Ольга Кислицына
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность :
«Волшебница – вода и невидимка – воздух».
Программное содержание:
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды и воздуха, обратить внимание детей на то, что даже такие привычные объекты, как вода и воздух различны между собой и таят в себе много неизвестного.
2. Закреплять умения грамматически правильно строить предложения, согласовывать слова в предложениях, умения анализировать и делать простые умозаключения.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Закреплять у детей уже имеющиеся знания о значении и пользе воды и воздуха для жизнедеятельности человека и живых организмов.
3. Развивать наблюдательность, внимание, память, аналитико-синтетические способности.
4. Воспитывать интерес к поисково-познавательной деятельности.
Оборудование:
Стаканчики с водой и соком, сахар, соломинки, весы, тазики с водой разной температуры, мыльные пузыри, водный термометр, воздушный шар, музыкальное оформление.
Предварительная работа:
Наблюдения детей из личного опыта, беседы о необходимости воды и воздуха для жизнедеятельности, игры «Ой, бежит ручьем вода», «Водяной», «Воздушный замок».
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход деятельности:
Дети под музыку заходят в группу, оборудованную, как лаборатория по исследованию свойств воды и воздуха.
Воспитатель:
Отгадайте, ребята, загадки:
Мы без него не сможем жить,
Ни есть, ни пить, не говорить,
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
И еще одна загадка:
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
А еще дождем шумит.
Без нее нам не умыться,
Не покушать, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить! (Вода).
Воспитатель:
Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки. Расскажите, какая бывает вода? (ответы детей).
А теперь скажите, какой бывает воздух? (ответы детей). Для чего нам необходимы вода и воздух? (ответы детей).
Воспитатель:
Правильно, ребята, без воды и воздуха человек и все живое не могут жить. А хотите узнать, какую тайну скрывают в себе вода и воздух? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию по исследованию свойств воды и воздуха. Сейчас с помощью опытов мы выясним, какой бывает вода и воздух, и узнаем, чем они отличаются.
Опыт 1: Вода и воздух прозрачны.
Перед детьми стоят стаканчики с водой и с соком. Предложить детям положить в стаканчики соломинки. Ребята, в каком стаканчике соломинка видна лучше? (в воде соломинка видна лучше). А почему? (вода прозрачная, поэтому соломинка видна лучше в воде). Чем мы дышим? (воздухом). А можно ли увидеть воздух? (нет, он прозрачный и невидимый).
Подумайте, ребята, в каких случаях мы можем увидеть, что у воды появился цвет? (если добавить в воду краску, кофе, какао, чай).
Давайте сделаем вывод: Значит, вода и воздух прозрачны.
Опыт 2: У воды и воздуха нет вкуса и запаха.
Предложить детям через соломинку попробовать воду на вкус и сравнить с соком, а также понюхать воду и сок. Есть ли запах и вкус у воды? (у воды нет запаха и нет вкуса). А почему сок имеет запах и вкус? (потому что сок приготовлен из фруктов).
Предложить детям понюхать воздух и попробовать его на вкус. Есть ли вкус и запах у воздуха? (у воздуха тоже нет вкуса и запаха).
Подумайте, ребята, в каких случаях мы можем почувствовать, что воздух приобрел запах?
(когда мама на кухне готовит, если использовать духи, туалетную воду, ароматизаторы, освежители воздуха).
Сделаем вывод: Вода и воздух не имеют вкуса и запаха.
Опыт 3: У воды и воздуха нет формы.
Предложить детям подумать, есть ли у воды и воздуха форма. У воды и воздуха нет формы, они принимают форму сосудов, предметов, пространства, где они находятся.
Вывод: У воды и воздуха нет формы.
Опыт 4: Вода-жидкость, а воздух газообразный.
Перед детьми два стаканчика, один с водой, а другой пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Что происходит с водой? (вода-жидкость, ее можно переливать из одного сосуда в другой).
Можно ли перелить из стакана в стакан воздух? (нет, потому что воздух газообразный им мы только дышим).
Сделаем вместе вывод: Значит, вода-жидкость, а воздух газообразный.
Воспитатель:
А сейчас, ребята, пришло время поиграть.
Физкультминутка «Мы проснулись».
Рано утром мы проснулись, потянулись, улыбнулись,
Утром форточку откроем, свежий воздух пригласим,
А зарядка нас настроит, и добавит новых сил,
Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем,
И в ладоши три хлопка, и на месте три прыжка,
Низко наклоняемся, снова поднимаемся.
Отдыхать умеем тоже, руки за спину положим,
Голову поднимем выше, и легко, легко подышим.
1,2,3,4,5 – мы отправимся гулять,
По дорожке мы пойдем на полянку мы придем,
А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки,
Туча темная идет, сверху дождиком прольет!
Дождь! Дождь! Надо нам разбегаться по домам!
Воспитатель:
Ребята, мы продолжаем работать в нашей лаборатории по исследованию свойств воды и воздуха. Давайте вспомним, что мы с вами уже узнали о воде и воздухе? (ответы детей).
Опыт 5: в воде есть воздух.
Предложить детям рассмотреть пустой стакан. Как вы думаете, ребята, есть ли воздух в стакане? (ответы детей). Давайте проверим. Опустить стакан вертикально в тазик с водой, обратить внимание детей на то, что вода не проходит в стакан, потому что ей мешает воздух в стакане. Далее стакан слегка наклонить и отметить, как воздух выходит на поверхность воды из стакана. Затем предложить детям проверить, есть ли в воде воздух. Для этого опустить соломинку в воду и подуть через нее. Что мы видим на поверхности воды? (пузырьки воздуха).
Вывод: в пустом стакане и в воде есть воздух, воздух не пропускает воду в стакан, опущенный вертикально в воду.
Опыт 6: в воде сахар растворяется, а на воздухе нет.
Предложить детям опустить кусочек сахара в воду. Посмотрите, ребята, что произошло с кусочком сахара? (он растворился в воде). Почему? (потому что, мы опустили его в воду, а в воде сахар растворяется). Предложить детям попробовать воду на вкус. Вода приобрела вкус! Какой вкус у воды? (вода стала сладкой). Что еще можно добавить, чтобы у воды изменился вкус? (соль, лимон). А может ли сахар растворится на воздухе? (нет, только в воде).
Сделаем вместе вывод: в воде сахар растворяется, а на воздухе нет.
Опыт 7: Вода и воздух бывают теплыми, холодными и горячими.
Перед детьми два тазика с холодной и теплой водой.
Ребята, с помощью какого прибора мы может определить температуру воды в тазах? (при помощи водного термометра). Предложить водным термометром измерить температуру воды и выяснить, где какая вода в двух тазах.
А как вы думаете, ребята, воздух бывает холодным и теплым? (да, на улице и в помещении). С помощью чего определяют температуру воздуха? (комнатный и уличный термометр).
Где мы почувствуем горячий воздух? (в бане, в сауне).
Вывод: Вода и воздух могут быть теплыми, холодными и горячими.
Опыт 8: Воздух не имеет веса, а вода имеет вес.
Предложить детям узнать, имеют ли вес вода и воздух. У нас два воздушных шарика, одинаковых по размеру, внутри одного воздух, внутри другого вода. С помощью воздушного шарика, размещенного на весах, дети узнают, что воздух не имеет веса, а вот шарик, наполненный водой, имеет определенный вес. Почему воздух не имеет веса? (если бы воздух был тяжелым, было бы трудно дышать и невозможно жить).
Вывод: Воздух не имеет веса, а вода имеет определенный вес.
Воспитатель:
Как много мы с вами знаем о свойствах воды и воздуха. Какие опыты вам сегодня больше всего понравились и запомнились? Что мы узнали нового о воде и воздухе?
А сейчас маленький сюрприз для вас!
У меня в руках мыльные пузыри, как вы думаете, из чего делают мыльные пузыри? (ответы детей). А что находится внутри мыльного пузыря, мы сейчас узнаем? Предлагаем детям убедиться, что внутри мыльного пузыря именно воздух, так как пузыри мы надуваем потоком воздуха.
Проводится игра с мыльными пузырями.
Детям предлагается поймать пузыри на ладошку, рассмотреть его радужную оболочку, обратить внимание детей, на то, что пузыри легкие, воздушные, хрупкие, нежные. Сосчитать кто, сколько пузырей поймал. В конце игры поблагодарить детей за работу.