Светлана Олеговна Саитова
Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы — какие они?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию
«Птицы - какие они?» с элементами экспериментирования в старшей группе МАДОУ Детский сад № 27 "Надежда" Воспитатель: Саитова С. О.
Цель: Формирование обобщенного представления о птицах, как живых существах, живущих на земле, воде.
Задачи:
• Закрепить представления детей о птицах : тело покрыто перьями, есть два крыла, две ноги, хвост, несут яйца, высиживают птенцов.
Публикация «Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию „Птицы — какие они?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
• Закрепить умение сравнивать птиц с другими животными, используя карточки – символы.
• Закрепить знания о зимующих, перелётных водоплавающих птицах Башкортостана.
• Уточнить представления об условиях жизни, корме птиц и роли человека в жизни зимующих птиц.
• Продолжать учить детей участвовать в экспериментальной деятельности, развивать способности в познавательной активности, любознательности, а так же мыслительные способности: сравнение, обобщение.
• Развивать интерес к живой природе, навыки моделирования и самостоятельной работы.
• Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, ко всему живому, желание помогать птицам, оберегать их.
Предварительная работа:
Цикл познавательных бесед о птицах : какая птица, какой корм любит, как важно помогать птицам зимой; составление описательных рассказов; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах (В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки», сказка «Гадкий утенок», «Кукушка», отгадывание загадок о птицах; дидактические игры «Придумай рассказ о птице по схеме», «Кто как голос подаёт», «Найди лишнюю птицу в каждом ряду», «Найди жилища птиц». Наблюдения на прогулке за птицами; рисование и выполнение аппликации по теме «Птицы»; участие воспитанников в интернет - конкурсе «Птицы Башкирии». Знакомство с материалами энциклопедий; разучивание физкультминуток и стихотворений о птицах; презентация о птицах; привлечение родителей к изготовлению кормушек, альбома «Что ест птица». «Накорми птиц правильно»
Оборудование:
Мультимедийный комплекс, аудиозапись с голосами птиц, картинки – самолёт, гнёзда птиц, птицы, воздушный шарик, перья птиц, мнемотаблица, веер; на каждого ребё нка: тарелочка с кусочками хлеба, стаканчик с водой, пшено, семечки, сухие ягоды, верёвочка, салфетки, дерево, ножницы, пипетка, лист бумаги, карандаш, тазик с водой крем для рук.
Методы и приё мы:
- практические: физкультминутка, приготовление корма для птиц, работа с перьями.
- наглядные: рассматривание.
- словесные: беседа, вопросы.
Ход занятия. Организационный момент :
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! У меня хорошее настроение и я хочу передать его вам, улыбнитесь друг другу и передайте ваше настроение гостям.
- Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель:
- Ребята почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы) (Слайд1-разные птицы).
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, что это за звуки?
Дети: Поют птицы.
Воспитатель: О чём нам поют птицы, хотите узнать? Для этого предлагаю отправится в лабораторию Царства птиц и стать орнитологами. А вы помните кто такие орнитологи?
Дети: орнитолог – специалист, изучающий птиц и их распространение.
В конверте есть ещё волшебное перо, которое поможет нам. Как взмахну пером, вокруг себя вы повернитесь и в орнитологов превратитесь. Мы с вами в научной лаборатории.
Воспитатель: Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.
-Кого мы называем птицами?
Дети: Птицы - это такие животные,которые умеют летать.
-Как отличить птиц от других животных? А в этом нам помогут карточки. (Слайд 2– мнемотаблица.)
Дети: У всех птиц есть два крыла, две ноги, тело покрыто перьями, птицы несут яйца.
Воспитатель: На какой вид транспорта похожа птица при полёте? (ответы детей) (Слайд 3- самолёт и птица).
Воспитатель: У человека давно зародилась мечта взлететь в небо, наблюдая за полётом птиц, человек изобрёл много летательных аппаратов, в том числе и самолёт.
- Как вы думаете, похожа птица на воздушный шарик? (ответы детей) А чем?
Дети: внутри шарика воздух и он летает по воздуху.
Воспитатель: Птица подобна воздушному шарику. В её теле много воздуха, поэтому птицы лёгкие и могут летать. (Слайд 4-воздушный шарик и птица)
-А когда птица не летает, прерывает полёт? (Она опускается на землю или в гнездо)
-Для чего птице нужны гнёзда? (ответы детей)
Игра «Рассели птиц». Ребята, помогите расселить птиц в гнёзда. (Дети выполняют). Правильно расселили птиц? А теперь расскажите, кто где живёт?
Дети: Ворона живет в гнезде, а строит его на дереве. Ласточка вьет свое гнездо над окном в домах. Аист строит гнездо на крыше дома или столбе. Скворец живет в скворечнике, на дереве.
Воспитатель: гнёзда нашли, а сейчас я вас приглашаю в птичью лабораторию. Эксперимент «Почему птицы летают»
-Мы сейчас с вами будем настоящими исследователями. Ребята, какие правила надо соблюдать в лаборатории? (ответы детей) А цель нашего первого исследования узнать, почему птицы умеют летать. Кто-нибудь сможет ответить на этот вопрос? (ответы детей)
Воспитатель: Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним,
что находится вокруг нас (воздух) Можно ли увидеть воздух? Какой он? --Невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить, попробуйте помахать руками. (Предлагаю детям опыт с двумя листами бумаги один широкий и ровный, а другой скомкан).
-Сначала бросьте скомканный лист, а затем широкий. Попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как скомканный лист?
-Почему бумажный шарик падает быстро, как камень, а широкий лист и пёрышко медленно и плавно?
-Гладкий лист ровный и широкий при падении опирается о воздух, поэтому может лететь, а скомканный лист маленький – ему нечем опереться.
Демонстрирую веер.
- Ребята, представьте, что веер- это крыло птицы. Они складываются и раскладываются.
С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становиться большой и широкой, поэтому может опереться о воздух и лететь.
А на земле раскрытые хвост и крылья мешают птице, поэтому она их складывает.
-Птицы летают за счет раскрытых крыльев и хвоста, они похожи на веер.
. -Что еще помогает птице латать?
-Чем покрыто тело птицы?
-Оказывается перья тоже помогают птицам при полете.
-Возьмите перья в руки и рассмотрите их.
-Чем перышки отличаются друг от друга?
-Как вы думаете, какое перышко согревает птицу и называется пуховым? Почему?
-Где на теле птиц есть маховые перья?
-Тяжелое оно или легкое?
-Почему оно легкое?
-Перо легкое, потому что его стержень пустой, в виде трубочки.
-Значит птица летает от того, что ее перья легкие
. -Как вы думаете, как ест птица -много или мало?
-Птицы едят понемногу и часто, поэтому очень легкие.
Это тоже помогает им летать.
- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).
- Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?
Дети: Птицы летают, потому что у них: широкие крылья и хвост, легкие перья и жесткие маховые перья.
Физкультминутка: -
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули. Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Воспитатель: Ребята, а в какой республике мы с вами живём? (ответы детей).
- А какие птицы живут у нас в Башкортостане? (ответы детей) .(Слайд 5-птицы Башкирии).
-Все ли птицы сейчас живут с нами? Кто улетел? (ответы детей)
- Почему птицы улетели в тёплые края? (ответы детей)
-Как называют птиц, улетающих в тёплые края? (перелётные)
(Слайд 6– перелётные птицы.)
-А теперь отгадайте загадку: «В воде купался, сухим остался?»
Ответы детей.
В. : Гусь какая птица? (Водоплавающая). А каких ещё водоплавающих птиц вы знаете (Ответы детей) (Слайд 7-водоплавающие).
-Ребята, вы знаете, почему у водоплавающих птиц всегда сухие перья? Вам интересно узнать, почему так происходит?
-Давайте проведём следующий эксперимент. Капните водички на перо из пипетки.
- Что заметили?
Дети: перо сухое, оно покрылось капельками;
- если встряхнуть, капельки упадут, перо становится сухим.
-Воспитатель: Может - быть кто-то знает, как сделать, чтобы наши руки в воде
тоже не намокали? А я вот попробую их смазать кремом, а потом намочить, вы хотите тоже так сделать?» (Действия детей.)
Выводы: руки, смазанные кремом не намокают.
Воспитатель: Ну теперь догадались, почему гусиные перья не намокают в
воде?
Вывод: «Потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром».
В. : А кто еще так делает?
Д. : Все водоплавающие птицы.
Вывод: Все водоплавающие птицы смазывают перья своим жиром, жир не пропускает воду, поэтому перья не намокают и остаются сухими.
- Какую роль перьев мы выяснили? (перо защищает птицу от воды)
Зрительная гимнастика.
В: А теперь проследим за полётом водоплавающей птицы, голову держим прямо, смотрят только глаза.
-Полетела утка вверх, вниз, по кругу, летала, летала и улетела в тёплые края.
-Наступили холодные, морозные дни. Какие птицы остались с нами зимовать? (ответы детей)
(Слайд 6 – зимующие птицы.)
Воспитатель: Как их называют? (зимующие птицы).
- Как живётся птицам зимой? (трудно, нет корма, холодно птицам)
-Чем мы можем помочь птицам? (охранять, не обижать, подкармливать). А что едят птицы?
Дети: Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи – крупу, семена, хлеб. Снегири - семечки арбуза, тыквы; свиристели - рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.
Воспитатель: Чем нельзя кормить? (Чёрным хлебом, жаренными семечками, чипсами).
Воспитатель: Какие правила надо соблюдать чтобы покормить птиц?
Дети: Во время подкормки не сорить,
- подкармливать в одном и том же месте,
- кормить птиц каждый день, корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
В: Ребята, хотите, я научу вас, как сделать птичкам вкусное угощение?
Возьмите чашку с хлебом, налейте немного воды. Разотрите хлеб руками так, чтобы получилось тесто. Добавьте в тесто всё, что любят птицы : семечки, крупу, ягоды и перемешайте всё ещё раз. Скатайте круговыми движениями рук колобки, приплюсните между ладоней. Печенье готово. Как же угостить птицу печеньем, ведь они боятся людей и не сядут на ладошку. (Нужно повесить на верёвочку)
Положите верёвочку на середину печенья и скатайте шарик. Вот печенье готово, осталось только заморозить его в холодильнике. Завтра, когда пойдём гулять, развесим наше угощение на нашем участке. Спасибо за хорошую работу. Как вы думаете, понравится наше угощение птицам? Завтра проверим.
Итог занятия. Вот и закончилось наше пребывание в лаборатории Царства птиц. Пора возвращаться в детский сад. Раз – два – три – повернись, в группе снова окажись.
-Ребята, о чём нам пели птицы? Что нового узнали на занятии? (С какими птицами познакомились)
– Чем больше всего запомнилось занятие? (Ответы детей.)
– Что вызвало затруднение?
- Что бы вы хотели рассказать своим родителям о птицах
Дети: 1. Узнали, кто такие птицы и почему они могут летать. 2. Чем птицы отличаются от животных. 3. На какой воздушный транспорт похожа птица. 4. Говорили о разных перьях птицы. 5. О птицах, живущих в Башкортостане, о перелётных, зимующих, водоплавающих птицах.