Ольга Петрова
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Рождение Солнца» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование первоначальных представлений о народном календаре и празднике День зимнего солнцестояния
Задачи:
Образовательные :
1. Формировать представления о долготе дня и ночи в зависимости от времени года.
2. Познакомить с праздником День зимнего солнцестояния.
3. Познакомить детей с народной куклой Спиридон-солнцеворот.
4. Формировать умение изготавливать солнышко путем накручивания ниток на деревянные палочки.
Развивающие :
1. Развивать умение водить хоровод.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „Рождение Солнца“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
2. Развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость.
3. Развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство любви и привязанности к своей стране, желание
познавать традиции русского народа.
2. Воспитывать интерес и любовь к культурному наследию русского народа.
3. Воспитывать уважение и гордость за свой народ, трудолюбивый,
гостеприимный, добрый.
4. Воспитывать умение сочувствовать и желание помогать нуждающимся.
5. Воспитывать желание заниматься ручным трудом, рукоделием.
Предварительная работа: знакомство с календарем, в том числе народным и календарем народной куклы, слушание народной музыки, беседа о временах года, о долготе дня и ночи, скручивание и складывание бумажных салфеток (подготовка к работе с тканью, разматывание и наматывание ниток на клубок.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи музыки для хоровода, музыка для зарядки, дом Прасковеи, тряпичные куклы, деревянные палочки 10 см, склеенные крестиком (по количеству детей, нитки для изготовления солнышка.
Дети под музыку делают зарядку «Солнышко»
Песня затихает.
Из теремка выходит хозяйка:
Хозяйка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Параскева Пятница, я хозяйка этого дома. Сидела я в своем доме, рукодельничала, кукол шила, песню веселую услышала, решила посмотреть, кто здесь.
Мы (показывает в сторону кукол) всегда рады гостям.
Как у наших у ворот куклы встали в хоровод,
Песню русскую поют, в хоровод гостей зовут.
Приглашаю вас хоровод с нами поводить.
Дети встают в хоровод, (звук песни становится громче, идут «посолонь» по кругу (1-2 куплета).
Хозяйка: Какой хороший у нас получился хоровод.
Параскева приглашает детей присесть.
– А теперь присаживайтесь, гости дорогие, а я вас поспрашиваю да про свое житье бытье расскажу. Долго путешествовала я по белу свету, много чего повидала, интересного да полезного. захотите, вам расскажу. А вы сидите тихонечко, слушайте внимательно, да на ус мотайте…
- Сперва спросить хочу, а вы любите солнечные дни? Почему? (Ответы детей).
- А таких дней когда больше летом или зимой? (Ответы детей).
- А какое время года наступило? (Ответы детей).
- И как же называется первый зимний месяц? (Ответы детей).
- Вы заметили, что светлого времени стало очень мало?
Мы идем в садик – еще темно, а возвращаемся домой уже темно.
В декабре самые короткие дни и самые длинные ночи.
Но в конце декабря есть такой день, когда день и ночь становятся равны.
Наши предки (люди, жившие на Земле до нас) считали, что в этот день «Старое Солнце» умирает и рождается «Новое Солнце». День начинает прибывать: сначала понемножку, а потом заметнее.
Люди радовались этому событию, поэтому «день рождения Нового Солнца» являлся великим праздником и назывался День зимнего солнцестояния.
«Солнце поворачивает на лето, зима на мороз» - так говорили в народе.
Наши прабабушки и прадедушки к этому празднику готовились заранее: наводили порядок в доме, выбрасывали все, чем больше не будут пользоваться (старую одежду, всякую утварь.).
«Почистить дом – нужно было обязательно. Затем жилище украшали, создавая атмосферу праздника. Накрывали праздничный стол, готовили своими руками подарки…
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем хозяйке, как в вашей семье готовятся к празднику, например, к вашему дню рождения, к Новому году? (Рассказы детей).
- Здорово! Видишь, Параскева, мы делаем также, как делали наши предки.
Хозяйка: Я рада, что вы правильно готовитесь к празднику. Все действия, которые совершал по порядку человек перед праздником, называются обрядом.
Наши предки не только работали, но и отдыхать умели, и я приглашаю вас поиграть.
Физкультминутка
Дети встают в круг, закрывают глаза, Параскева ходит вокруг и выбирает Солнышко, потом дети произносят закличку:
Солнышко-солнышко,
Выйди поскорей,
Посвети, обогрей
Птичек да зверят, да маленьких ребят.
Солнышко выходит, показывает танцевальное движение, дети хлопают.
Игру повторяем два раза
Хозяйка: Хорошо поиграли. А еще к дню рождения Нового Солнца не только прибирались в доме, но и изготавливали куклу – Оберег. Оберег – это значит кукла, которая оберегает от бед. Называлась она Спиридон-Солнцеворот.
В народе верили, что кукла помогает новому Солнцу повернуть в сторону Света и тепла – на лето. А еще можно было попросить помощи у Спиридона-Солнцеворота, чтобы он помог справиться с невзгодами, трудностями, болезнью или другой какой бедой.
Эта кукла – являлась обязательной частью праздника. Давайте её рассмотрим.
Дети рассматривают: - Костюм- Шапка- Обувь
А главное – он крепко держит в руках солнце – главный предмет народного праздника.
Воспитателю на телефон приходит СМС.
Воспитатель: Ребята это очень важно, пишет наша медсестра Татьяна Александровна.
"В нашем детском саду многие ребятки болеют, у них кашель и температура, если встретите Параскеву попросите у неё помощи"
Хозяйка: Как же мы можем это сделать?
Дети: Мы можем попросить куклу Спиридона-солнцеворота о помощи.
Хозяйка: Молодцы, вы все правильно говорите, а чтобы наши просьбы точно исполнились, давайте каждый из вас сделает солнышко. Согласны? (Ответы детей).
Тогда я приглашаю вас в свою мастерскую, где покажу, как из ниток сделать солнышко.
Параскева приглашает детей и воспитателя в «мастерскую». Дети с помощью взрослых делают обережные солнышки.
Хозяйка: Какие замечательные солнышки у нас получились. А на что похожи наши солнышки? (Ответы детей).
Давайте встанем в круг посмотрим с улыбкой на наши солнышки и скажем такие слова :
- Пусть солнце всех согреет, и дети не болеют.
А теперь разнесите ваши солнышки по группам детского сада они будут оберегать детей от болезней.
Воспитатель: Мы сложим их в корзину, отнесем Татьяне Александровне
Прасковея: А я вас благодарю за работу, за заботу, приходите еще о мне в гости, я вас куколок делать научу.