Ледовская Екатерина
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мухины именины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.
Задачи:
- познакомить детей с экономическими понятиями «деньги», «купюры», «монеты», «товар», «экономия», «размен»;
- упражнять в прямом и обратном счете, закрепить знания детей о составе чиселв пределах десятина материале экономических понятий: «деньги», «купюры», «монеты», «товар», «размен», «доход», «расход».
-научить, как правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „Мухины именины“» размещена в разделах
- развивать умение соотносить цену товара с имеющимися в наличии деньгами, рассуждать, делать правильный выбор товара, учитывая его стоимость, качество, назначение;
- знакомство детей со словами товар, базар, качество, дороже, дешевле, снизить, торговаться, экономия, фальшивомонетчик, разменять, мелкие, крупные;
- воспитывать культуру общения между детьми в процессе игр, умение устанавливать контакт;
- учить грамотно относиться к деньгам.
Предварительная работа: чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок о деньгах: «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский, «Теремок» русская народная сказка, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Приключения Буратино»; знакомство с историей денег и денежными знаками разных стран; сюжетно-ролевые игры «Семья», «Зоопарк», «Магазин», «Банк»; дидактические игры: «Какое слово лишнее», «Закончи предложения» (пословицы о деньгах, «Скажи наоборот», «Копилка».
Методы и приемы:сюрпризный момент, использование пословиц, загадок, показ иллюстраций, комментирование, физкультминутка.
Активизация детской деятельности : беседа, дидактические игры, показ иллюстраций, постановка проблемного вопроса, решение арифметических задач.
Материалы и оборудование: монеты и купюры разного достоинства, игрушка Муха-Цокотуха, 5 самоваров, ценники, кассы – окошечки, игровые деньги, счеты.
Участники: дети старшей группы, воспитатели.
Продолжительность: 25 минут.
Ход образовательной деятельности.
1. Вводная часть.
Воспитатель:Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в гостях оказалась…угадайте кто? (показывает игрушку в виде Мухи-Цокотухи).
Дети: Муха-Цокотуха.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно: «Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…. А кто знает, что такое денежка?
Дети: Это такие специальные бумажки и монетки, на которые можно купить что - то в магазине.
Воспитатель: Правильно, деньги – это разрешенное государством и законом средство обмена.
Дети: Что такое разрешенное законом?
Воспитатель: Это значит, что мы можем пользоваться только деньгами, выпущенными государством. Тот, кто сам печатает и рисует деньги, называется «фальшивомонетчиком». Таких людей наказывают по закону.
Предлагаю поиграть в игру «Найди лишнее». Перед вами находятся 5 предметов, скажите какой экономический признак их объединяет и какие предметы лишние (100 рублей, монета 50 копеек, кошелек, пластиковая кредитная карта.
Дети: 100 рублей, 1 доллар, монету 50 копеек и пластиковая кредитная карточка – это деньги, а кошелек лишний, потому что им нельзя расплатиться в магазине.
2. Основная часть.
Воспитатель:Слушаем дальше. Пошла Муха на базар и купила самовар…И наша гостья Муха тоже решила пойти на базар. Скажите, а кто из вас был на базаре? (Ответы детей). Какие товары продаются на базаре? (Ответы детей). А как вы думаете, может ли продавец магазина продать товар дешевле, чем он стоит? (если дети затрудняются в ответе, можно задать наводящий вопрос).
Наша гостья муха купить самовар сразу не смогла. Продавец ей сказал, что денежка очень крупная и сдачи у него нет. Давайте поможем Мухе?Как мы можем ей помочь?
Дети: Нужно разменять денежку.
Воспитатель:У нас в группе открывается «Разменный пункт» и Мухенужно разменять крупную купюру на мелкие.
Д/и «Разменный пункт». На столах стоят кассы – окошечки и табличка «Размен денег». В «Разменном пункте»работают несколько кассиров. Ребята по желанию вместе с Мухой-Цокотухой приходят в разменный пункт и просят:
- Разменяйте нам, пожалуйста, 10 рублей.
Кассир: - Как Вы хотите их разменять?
- На 5 и 5, или по одномурублю.
Кассир меняет деньги.
Воспитатель, включаясь в игру, просит разменять ей мелкие купюры на крупные.
Кассир: - Наберите 10 рублей разными купюрами, а я Вам дам одну с цифрой 10 и т. д.
Воспитатель: меняется ли сумма денег при их размене?
Дети:Нет, если Вы дали 5 рублей, то Вам вернут 5, но другими купюрами).
Воспитатель: Муха разменяла денежку и решила посмотреть на ассортимент самоваров, на их цену. А самоваров было много. Муха-Цокотуха растерялась, она не знает какой самовар ей купить. А самовар ей очень нужен, потому что у Мухи скоро день рождение, и она пригласила много гостей на чай. Давайте поможем нашей гостье выбрать самовар! Ребята, каким должен быть самовар? (Ответы детей).
Воспитатель делает вывод: Вы помогли Мухе сделать правильный выбор. Самовар большой, красивый, не бракованный и деньги, которые Муха сэкономила, пошли на угощение. А теперь я вам предлагаю купить подарки на именины мухи.
Д/и «Базар».
Воспитатель: Приглашаю всех посетить базар.
На базаре есть продавцы и покупатели. Дети договариваются: кто будет исполнять роль продавца, а кто покупателя. Это можно определить по жребию. Например, в мешочек кладутся карточки двух цветов (красные и синие) по количеству детей. Доставшие красныекарточки – продавцы, синие– покупатели. «Продавцы» берут свой товар, раскладывают его в торговом ряду, определяют цену, ставят ценники. «Покупатели» в это время готовятся к посещению торговых рядов, подсчитывают деньги (заранее заготовленные купюры и монеты).
Базар открывается, начинается игра. Продавцы зазывают покупателей, рекламируют свой товар. Покупатели рассматривают товар, торгуются, сбивают цену, делают покупки.
Воспитатель берет на себя роль директора базара. Включается в игру, помогает разрешать проблемные ситуации. Например, Маша продает одежду. Товаром интересуются, но цена не устраивает покупателя.
Директор базара (воспитатель) :Ваш товар не очень хорошего качества, а стоит дорого. Попробуйте снизить цену. Маша подумала и поменяла ценники. Товар стали покупать.
В конце игры дети подсчитывают деньги. Воспитатель помогает затрудняющимся сделать расчет. Закрепляются понятия: доход, расход.
Воспитатель:Наши подарки готовы, гости собрались…НО, случилась неприятность. Где же наша Муха? (ищут гости). Дети оглядываются, ищут Муху, но вместо нее находят лист с письмом. Ой-ой-ой. Муху украл какой - то старичок Паучок. В письме Паучок просит решить детей задачи и тогда он отпустит Муху.
1) На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья. Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали - приполз жук и занял еще одно место. Вопросы. Сколько стульев было занято? (9) Сколько было гостей? (8)
2) Папа получил 4 монеты, мама 2 монеты, бабушка и дедушка пенсию – 2 монеты. Сколько денег заработали все члены семьи?
3) Мама дала Кате 4 рубля и Диме 4 рубля. Могут ли ребята купить карандаши по цене 10 рублей? Почему? Ответ: Нет, т. к. у Кати и Димы вместе всего 8 рублей (4+4=8, а для покупки карандашей им не хватает 2 рубля (10-8=2).
4) У Оли были такие монеты: 5 рублей, 2 рубля и 1 рубль. Она купила пирамидку за 5 рублей. Сколько рублей осталось у Оли? Ответ детей: у Оли осталось 3 рубля (2+1=3, т. к. 5 рублей она потратила на пирамидку.
Воспитатель хвалит детей.
3 часть. Заключительная.
Муха благодарит детей за спасение и раздает угощение. Дети дарят Мухе купленные подарки. Муха предлагает вспомнить пословицы про деньги.
Д/и «Я начну, а ты продолжи». Воспитатель поочередно кидает мяч детям и начинает пословицу, задача ребенка продолжить ее.
Уговор дороже ДЕНЕГ.
Время- деньги.
У него деньги и куры не клюют.
Только ума на деньги не купишь.
Без денег сон крепче.
Не хвались деньгами – хвались добром.
Без копейки рубля нет.
Копейка рубль бережёт.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они узнали в ходе ООД.
Обобщение по вопросам:
- Что такое деньги?
- Какие бывают деньги?
- На что нужно обращать внимание при покупке товаров?
- На какие деньги мы можем поменять 10 рублевую монетку?
Воспитатель благодарит детей за работу.