Синатуллина Гульнара
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 132»
Конспект
организованной образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе
Тема: «Пересказ рассказа В. В. Бьянки «Купание медвежат»».
Выполнила воспитатель
Синатуллина Гульнара Мансуровна
Дзержинск, 2019 г.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе, Пересказ рассказа В, Бианки» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Цель: формирование умения пересказывать рассказ.
Задачи:
Образовательные :
расширять словарный запас, при подборе антонимов к словам;
формировать умение пересказывать рассказ;
развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных;
закреплять умение определять количество слогов в слове.
Развивающие :
развивать память и монологическую связную речь при пересказе художественного произведения.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважительное отношение к живой природе.
Словарная работа:
Пестун, «взять за шиворот», «окунать», «давать шлепков», знойный, чаща.
Способы:
игра, вопросы, поощрения, художественное слово, использования мнемотаблиц, рефлексия, физкультминутка.
Средства:
Текст рассказа, карточки с изображением животных леса и зимующих лесных птиц, схема «Пирамида», мнемотаблицы, мяч, «Чёрный ящик», игрушка медведь.
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений о диких животных;
Раскраски «дикие животные»;
Загадывание загадок о «диких животных»;
Дидактические игры «подбери антонимы», «кто живёт в лесу».
Индивидуальная работа:
помочь Даше Т., Лере М., Вике М. подобрать антонимы к словам; определить количество слогов Еве Ф., Полине Ш. ; пересказать рассказ Артёму К., Соне В., Саше О., Алёне Н.
Литература и интернетресуры:
1. Программа «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, С. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду. Старшая группа».
3. физкультминутка - 900igr.net
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель демонстрирует детям чёрную коробку.
Дети, скажите, кто такие знатоки?
Слово «знатоки» происходит от слова «знать». Это люди, которые всё знают, ну или почти всё.
Я считаю вас знатоками, и мне необходимы ваши знания, для того, чтобы узнать, что в чёрном ящике.
Вы согласны?
У меня есть для вас подсказки, но вы их получите, если выполните задания. Вы готовы?
Встаньте в круг.
Воспитатель встаёт в центре.
Первое задание: «Скажи наоборот».
Я говорю слово, бросаю мяч, тот, кто поймал, говорит слово наоборот (противоположное по значению).
тёмный - … высокий - …. злой - …. сладкий - …. тяжёлый - ….
быстрый - …. весёлый - …. жаркий - …. белый - … старый - ….
бежать - …. лечь - … горячий - …. плакать - …. взлететь - …
Молодцы. Открываю подсказку.
«Это хищник, но питается он, почему то, кореньями, насекомыми, яйцами птиц. Он отличный рыболов. Кто это?»
Помните, ошибаться нельзя! Вторая подсказка?
Следующее задание.
Задание: пред вами пирамида, её нужно заполнить.
(Верхний этаж – две пустые клеточки. В них нужно вставить картинки, слова которых состоят из одного слога. Этаж по – ниже – три картинки, слова которых состоят из двух слогов. Нижний этаж – четыре картинки – из трёх слогов).
Дети по очереди берут любую карточку, определяют количество слогов и помещают на соответствующий этаж.
1 слог – волк, клёст.
2 слога – белка, снегирь, медведь.
3 слога – сорока, свиристель, синица, тетерев.
Молодцы, справились. Открываю подсказку.
«Он хорошо лазает по деревьям. А детёныши появляются зимой. Кто это?».
Дети: «Медведь».
Верно!
Я знаю игру про медведя, хотите, научу и вас играть в неё?
Фикультминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. Повороты влево, вправо
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла весна
Потягивания – руки вверх
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. Вращения головой
Наклонился взад – вперёд, Наклоны вперёд
Вот он по лесу идёт. Ходьба на месте
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки. Приседания
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки. Руки вперёд
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся Присаживаются на стулья
Воспитатель открывает чёрный ящик, достаёт игрушку медведя.
Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Виталия Бианки «Купание медвежат». Проходите пожалуйста на стульчики. Как вы думаете, кто такой пестун?
Пестун – это годовалый сын медведицы.
Что такое сучья? (это ветки деревьев)
Что значит «взять за шиворот»? (взять за воротник)
Что значит «окунать»? (погружать в воду)
Что значит «давать шлепков»? (шлёпать по попе)
Что означает слово «знойный»? (варианты)
Это значит – жаркий.
Что значит «чаща»? (густой лес)
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун – её годовалый сын, медвежья нянька.
Медведица села.
Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом – в воду, как первого.
Полоскал, полоскал его, да ненароком выронил его в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубах. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Это рассказ или сказка? (рассказ)
Почему? (ответы детей)
Кто нам рассказывает эту историю? (Виталий Бианки)
От кого он узнал? (от знакомого охотника)
Воспитатель постепенно выставляет мнемотаблицы.
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки.
Как он понял, что впереди опасность? (он услышал, что затрещали сучья)
Что охотник сделал? (он испугался и залез на дерево)
И что он увидел? (вышла медведица)
Какая медведицы? (бурая)
Откуда она вышла? (из чащи или густого леса)
Медведица была одна? (с ней два медвежонка и пестун – медвежья нянька)
Они пришли к речке для чего? (купаться)
Кто купал медвежат и как? (пестун схватил одного медвежонка за шиворот и окунул его)
Медвежонку понравилось? (медвежонок визжал и барахтался)
Что в это время было со вторым медвежонком? (другой медвежонок испугался и пустился бежать)
Чего он испугался? (холодной воды, но пестун его догнал и полоскал как первого)
А почему медведица рассердилась? (пестун случайно выронил медвежонка, и медведица надавала шлепков)
Медвежатам понравилось, почему? (было знойно, жарко в густых шубках)
Чем закончился рассказ? (после купания медведи ушли в лес, а охотник слез с дерева и пошёл домой)
Перескажите рассказ.
Пересказ рассказа детьми.
Рефлексия.
Дети, с каким рассказом вы сегодня познакомились? («Купание медвежат»)
Кто написал этот рассказ? (Виталий Бианки)
Какой эпизод в рассказе понравился?
Дети, которым было легко пересказывать рассказ, возьмите флажок зелёного цвета и поставьте его в зелёную вазу.
Дети, которым было трудно пересказывать рассказ, возьмите флажок красного цвета и поставьте его в красную вазу.