Ручкина Ольга
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Наш друг — Пишичитай»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 2 «Радуга» г. Белорецк
муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область :
«Речевое развитие»
Возрастная группа :
подготовительная к школе группа «Гномик»
Тема: «Наш друг - Пишичитай»
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе „Наш друг — Пишичитай“» размещена в разделах
Ручкина О. А., воспитатель
2023 г.
Задачи:
Обучающие:
Совершенствовать умение находить знакомые буквы среди других букв алфавита, называть их.
Формировать навыки звукобуквенного и слогового анализа слов.
Продолжать развивать умение на слух выделять гласные и согласные звуки в словах, определять их положение в слове.
Активизировать употребление в речи слов: звук, буква, гласный, согласный, твердый, мягкий.
Закреплять умение отвечать полными, распространенными предложениями.
Развивающие:
Продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, осязание.
Развивать координацию речи с движениями, связную речь, память, мышление, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать навыки сотрудничества, активность, инициативность, самостоятельность, взаимопонимание.
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Пальчики-зверюшки», физминутки «В старом дереве дупло», игры «Назови первый звук в слове», упражнение «Раздели слова на слоги», составление звукового анализа слов.
Методы и приемы:
Наглядный метод: рассматривание предметных картинок, букв, схем.
Игровая деятельность : развивающая игра «Раздели слова на слоги», игра с мячом «Твердый - мягкий», физминутка «В старом дереве дупло».
Практическая деятельность : упражнения «Определи место звука в слове», «Зашифруй слово», «Волшебные буквы».
Индивидуальная работа: помощь в выполнении практических заданий.
Словарная работа: звуки, буквы, гласные, согласные, схема.
Оборудование.
Демонстрационный материал: пальчиковые контейнеры с наполнителем, предметные картинки, мяч, буквы для выкладывания слова «Молодцы», картинка Пишичитай на экране телевизора, книга.
Раздаточный материал: магнитные буквы, карточки для определения места звука в словах по числу детей, подносы с цветным песком на каждого ребенка, контейнеры с красными, синими и зелеными кружками для звукового анализа слов, цветные карандаши.
Ход ООД
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости из Читай-города пришел наш друг Пишичитай. Но он пришел не просто так. Пишичитай узнал, что вы очень хорошо занимаетесь на занятиях и уже даже умеете читать. Пишичитай приготовил для вас различные задания и хочет узнать, справитесь ли вы с ними. Вы готовы выполнять его задания?
Дети: Да, готовы!
Воспитатель: За каждое выполненное задание вы будете получать букву. А когда получите все буквы, сможете составить из них слово и получить подарок от Пишичитая.
Основная часть.
Воспитатель: Первым заданием у нас будет разминка. Ответьте на вопросы. Когда мы говорим, что мы слышим?
Дети: Слова.
Воспитатель: А из чего состоят слова?
Дети: Из звуков.
Воспитатель: Правильно, ребята, звуки сливаются в слоги, а слоги в слова. А чем отличается «звук» от «буквы»?
Дети: Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем.
Воспитатель: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: Почему «гласные» так называются?
Дети: Они произносятся только с помощью голоса, их можно петь.
Воспитатель: Почему согласные звуки не поются? Что им мешает?
Дети: Зубы, губы, язык.
Воспитатель: Правильно! Когда мы произносим согласные звуки, во рту создается преграда для воздуха. А какие бывают согласные звуки?
Дети: Твердые – мягкие, звонкие – глухие.
Игра с мячом «Твёрдый – мягкий».
Воспитатель: А сейчас поиграем с мячом. Я буду называть твёрдый звук, а вы мне парный мягкий. (С-сь, М-мь, В-вь, Л-ль, К-кь, Т-ть, П-пь, Н-нь, Р-рь, Ф-фь, Г-гь, Д-дь, З-зь).
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с первым заданием и получаете от Пишичитая первую букву : М.
Воспитатель: А мы переходим к следующему заданию.
«Выбери нужную картинку»
(На столе приготовлены пальчиковые контейнеры с зарытыми в них магнитными буквами М, Н, П, К, Т, В, Р, О, Л, З, а на магнитной доске предметные картинки: утка, кот, иголки, индюк, облако, акула, эскимо, бабочка, ножницы, заяц).
Воспитатель: Опустите руку в контейнер, возьмите из него одну букву. Прикрепите букву на магнитную доску рядом с картинкой, название которой начинается с этой буквы. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Расскажите, что вы сделали. Не забываем, ребята, отвечать полным предложением.
1-й р е б е н о к: - Я прикрепил букву И около индюка, потому что слово «индюк» начинается с буквы И.
2-й р е б е н о к: - А я прикрепила букву Бэ рядом с бананами, потому что слово «бананы» начинается с буквы Бэ.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно выполнили задание. И за это получаете еще одну букву: О.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.
Игра с мячом «Раздели на слоги»
Воспитатель: Давайте пройдем на ковер и встанем в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч и произносить слова. Тот, у кого оказался в руках мяч, должен разделить это слово на слоги (Дети по очереди ловят мяч, делят предложенные слова на слоги и возвращают мяч педагогу). Слова: зима, ветер, сугроб, лиса, косуля, снежинка, санки, медведь, лес, волк.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно поделили на слоги все слова и получаете еще одну букву: Л.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам пройти к столам и присесть на стульчики. Следующее задание называется «Определи место звука в слове». У каждого из вас на столе лежит карточка. Посмотрите на картинку и определите место звука [у] в ее названии: в начале слова, в середине или в конце. Закрасьте соответствующее окошко на схеме под картинкой. Ребята, звук [у] гласный или согласный? Каким цветом вы будете закрашивать окошки на схеме?
Дети: Красным.
Воспитатель: Вова, почему ты закрасил первое окошко на схеме под картинкой «утка»?
Вова: Потому что звук [у] в слове утка произносится первым.
Воспитатель: Молодцы, ребята! За правильно выполненное задание вам дается еще одна буква: Д.
Воспитатель: А сейчас поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики-зверюшки».
Пальчик - зайчик (загибают левой рукой мизинец на правой).
Пальчик - волк,
Серый волк - зубами щелк (загибают левой рукой безымянный пальчик на правой).
Пальчик - рыжая лиса,
Лиса, лисонька-краса (загибают левой рукой средний пальчик на правой).
Пальчик - ежик (загибают левой рукой указательный пальчик на правой).
Пальчик - мишка (загибают левой рукой большой пальчик на правой).
А кулак похож на шишку! (поднимают вверх правую руку, зажатую в кулак).
Воспитатель: Ребята! Пишичитай приготовил для вас еще одно задание. Называется оно «Зашифруй слово». У вас на столах стоят контейнеры с кружками. Посмотрите, кто изображен на картинке?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Послушайте, я произнесу слово «Лиса». Возьмите кружки и выложите схему этого слова перед собой на столе. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Сколько звуков в слове лиса?
Дети: В слове «лиса» четыре звука.
Воспитатель: Назовите звуки по порядку.
Дети: [ль], [и], [с], [а].
Воспитатель: Расскажите о каждом звуке; каким кружком вы их обозначили.
Дети: - Звук [ль] - согласный мягкий, мы обозначили его зеленым кружком.
- Звук [и] - гласный, мы обозначили его красным кружком.
- Звук [с] - согласный твердый, мы обозначили его синим кружком.
- Звук [а] - гласный, мы обозначим его красным кружком.
Воспитатель: Замечательно! Вы выполнили все правильно! Вот вам еще одна буква: Ц.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.
Физминутка «В старом дереве дупло».
В старом дереве дупло.
Это домик буквы «О» (круговые движения руками).
Рядом с нею на суку
Примостилась буква «У» (присесть на корточки).
В гости к нам издалека
Прибежала буква «А» (бег на месте).
Прилетела буква «Я»
На спине у воробья (махи руками, как крыльями).
Буквы стали веселиться,
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут,
То опять плясать начнут.
Подтянули плечи, спинки.
А сейчас конец разминке.
Воспитатель: У нас с вами осталось еще одно задание и называется оно «Волшебные буквы». Пройдите к столам, на которых стоят подносы с цветным песком. Сейчас я буду произносить слова, а вы будете внимательно слушать, называть последний звук в слове и писать на песке соответствующие буквы.
( Воспитатель по очереди произносит слова: кот, зима, сок, дом, лес, дятел, дупло, кабан, санки. Дети пишут на песке соответствующие буквы).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Очень красивые буквы вы написали. За это вы получаете последнюю букву от нашего друга Пишичитая : Ы. А теперь составьте слово из полученных букв на столе. Дети составляют слово: МОЛОДЦЫ.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы отлично справились со всеми заданиями Пишичитая и показали, как вы хорошо и дружно умеете работать. Какие задания вам понравилось выполнять? А что вам показалось трудным? Наш друг Пишичитай знает о том, что вы уже сами читаете друг другу книги в детском саду, и поэтому он дарит вам новую книгу для чтения.
(Воспитатель вручает детям новую книгу. Дети прощаются с Пишичитаем, говорят «Спасибо» и идут отдыхать).