Борисенко
Конспект опытно-экспериментальной НОД по ознакомлению со свойствами воды «Земля — наш общий дом» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной НОД по ознакомлению со свойствами воды «Земля - наш общий дом» для детей старшей группы.
Подготовила: воспитатель Борисенко Т. И.
Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
1. Образовательные задачи:
1.1 Ознакомление детей со свойствами воды :
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной НОД по ознакомлению со свойствами воды „Земля — наш общий дом“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха) .
1.2 Формировать умение делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
1.3 Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
2. Развивающие задачи:
2.1 Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.
2.2 Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
3. Воспитательные задачи:
3.1 Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
3.2 Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды.
Методы и приемы:
- словесный: рассказ, загадки;
- наглядный: демонстрация слайдов;
- практический: опыты и эксперименты.
Демонстрационный материал: (для воспитателя)
глобус, дидактическая игра “Свойства воды”.
Раздаточный материал: (для детей) фартуки, пластиковые стаканы (с водой - с синей полоской, пустой - с зелёной полоской, с молоком - с жёлтой полоской, колбочки с сахаром, пластиковые ложки, салфетки; тарелочки с цветным песком, клеящие карандаши, трафареты глобуса.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я предлагаю вместе со мной отправиться в увлекательное путешествие, но сначала давайте познакомимся : я - Татьяна Ивановна, а как вас зовут? Я очень рада нашей встрече, но в нашем зале присутствуют еще гости, давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними.
2. Постановка образовательной деятельности.
Воспитатель: Перед тем как отправиться в путешествие вам предстоит отгадать загадку. (Моря есть плавать нельзя, Дороги есть ехать нельзя, Земля есть пахать нельзя. Что это)
Ответы детей :
Воспитатель: Да, загадка очень трудная. Но я могу вам помочь. Очень часто мы слышим выражение: «Земля – наш общий дом». Посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Что это? (показывает глобус)
Ответы детей : это глобус. (Слайд 2)
Воспитатель: правильно. Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты Земля, где живут все люди. Давайте его рассмотрим, и загадка окажется простой. Как вы думаете, что обозначено, синим и голубым цветом?
Ответы детей : реки, моря, океаны. (Слайд 3)
Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. Воспитатель: а желтым и коричневым?
Ответы детей : горы и пустыни. (Слайд 3)
Воспитатель: а зеленым?
Ответы детей : леса и долины. (Слайд 3)
Воспитатель: ещё есть белый цвет, что же обозначает он?
Ответы детей : ледники – Северный и Южный полюс. (Слайд 3)
Воспитатель: Ребята, а представьте что все люди, живущие на планете - это одна большая семья - человечество. Над всеми людьми возвышается одна большая крыша - это небо. (Слайд 4)
У всех людей под ногами один общий пол - это земная поверхность. (Слайд 4) Наш общий дом освещает огромная лампа - это Солнце. (Слайд 4)
Воспитатель: Вот и выходит, что планета Земля – это наш общий большой дом. Мы как хозяева этого дома - должны о нем заботиться.
3. Основная часть.
(Слайд 5) Знакомство с профессором Почемушкиным.
Воспитатель: Природа на Земле имеет важное значение в жизни каждого человека. Кроме красоты и прекрасного настроения, природа дает человеку то, без чего жить не возможно. А что именно вам подскажут загадки:
Утром рано я проснусь, посмотрю и засмеюсь. Ведь в моё оконце ярко светит (Солнце (Слайд 6).
Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Ответы детей : Нет.
Воспитатель: Почему? (ответы детей).
Воспитатель: Следующая загадка: Через нос проходит в грудь и обратно держит путь. Он - невидимый, и все же, без него прожить не можем. (Воздух)
Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить?
Ответы детей : Нет.
Воспитатель: Почему?
Воспитатель: Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. (Слайд 7)
Воспитатель: Почему на картинке ничего не изображено?
- Потому что воздух - невидимый.
Воспитатель: Следующая загадка: Меня пьют, меня льют, всем я нужна, кто такая я? (Вода (Слайд 8)
Воспитатель: Правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Без воды невозможно существование всего живого:
Повсюду, где бежит вода,
Цветет земля, цветет страна (Слайд 9)
Воспитатель: Вот что дает природа всему живому для жизни: воздух, солнце и воду.
(Слайд 10) Профессор Почемушкин: Ребята, какие вы молодцы! Вы такие любознательные и рассудительные, что я решил пригласить вас в мини - лабораторию и поближе познакомить вас со свойствами воды.
Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глазки трижды хлопнем в ладоши: «Раз, два, три – повернись, в лаборатории окажись!». (Слайд 11)
Воспитатель: Вот ребята мы и оказались в мини- лаборатории. Но перед тем как приступить к работе мы вспомним важные правила поведения в лаборатории: Дети называют по одному правилу поведения в лаборатории.
(Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание детей на то, что находится у них на столах).
4. Опытно-исследовательская деятельность.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, в каком состоянии существует вода на земле. (в твёрдом, жидком, газообразном). Молодцы!
Воспитатель: Подходите к столу, поиграем в игру «Вода в природе». (Слайд 12) (Дети становятся вокруг стола, воспитатель называет состояние воды, дети определяют подходящую картинку и ставят на нее фишку.
1. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней)
2. Висит на крыше леденец,
весна придёт- начнёт водою
булькать и упадёт (Сосулька) 3. Дыма просто океан,
Над землёй стоит… (Туман)
4. Снова тучка набежала,
Очень мокро, сыро стало.
Яркий зонтик раскрываем,
От него себя спасаем. (Дождь)
5. Он летает белой стаей,
Он сверкает на лету.
Звёздочкой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег)
6. Утром рано на заре, выступает на траве.
Это капельки с водой, называются… (Росой) (Слайд 13)
Физминутка. (Слайд 14)
Воспитатель: А теперь присаживайтесь за столы и обратите внимание, у вас у всех на столах стоят стаканчики, обклеенные полосками разных цветов. Сейчас мы с вами станем настоящими исследователями и проведем опыты с водой.
Опыт №1 : «Вода – жидкость». (Слайд 15)
Дать детям два стаканчика: Возьмите стакан с красной полоской (он пустой) в другую руку возьмите стакан с синей полоской – с водой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой? Вода льется? А почему это происходит? Какая вода?
Ответы детей : Вода льется, потому что она жидкая.
Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана? Ответы детей :Нет.
Воспитатель: Итак, какая вода? (Жидкая) Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Вода жидкость.
Опыт №2 : «У воды нет запаха». (Слайд 16)
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Возьмите стаканчик с синей полоской и подышите носиком. Вы ощущаете какие либо запахи?
Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха. А если добавить в воду “волшебные капли” (Воспитатель добавляет детям в стаканчики по несколько капель масла апельсина.) Появился запах?
Ответы детей : Да. Пахнет апельсином.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы сделаем? Есть ли запах у чистой воды?
Ответы детей : Чистая вода не имеет запаха.
Вода не имеет запаха.
Опыт №3. «Вода прозрачная». (Слайд 17)
Воспитатель: В следующем опыте мы проверим какого цвета вода? Возьмем два стакана – первый с синей полоской - там вода, а в стакане с зеленой полоской- молоко. Опустим в оба стаканчика ложечки. В каком из стаканчиков ложечка видна, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей : Вода прозрачная.
Вода -прозрачная.
Опыт№4. «Вода – растворитель». (Слайд 18)
Воспитатель: Поставьте перед собой стакан с синей полоской. Возьмите колбочку с сахаром и высыпьте содержимое в стакан. Возьмите ложечку и размешайте. Что произошло?
Ответы детей : Сахар растворился.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Ответы детей : Некоторые вещества в воде растворяются, вода является растворителем.
Вода — растворитель.
Воспитатель: Ребята - снимаем фартушки, кладем на спинку стульчика и выходим из-за своих мест.
Физминутка. (Слайд 19)
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Мы работу завершили. Все на место положили. (шаг на месте).
Воспитатель: Дети, профессор Почемушкин хочет нам что- то сообщить.
(Слайд 20.) Ребята, а вы не забыли на какой красивой планете мы с вами побывали?
Воспитатель с детьми: Конечно нет.
Воспитатель: На память о нашем путешествии по красивой планете Земля профессор Почемушкин передал эти трафареты глобуса, чтобы мы их раскрасили и планета стала яркой и красивой!
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю раскрасить планету необычным способом, с помощью цветного песка.
Дети занимайте места за столиками. У каждого из вас трафарет глобуса, разноцветный песок в мисочках и клеящий карандаш. Возьмите клей, смажьте им хорошо всю поверхность шаблона планеты, не выходя за границы контура. Теперь возьмите песок синего цвета и засыпьте участки планеты, обозначенные синим цветом - моря и океаны, возьмите песок зеленого цвета и засыпьте участки, обозначенные зеленым цветом - поверхность суши. И в завершение, покрасим оранжевым песочком подставку глобуса.
С готовой картинки, ссыпьте остатки песка в миску. (Слайд 21)
Воспитатель: Подходите ко мне. Какие замечательные работы у вас получились. Планета Земля стала яркой и красивой!
(Слайд 22) Прощание с профессором Почемушкиным. Какие вы молодцы ребята)
5. Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть исследователями? О чём мы с вами сегодня говорили (Что Земля общий дом всего человечества). Что необходимо для жизни на Земле? (Солнце, воздух и вода). О каком веществе мы сегодня с вами говорили (О воде). Какие свойства мы исследовали (Вода прозрачная жидкость, не имеющая запаха, она является растворителем, но не для всех веществ). Молодцы, вы всё усвоили.
Воспитатель: К сожалению, наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем, как прежде в круг, возьмёмся за руки, закроем глазки, трижды хлопнем в ладоши: «Раз, два, три – покружись, в детском саду окажись!». Вот мы и вернулись в наш детский сад. Скажем нашим гостям «Спасибо», что на всём протяжении путешествия они были с нами. На этом мы с вами прощаемся, до свидания.