Светлана Шерстнева
Конспект ООД по ФЭМП с элементами ТРИЗ-технологии для старших дошкольников «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами ТРИЗ-технологии для детей старшего дошкольного возраста
«Космическое путешествие».
Цели:
Систематизировать и закрепить математические представления детей
подготовительной группы.
Познавательное развитие:
Совершенствовать навыки счета в обратном порядке. Упражнять в нахождении предыдущего и последующего чисел. Закрепить знание о составе чисел из двух меньших.
Публикация «Конспект ООД по ФЭМП с элементами ТРИЗ-технологии для старших дошкольников „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Закреплять умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по общим качествам (форме, величине, цвету).
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, располагать предметы в заданном направлении, развивать пространственные представления (справа, слева).
Развивать логическое мышление, внимание, воображение.
Художественно-эстетическое развитие: развивать творческое воображение, умение преобразовывать математические знаки в предметы окружающего мира.
Речевое развитие: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные, распространенные ответы на вопросы воспитателя. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы-задачи, опираясь на наглядность.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе деятельности, развивать умение договариваться, помогать друг другу. Формировать умение слушать собеседника, не перебивая; умение работать индивидуально и в коллективе.
Физическое развитие: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обогащать двигательный опыт.
Материал: мольберты, числовые домики, листы бумаги, разделенные на клеточки, круги эйлера, схемы к ним, предметные картинки, карточки цифр, разноцветные цветы, карточки с геометрическими фигурами, презентация «Путешествие на математическую планету», браслеты с жетонами, плоскостные геометрические фигуры.
Дети играют в п/и «Бездомный заяц». Вместо обручей используются плоскостные геометрические фигуры.
Во время игры в группу влетает воздушный шарик. Воспитатель его поднимает.
Воспитатель: Ребята, что происходит, ничего не понимаю, откуда прилетел шарик?
(Дети высказывают предположения)
Воспитатель: (рассматривает шарик) ребята, здесь что-то написано, но очень мелкими буквами, не прочесть. Что же делать, как прочесть надпись?
(Ответы детей, шарик нужно надуть. Воспитатель надувает шар).
Воспитатель: Ребята, это послание с далекой планеты
«Здравствуйте, ребята. Мы, жители далекой математической планеты. Недавно у нас прошел метеоритный дождь и теперь на нашей планете царит полный беспорядок. Очень просим вас помочь нам все исправить. А поможет вам в путешествии волшебная цифра»
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь жителям пострадавшей планеты и отправится в космическое путешествие? (да). Тогда нам нужна волшебная цифра, чтобы узнать ее, выполним первое задание. И проверим ум, смекалку, внимание, которые нам помогут в удивительном путешествии.
Задание 1 «Разминка»
1. На тарелке 2 конфеты, 1 пирожное и 3 груши. Сколько фруктов на тарелке (3)
2. Сколько кубиков в постройке? (6)
3. Сколько кубиков в постройке? (5)
4. Если сестра старше брата, то брат (младше сестры)
5. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш (короче линейки)
6. Сколько кубиков в постройке? (5)
7. Сложи из двух картинок одну
8. Выбери фигуру без углов, но не желтую
9. Сложи из двух картинок одну
10. Укажи коробку: Она красного цвета, дно круглое, высокая
11. Продолжи ряд.
Слайд 13
(Выполнив первое задание, дети получают волшебную цифру)
Воспитатель: Волшебную цифру мы получили, можно отправляться в путь. Но на чем же мы отправимся в космическое путешествие?
Дети: на ракете.
Воспитатель: у нас есть геометрические фигуры, построим ракету из них.
(Дети по схеме строят ракету из плоскостных геометрических фигур)
Воспитатель: Ракета готова. Найти свое место на ракете вам поможет жетон, на котором написан ответ. Обратите внимание, примеры написаны на каждой части ракеты.
(Дети разбирают жетоны, занимают места на ракете).
Воспитатель: к полету готовы, поможем ракете взлететь, посчитав в обратном порядке от 8.
(Дети считают в обратном порядке, раздается звук взлетающей ракеты)
Слайд 14
Слайд 15
Воспитатель: вот мы с вами и прибыли на неизвестную планету, время обратиться к волшебной цифре (воспитатель надевает маску-цифру).
Воспитатель: Мы попали в город волшебных цифр. Каждая цифра живет в своем доме, но дома здесь необычные. Слева есть комната прошлого, справа комната будущего. Вверху находится самая важная комната, которая показывает, из каких двух меньших чисел состоит, сколько в ней единиц. Внизу волшебная комната, в которой цифра превращается в различные предметы. Поможем цифрам привести в порядок их дома. Какой цифре вы будете помогать, написано на ваших жетонах.
Задание 2 «Системный оператор»
(Задание выполняется индивидуально, проверка по вопросам воспитателя).
Воспитатель: Поместите домики цифр на мольберте. В домах порядок навели, осталось украсить город цветочными клумбами, которые разбиты на квадраты, на них есть две дорожки, которые ведут от центра влево-вправо и вверх- вниз. Слева на тропинке стоит знак -, а справа знак +; вверху знак +, а внизу знак -. Эти знаки подскажут вам направление движения. Найти, в какой квадрат посадить цветок вам помогут карточки –схемы. Знаки + или– покажут в каком направлении двигаться, а указанное рядом со знаком число, покажет сколько шагов делать. Движение всегда начинаем от центра клумбы и с горизонтальной дорожки.
Задание 3 «Сажаем цветы»
(Дети выполняют задание. Когда задание будет выполнено, меняются карточками для самопроверки. Каждая пара озвучивает результаты работы)
Слайд 16: ребята, вы обратили внимание, как меняется планета.
Воспитатель: в городе волшебных цифр порядок навели, пора немного отдохнуть.
Игра «Кто где?»
Под музыку дети свободно двигаются по группе, по окончании музыки останавливаются. Кого воспитатель назовет, тот отвечает, кто справа (слева) от него
Воспитатель: Пора отправляться дальше.
(Надевает маску-цифру)
Воспитатель: дальше путь лежит в долину Геометрических фигур, но, чтобы туда попасть нужно, преодолеть пропасть. Подумайте, как это можно сделать на волшебной планете?
(Можно перепрыгнуть, можно перелететь, построить мост и т. д.)
Воспитатель: Да много разных вариантов, а какой выберем мы?
(Построим мост)
Воспитатель: Построим мост из модулей? Для этого нам нужны опоры и перекладины.
(Дети из мягких модулей строят мост)
Мост готов, но чтобы он был прочным, укрепим его кирпичиками, на которых изображены геометрические фигуры. (Дети рассматривают карточки с фигурами). Какими признаками они отличаются (цветом, формой, величиной? Чтобы кирпичики крепко соединялись между собой, выложим их так, чтобы соседние фигуры отличались одним признаком.
(Дети по одному выполняют задание, аргументируя свой выбор)
Задание 4 «Логические цепочки»
Воспитатель: мост получился прочным, но узким. Поэтому проходить по нему можно по одному, приставным шагом, приставляя пятку одной ноги к носку другой.
(Дети по-очереди «проходят» по мосту)
Воспитатель: Мы с вами оказались в долине Геометрических фигур. Когда-то здесь рос чудесный геометрический сад с необычными фруктами. Как вы думаете, что могло расти в этом саду?
(Квадратные апельсины, прямоугольные яблоки и т. д.)
Из-за урагана все перемешалось, но мы с вами посадим в долине новые сады. Согласны? Работать будем в парах, по цветам жетонов. Выберете, какой сад вы будете сажать.
Каждый сад состоит из двух кругов, которые пересекаются между собой. Геометрические фигуры разложите в круги и в зону пересечения кругов так, как указано на схеме: либо по цвету, либо по форме, либо по величине. Иногда признаков может быть два.
Задание 5 «Круги Эйлера»
(Каждая пара рассказывает о проделанной работе).
Воспитатель: Ребята, я думаю, мы все задания выполнили и теперь можем отправиться домой. Цифра подскажет, так ли это (надевает маску-цифру). Оказывается, на острове математических задач тоже царит беспорядок, там перепутались все задачи и нас очень просят навести порядок. Ну что, распутаем задачи? Составим задачу по 3 карточкам. Одна показывает, о чем задача, вторая – сколько было, третья – что делать. Работаем в парах.
(Дети составляют задачи, выкладывают их на мольберте, озвучивают их)
Слайд 17
Воспитатель: наше путешествие подошло к концу. Мы смогли привести в порядок математическую планету, посмотрите какой красивой, яркой, веселой она стала. Нам пора возвращаться домой. Займите места на ракете, начинаем обратный отсчет.
Слайд 18
Воспитатель: и вот мы снова дома. Понравилось вам путешествие? Что вам особенно понравилось? Как мы помогали друзьям с математической планеты? Что трудного было? Какое задание вызвало особый интерес?
За старания наши новые друзья награждают каждого из вас памятной медалью.
(Вручение медалей).
Предлагаю вам создать альбом «Удивительное путешествие на далекую планету», куда мы поместим рисунки о нашем приключении.
После занятия рисуют, что понравилось