Ярославцева Ирина Павловна
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми 5–6 лет «Состав числа 5»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми 5 - 6 лет.
Подготовила: Ярославцева Ирина Павловна
Тема: «Состав числа 5».
Образовательная область : познавательное развитие.
Цель: дать представление о составе числа 5 из двух меньших чисел.
Задачи:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми 5–6 лет „Состав числа 5“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Образовательные : формировать представление о временных отношениях (день, неделя, времена года); закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; определять геометрическую фигуру по её словесному описанию (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
Развивающие: развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги; познавательный интерес;
Воспитательные: воспитывать сосредоточенность, интерес к математическим занятиям.
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Демонстрационный и раздаточный материал: цифры от 1 до 10; математический набор, цифры от 1 до 5 на каждого ребенка, счётные палочки, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, простые карандаши.
Предварительная работа: дидактические игры «Веселая математика», «Угадай фигуру», «Третий лишний», игры на ориентировку на листе бумаги.
Ход ООД:
I. Организационная часть.
Воспитатель:
Поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
Все внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте.
Математика нас ждёт,
Начинаем устный счё т: 1-2-3-4-5. Будем весело считать.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какое занятие у нас с вами будет сейчас?
Дети: математика.
Воспитатель: Да верно ребята. (Вдруг раздается стук в дверь и входит Зайка). Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости! Здравствуй Зайка! (роль исполняет ребенок из группы)
Зайка: Здравствуйте ребята! У меня такая история: вот я люблю играть, но так получилось, что я прогуливал занятия и не научился считать, но очень хочу научиться. Поможете мне, ребята?
Дети: да!
Воспитатель: Давайте вначале проведем небольшую разминку. Нужно ответить на вопросы, которые я для вас приготовила. И ты Зайка подключайся!
Какое сейчас время года?
Назовите времена года.
Сколько месяцев в году?
Какой сейчас месяц?
Назовите весенние месяцы.
Сегодня среда, а завтра?
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
Если стол выше стула, то стул?
Если дорога шире тропинки, то тропинка?
Если брат старше сестры, то сестра?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы, верно, ответили на все вопросы. И Незнайка тоже старался, молодец!
Ребята, а вы помните, с каким числом мы знакомились на последнем занятии? Ответы детей: (С числом 4) Демонстрация числа 4.
Давайте вместе вспомним состав числа 4 (Число 4 - это 1 и 3, 3 и 1, 2 и 2).
Воспитатель: А чтобы узнать, с каким числом мы познакомимся сегодня, послушайте внимательно загадку.
На руке малышка Лена
Любит пальчики считать.
У неё, на удивленье,
Каждый раз выходит … (пять)
II. Основная часть.
Воспитатель: Верно, вы отгадали. И сегодня мы познакомимся с составом числа 5. Узнаем, как число 5 получить из двух меньших. На доске пять треугольников синего цвета.
Воспитатель:
Ребята, присаживайтесь за свои столы. У вас на столах расположены карточки с цифрами, приготовьте их, мы сейчас будем с ними работать.
Обратите внимание, что вы видите на доске? Ответы детей: геометрические фигуры, треугольники. Сколько всего треугольников? (пять). Как вы это узнали? (сосчитали). Какой цифрой можно обозначить это количество? (цифрой пять).
Давайте мы поселим цифру 5 в числовой домик сверху. (на презентации числовой домик).
На магнитной доске размещаю синие треугольники. Вопрос к детям: Сколько синих треугольников? (4). Обозначьте это количество цифрой у себя на столе.
Сколько треугольников красного цвета? (1). Обозначьте это количество цифрой.
Значит, пять - это четыре и один. (4 и 1)
Теперь число 5 получим другим способом. Размещаю на магнитной доске синие треугольники. Сколько синих треугольников? (3). Обозначьте это количество цифрой у себя на столе. Сколько треугольников красного цвета? (2). Обозначьте это количество цифрой. Значит, пять - это три и два (3 и 2).
Воспитатель: Давайте подведем итог. Зайка, а ты запомнил, как можно получить число пять? Отвечает. (4 и 1, 3 и 2). Да верно. Давайте повторим, как мы получили из двух меньших чисел число пять.
А теперь у нас вами динамическая пауза «Гаражи и машины»
По группе расставлены таблички с цифрами от 1 до 5. Воспитатель раздает детям карточки с кругами от 1 до 5. Дети должны сосчитать круги на карточке и «поехать» в гараж, обозначенный цифрой по количеству кругов. Игра проводится несколько раз со сменой карточек и участников.
Игровое упражнение «Пропущенные цифры».
Воспитатель: Зайка, ребята, а сейчас давайте подойдем к доске. Посмотрите внимательно, какие цифры пропущены? Дети называют пропущенные цифры: 1 2? 4? 6 7? 9? Молодцы, все цифры пропущенные верно назвали.
Воспитатель: Зайка, а геометрические фигуры ты знаешь?
Зайка: знаю круг – это как яблоко, а еще квадрат – книжка моя любимая, а ещё треугольник – как крыша моего дома и ещё не помню, не знаю. Но хочу узнать? Ребята, поможете мне познакомиться с новыми фигурами?
Дети: да.
Дидактическая игра «Геометрические фигуры»
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я буду загадывать загадки о геометрических фигурах, а вы будете отгадывать. (Во время отгадывания загадок воспитатель выкладывает геометрические фигуры на магнитную доску).
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг).
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность –
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал,
Получился вдруг … (овал).
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны.
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь? (треугольник)
Не овал я, и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня … (квадрат)
Растянули мы квадрат,
И представили на взгляд
На кого он стал похожим,
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат … (прямоугольник).
Воспитатель: молодцы ребята все загадки верно отгадали. А ты Зайка запомнил геометрические фигуры?
Зайка: Да, я запомнил еще новые фигуры для себя: овал и прямоугольник, а круг, квадрат и треугольник я итак знал!
Воспитатель: Это хорошо, что ты запомнил, тебе это сейчас пригодится.
Ребята посмотрите внимательно на доску и ответьте полным предложением, где находится квадрат? (квадрат находится после треугольника, перед прямоугольником). Где находится треугольник? Где находится круг? Какой по порядку овал? Прямоугольник? Молодцы, ребята, справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, а теперь присаживайтесь за свои столы и сами выложите геометрические фигуры из счётных палочек. Составьте фигуры, которые вы знаете. Зайка и ты попрактикуйся в своих знаниях геометрических фигур. Ребята, назовите геометрические фигуры, которые у вас получились. А можно выложить круг из счетных палочек? Ответы детей. Молодцы ребята, все справились и Зайка тоже молодец!
Работа на листочках.
Воспитатель: а теперь мы с вами выполним графическое задание. Возьмите листочек и карандаш (раздаю детям листочки с заданием). Вам нужно соединить все точки по порядку, начиная с цифры 1 до 5. Посмотрим, что у вас получится за рисунок! Дети: цифра 5!
Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас всё получилось и у Зайки тоже, отложите листочек на край стола.
Зайка: ребята, спасибо вам, что помогли мне запомнить цифры и познакомиться с фигурами, теперь я не буду прогуливать занятия, потому что столько интересного там может быть. Мне пора домой, до свидания!
III. Заключительная часть.
Воспитатель: И нам пора завершаться. Ребята, что интересного вы сегодня узнали? Чему научились? Что вам понравилось? В чем у вас были трудности? О чем вы сегодня расскажите своим родителям? Вы все сегодня молодцы, отгадывали загадки, участвовали в играх, выполняли разные задания и со всем справились! Сейчас вы можете продолжить играть в любимые игры.