Елена Зайцева
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебник по имени Сахар»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебник по имени Сахар"
Воспитатель Зайцева Е. М.
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Волшебник по имени Сахар“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Конспекты занятий
- Сахар. Экспериментирование, исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое и наоборот, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование:
баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелки, лупы.
У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.
Ход совместной деятельности:
Доброе утро! я вам говорю,
доброе утро! я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься,
слушать внимательно, ума набираться!
Скажите, вы хотите стать исследователями?
Тогда, я приглашаю вас в лабораторию, и сегодня вы станете исследователями. А кто из вас знает, что такое лаборатория?
Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я;
- а вы хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?
Перед вами лежат мешочки. Возьмите в руки мешочки.
Какие мешочки на ощупь?
Как вы думаете, что там может быть?
- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там.
-Это сахар.
Кто-нибудь из вас знает, из чего получают сахар?
О сахаре говорят : «В поле родился, в котле варился, в воде растворился».
Почему же так говорят о сахаре?
Из чего получают сахар?
Как он попадает к нам на стол? Это мы сегодня и узнаем. Итак, наше путешествие начинается.
Презентация «Откуда к нам приходит сахар?»
- Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно весной ее семена посадить в землю.
Затем появятся всходы, которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать, удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке.
Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны. Они сразу же очищают клубни от листьев.
Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы.
На заводе ее моют несколько раз, режут на мелкие кусочки (мелкую стружку) и варят в больших чанах с добавлением воды. Вначале получается патока – сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара.
Этот сахар отбеливают и получается белый сахар, который мы видим у себя на столе.
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства сахара. Для проведения опытов нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они готовы к работе.
- Перед вами стоят пустые тарелочки, насыпьте в них немного сахара.
Легко ли сахар насыпается?
Если он легко сыпется, то можно сказать, что он … сыпучий.
- А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета?
На что похожи крупинки сахара?
Имеет ли сахар запах?
Какой он на вкус?
- Представьте себе такую ситуацию: мешок с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром?
- Давайте проверим это в нашей лаборатории.
Опыт. Сахар растворяется в воде, изменяя ее вкус.
Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте.
Что произошло с сахаром?
Вода изменила свой цвет?
А попробуйте воду на вкус. Какой она стала?
Изменил сахар вкус воды?
Вода стала сладкой.
- Я сейчас давайте немного отдохнем, я буду вам называть блюда, в которые кладут сахар и те, в которые не кладут. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете в ладоши, не кладут – топаете ногами.
.Варенье, чай, борщ, компот, кисель мармелад, шоколад, винегрет, булочка, пирожок.
- Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть?
Опыт :
- Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, ложку с сахаром и буду его нагревать. Выливаю на тарелочку. Что произошло с сахаром?
- Обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас?
Что с ним произошло? (можно постучать ложкой по застывшему сахару)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: при нагревании сахар их твердого состояния переходит в жидкое. При охлаждении – наоборот.
Физкультминутка.
Дождь
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, (хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. (бег по кругу)
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. (хлопки руками на каждое слово)
Кап-кап, кап-кап. (свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. (соединить руки над головой)
Опыт
Добавление в сахарный сироп сока лимона. Так получаются леденцы. Они насыщаются витамином С, содержащимся в лимоне и приобретают лечебные свойства.
- Что вам напоминает такой твердый сахар?
- А хочется вам попробовать лизнуть?
Я так и думала, поэтому дома, специально для вас приготовила леденцы, но прежде чем угостить вас, я хотела бы спросить: что вам понравилось сегодня больше всего?
С какими свойствами сахара мы с вами познакомились?
А сейчас ребята мы проведем еще один интересный
опыт.
«Радуга в стакане»
- Для проведения этого опыта нам понадобится : 3 стакана с водой и 1 пустой стакан, сахар, краски и шприцы. В первый стакан мы насыпаем 4 столовую ложку сахара. Получается сильно сладкий сироп. Во второй стакан – 2 столовые ложки сахара. Менее сладкая вода. В третий стакан мы сахар не добавляем. Воду в стаканах мы окрашиваем красками, каждую в разные цвета. При помощи шприца аккуратно в пустой стакан вливаем воду из первого стакана с 4 ложками сахара. Затем также аккуратно шприцом вливаем воду из второго стакана. И последний слой – вода без сахара. Проходит опыт.
Воспитатель подводит детей к выводу.
- Что же произошло?
Вывод: количество сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане.
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу занятия.
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Узнали ли вы, что-нибудь, что вас удивило, что вы не знали раньше? Как вы считаете, что у вас сегодня получилось? С какими трудностями вы столкнулись?
Дети активно обсуждают, анализируют и оценивают.