Ирина Сергеевна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Апельсин»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Ястребовка
Марксовского района Саратовской области
Конспект занятия с детьми старшей группы
ТЕМА: «АПЕЛЬСИН»
( интегрирующие области: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие»)
Разработала:
Воспитатель:
Ломыкина И. С.
2020 год
Пояснительная записка.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы „Апельсин“» размещена в разделах
- Апельсин
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Данная непосредственно образовательная деятельность разработана в соответствии с ООП МДОУ «Детский сад с. Ястребовка Марксовского района Саратовской области.
Тема: «Апельсин».
Возрастная группа : старшая группа, дети 5-6 лет.
Интеграция: материалом НОД охвачены образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Форма организации (групповая, индивидуальная)
Место НОД в изучаемой теме: углублённо – познавательная НОД
Цель НОД: расширение представлений о фрукте - апельсин через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи
Образовательные:
Уточнить представления детей об апельсине;
познакомить детей с родиной апельсина;
Формировать у детей понятие ….
Развивающие:
Развивать воображение, мышление, связную речь (формулировка высказываний, выводов детьми грамматически правильными предложениями,
развивать познавательную активность, ориентируя детей на собственные наблюдения и эксперименты.
Воспитательные:
Формировать умение работать в коллективе, выслушивать сверстников.
Методы и приемы:
Наглядные
Просмотр презентации «Апельсин»;
Рассматривание иллюстраций на слайдах;
рассматривание фрукта апельсина.
Словесные
Беседа по теме;
Вопросы;
Практические
исследование апельсина, свойства апельсина (форма, размер, цвет, запах, вкус, плавучесть)
Эксперименты с апельсином;
Предварительная работа проводилась в ходе совместной деятельности в режимных моментах через разные виды детской деятельности :
Игровая – дидактическая игра «Четвёртый лишний», развивающая игра «Собираем урожай», дидактическая игра «Овощи - фрукты», сюжетно-ролевая игра «Магазин «Фрукты - овощи»
Познавательно – исследовательская – экскурсия в магазин, рассматривание альбома «Фрукты - овощи».
Коммуникативная – беседы после проведения экскурсии, разучивание пальчиковой игры «Апельсин».
Восприятие художественной литературы – чтение познавательной литературы энциклопедия для дошкольников.
Изобразительная – лепка апельсинов из солёного теста для игры в магазин
Двигательная – подвижная игра «Апельсин»
Взаимодействие с родителями: подготовка дома рефератов про апельсин.
Оборудование и материалы: ноутбук, экран, презентация к занятию «Апельсин», фрукты, емкости для воды, посылка, волшебный мешок, лупы, воздушный шарик, прозрачная ваза с водой, дерево для дидактической игры.
Технологическая карта НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Водная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня нам с вами прислали посылку. Давайте посмотрим, что же там находится.
(Достает из посылки мешок)
Воспитатель: Ой, как интересно, что же это? Какой-то мешок, а что же там лежит?
Воспитатель: Ребята, я знаю интересную игру, которая называется»чудесный мешочек» и предлагаю вам в нее поиграть.
Воспитатель: Ну что, дети, поиграем в игру?
Воспитатель: Вы должны определить на ощупь, то,что там лежит, сказать о размере,форме, качестве поверхности. Но вначале, я хочу вам подсказать, что там лежит с помощью загадок.
Дети: Да.
1. Основная часть
Отгадывание загадок:
Желтогрудый, ароматный
Кислый он невероятно
В чай для вкуса добавляют
Подскажи, как называют
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин –
Это спелый
Само с кулачок, красный бочок
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко
С виду он с картошкой схож,
Волосками весь оброс,
Мякоть сочная внутри,
Цвет зеленый изнутри
Желтая лампочка висит
Скушать нам ее велит
Воспитатель: А теперь давайте на ощупь определим, что лежит в мешочке
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, где растут апельсин, лимон, киви, яблоко и груша?
Воспитатель: Правильно, значит, как можно про них сказать: это фрукты или овощи?
Д/И «Что растет на дереве?»
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как называется дерево, на котором растут апельсины?
Апельсины – это высокие вечнозеленые деревья с блестящими листьями.
Они имеют шаровидную крону, цветут белыми душистыми цветами, из которых образуются плоды, которые вы все любите.
На планете Земля апельсины растут очень давно, более 4 тысяч лет.
Родина апельсинов - Китай. Поэтому их так и называют : апельсин – китайское яблоко.
Игра: «Какой он?» (игра с апельсином)
Физминутка:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка кожура.
Он сердит на нас, беда
Разбегайтесь, кто куда
Опытно-экспериментальная деятельность
Воспитатель: Дети, а вы хотите поэкспериментировать с апельсином?
Воспитатель: Как вы думаете, умеют ли апельсины плавать?
Воспитатель: А давайте проверим
Воспитатель: Тогда давайте пройдем в нашу волшебную лабораторию
Опыт №1. Утопи.
Один апельсин положим в колбу с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Второй апельсин я очистила и положила в воду. Ну что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а другой плавает.
Что мы можем предположить?
Как проверить, действительно ли кожура не дает апельсину утонуть?
Опыт № 2. Тонет ли апельсиновая кожура?
Воспитатель:Давайте возьмем лупу и рассмотрим кожуру. Расскажите, какая она.
Эти поры заполнены воздухом.
Давайте бросим в воду кожуру.
В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Она выталкивает апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Значит можно утверждать, что воздух легче воды.
Опыт № 3. Свойства апельсиновой кожуры.
Воспитатель: А давайте еще поэкспериментируем с апельсиновой кожурой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если капнуть сок кожуры на воздушный шар, что произойдет?
Давайте с вами это проверим (воспитатель показывает детям, что при попадании сока кожуры на воздушный шар, он лопнет).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему это произошло?
В соке кожуры апельсина содержатся не только пузырьки воздуха, но и жидкость – кислота, которая разъедает воздушный шар.
Ответы детей:
Лимон
Апельсин
Яблоко
Киви
Груша
Ответы детей:
Яблоко
Киви
Лимон
Апельсин
Груша
Ответы детей:
На дереве
Ответ детей:
Фрукты
Ответ детей:
Апельсиновое дерево
Дети по кругу передают апельсин и называют какой он (сладкий, сочный, оранжевый, спелый, большой, вкусный, душистый, ароматный, пористый, зрелый)
Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук
Поочередно загибают пальцы на правой руке
Разводят руки
Грозят пальчиком
Имитируют бег по столу
Ответ детей:
Да
Предположения детей
Ответ детей:
Давайте
Ответы детей
Кожура неровная,шершавая, пористая.
Ответы детей:
Давайте
Ответы детей
Ответы детей
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вы сегодня меня порадовали, отлично работали в лаборатории, выполняли правильно все задания.
Что мы узнали нового об апельсине?
Как называется родина апельсина?
Что вас удивило?
Где вам пригодятся знания об апельсине?
Воспитатель:
Дети, похлопайте, если все удалось
Потопайте, если. были трудности
Воспитатель:
За ваше старание и труд я приготовила для вас угощение. Это сок.
Как вы думаете какой?
Ответы детей:
Узнали, что родина апельсина Китай, что апельсин в кожуре не тонет, а без кожуры тонет.
Мы теперь много знаем об апельсине, сможем рассказать дома, другим детям.
Ответы детей:
Апельсиновый
Список литературы:
1. И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет»
2. Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет»
Е. А. Мартынова, И. П. Сучкова «Организация опытно-эксперементальной деятельности детей 2-7 лет»
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
4. Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада»