птиц вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, что происходит с птицами осенью?
Дети: Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно, они не могут найти себе корм.
Воспитатель: Все птицы улетают в тёплые края?
Дети: нет, некоторые остаются у нас зимовать.
Воспитатель: Ребята, те птицы, которые улетают в тёплые края, называются перелётные, потому что они совершают перелёты - осенью улетают в тёплые края, а весной снова возвращаются домой.
— А те птицы, которые остаются у нас зимовать, называются зимующие. Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы.
Сегодня, ребята, разговор пойдёт о птицах, которые не улетают в тёплые края, а остаются рядом с нами, которым мы должны помогать. А чем мы можем помочь зимующим птицам?
Дети: подкармливать их
Воспитатель: Правильно самое страшное для птиц - это не холод, у них к зиме вырастает пушок под перышками, самое страшное - это голод. Ведь с приходом зимы снегом засыпает все деревья, землю и птицам приходится нелегко добывать себе корм. И если мы не будем помогать им, они погибнут.
Давайте вспомним, чем питаются птички? Чем мы можем их покормить? (хлеб, зерно, семечки, сало, семена растений)
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки, и вы, узнаете, какие зимующие птицы прилетели к нам на кормушку.
1. Кто красуется на ветке
в желтой праздничной жилетке
это маленькая птичка,
а зовут её….(синичка) (Картинка синички)
-Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые) Чем питается синичка? (салом, семенами)
2. Все время стучит,
деревья долбит.
Но их не калечит,
а только лечит… (Дятел) (Картинка дятла)
Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка)
- Чем питается дятел? (личинками, крепким клювом он стучит по дереву, долбит кору и достает насекомых. А ещё семенами шишек, затыкает шишку в отверстие в дереве и начинает клювом выковыривать семена)
3. Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей) (Картинка воробья)
-Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета).
-Чем покрыто тело воробья? (перьями).
-Чем питаются воробьи? (хлебными крошками, остатками пищи человека)
-Ребята, а давайте мы с вами ненадолго превратимся воробушек.
Физкультминутка "Птички"
Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Птички зернышки клюют
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели.
Воспитатель: Молодцы!
4. А вот следующая загадка:
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее… (сорока). (Картинка сороки)
-Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)
- Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока - белобока)
- Чем питается сорока? (семенами растений)
Молодцы!
5. Следующая загадка:
красногрудый, чернокрылый,
любит зёрнышки клевать,
с первым снегом на рябине
он появится опять… (Снегирь) (Картинка снегиря)
-Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается) (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка - красная)
- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)
6. Известная персона, а зовут её….(ворона) (Картинка вороны)
Воспитатель: Посмотрите у вороны (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)
- Чем питается ворона зимой? (пищевыми отходами)
Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с еще одной необычной птичкой
7. У этой птички клюв кривой,
а гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
кто это птичку назовёт? (Клёст) (Картинка клеста)
Такой клюв ей нужен чтобы достать орешки из шишек. Он живёт в лесах, где много хвойных деревьев. Клёст хорошо бегает по веткам, может кувыркаться и ходить вверх ногами, висеть в любой позе – как акробат. Питается он семенами хвойных деревьев. Клесты едят семена шишек и бросают вниз, Из брошенных семян шишек вырастают новые деревца. Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Этой птичке не страшны некакие холода.
Воспитатель: У каждой птицы есть свой любимый корм. Но зимой, им очень трудно найти его. Мы с вами сейчас покормим птиц. Я вам раздам карточки, а вы должны провести стрелочки от птиц к корму, покормить птиц (Дидактическая игра «Птичья столовая». Смотреть приложение№1)
(Каждому ребенку выдаётся карточка. Ребёнку необходимо провести линию, от птицы к корму).
-Молодцы ребята! Вы справились с заданием. А теперь следующее задание: игра называется: «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите другое слово, то хлопните в ладоши. Слушайте:
Прилетели птицы :
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети хлопают).
Воспитатель: Какое слово было лишнее? (Макароны) Молодцы! Продолжаем, если услышите неправильное слово, то вы будите махать руками.
Прилетели птицы :
Голуби, лисицы.
(Дети машут руками).
Воспитатель: Что неправильно?
Дети: Лисицы.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что лисицы - это животные.
Воспитатель: Правильно, молодцы внимательно слушали! Продолжаем, если сейчас, что-то будет неправильно, то вы все присядьте.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы.
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи.
Комары, кукушки.
Дети: (приседают).
Воспитатель: Правильно. Продолжаем, если сейчас, что-то будет неправильно, то вы будете топать.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!
Воспитатель: Молодцы, вы справились с этой игрой.
Слушаем следующее задание: игра «Кто лишний?» (работа с карточками) Каких птиц вы видите на карточках? ( Ответы детей: зимующих). Среди этих птиц есть перелетная птица, положите на эту лишнюю птицу фишку красного цвета.
Воспитатель (загадывает загадку) :
-В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей. Что это?
Дети: (предполагаемые ответы) Кормушка.
Воспитатель: Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили.
На фланелеграфе находятся изображения кормушки, птиц и корма.
1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.
2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на кормушке.
3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.
4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?
Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.
5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?
Рефлексия:
В заключение нашего занятия мне бы хотелось прочитать стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)
Приложение №1.
Дидактическая игра «Птичья столовая»