ольга кузнецова
Конспект ООД «Знакомство с декоративно-прикладным искусством родного края. Глубоковская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ООД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ТЕМА: Знакомство с декоративно – прикладным искусством родного края. Глубоковская роспись.
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №79 «Лучик»
Старший воспитатель Кузнецова Ольга Анатольевна, г. Вологда
Тема: Знакомство с декоративно - прикладным
искусством родного края.
Глубоковская роспись.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД „Знакомство с декоративно-прикладным искусством родного края, Глубоковская роспись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
• дать детям общее представление о некоторых видах декоративно-прикладного искусства родного края : резьбы по дереву, плетения кружев, Великоустюгской черни, плетению и резьбы по бересте
• познакомить детей с новым видом росписи - Глубоковской, кратко рассказать об истории росписи, основных элементах, их символическом значении, колорите, построении композиции;
• формировать понятия, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению;
• воспитывать уважительное, бережное отношение к труду народных мастеров
Материал:
Предметы разных видов народного искусства : вологодские кружева, деревянные изделия с резьбой, плетеные предметы из бересты, а так же с резьбой по бересте, Великоустюгские украшения и посуда, их изображения.
Предметы, фотографии и образцы с Глубоковской росписью, силуэтное изображение прялки, книга «Мастера Русского Севера».
Мультимедийное сопровождение (при отсутствии реальных предметов).
Предварительная работа: рассматривание книг о Вологодском крае, беседы с детьми, экскурсия в краеведческий музей
Ход:
Рассказ воспитателя с использованием наглядного материала.
В. – «Ребята, посмотрите вокруг, сегодня мы с вами попали в необычный музей, на выставку народных промыслов (дать возможность детям оглядеться, рассмотреть предметы). Посмотрите сколько здесь всего необычного: украшения и посуда из серебра, туеса, доски для кухни …» (может быть виртуальный музей)
- Вам нравятся эти изделия?
- У кого дома есть такие же или похожие?
Заслушиваются ответы детей.
- А как вы думаете, кто их сделал?
- Их изготовили народные мастера - художники.
В. – «Издавна мастера нашего родного края - Русского Севера -славились своим умением в изготовлении красивых предметов; будь то украшения из серебра, одежда изо льна, посуда из дерева и бересты, игрушки из дерева и глины, кружева. Изделия наших мастеров предназначались для применения в хозяйстве, но из красивой чашки, украшенной узором, не только пили, а и любовались ею. В руках мастера обычный берестяной лист (показ) превращается в кружево из листьев, цветов, птиц (показ туеска, шкатулки). А какое красивое вологодское кружево. Про него даже стихи пишут:
Вологда завьюжена
Белыми снегами,
Вьюга стелет кружево
Прямо под ногами.
Рассыпают искорки
Северные краски,
Снежные присказки,
Кружевные сказки.
Девицы – красавицы
Взяли, поглядели,
Как переплетаются
Звонкие метели.
И рисуют девицы
Белые картинки,
Кружево стелется
Тоньше паутинки …
Наш Север богат лесами. На тысячи километров простираются они в Архангельской и Вологодской областях. Это главное богатство нашего края. С давних времен дерево поило, кормило, одевало, обогревало человека. Из дерева строили дома, делали посуду, игрушки и многое другое. В дело шла не только древесина, но и ветви, прутья, кора молодой березы - береста».
Педагог показывает по 2-3 изделия каждого промысла - предметы из бересты и украшенные резьбой, Вологодские кружева, изделия из черни. При необходимости можно показать фотографии из альбомов (например, «Мастера Русского Севера»). По ходу показа дается краткая характеристика промысла. Последними показываются фотографии и изделия (современные кухонные доски, солонки с Глубоковской росписью, выполненные на Вологодском заводе художественных промыслов, в училище №15 г. Вологды). (Задействовано мультимедийное сопровождение).
В. - А это Глубоковская роспись, она совсем другая, не похожая на те, что мы знаем (Городец, Хохлома, Гжель, у нее свои законы и свои краски.
В. - Сейчас я расскажу вам как появилась эта роспись. Слушайте внимательно, чтобы рассказать дома своим родителям, братьям и сестрам, договорились?
«Эта роспись возникла давным – давно, в нашем северном крае – в Вологодской области; глубоко в лесах, в деревне Глубоковка, поэтому ее так и назвали – Глубоковская. Давайте повторим название росписи все вместе (повторяют).
Жили в Глубоковке люди, умеющие и трудиться и веселиться. Очень любили они природу нашу северную: весной все пробуждалось, зеленело, летом в лесах, полях, лугах яркое цветение, осень золотом все разукрашивала, а вот зимой - стужа и кругом белым – бело, глаз некуда отвести. Надоело людям зимой сидеть по домам без многоцветья. И решили они сами в свои дома поселить цветы, зелень и веселое летнее настроение.
Стали они расписывать сначала прялки (показ, по возможности натуральной, выяснить для чего была нужна прялка, потом хлебницы, солонки, двери, рамы оконные, сундуки. И стало у них в домах светло и радостно.
Светло, потому что вот такие цветы (показ главного большого цветка) напоминали им солнце, от которого вокруг зацвела буйная зелень листьев (показ). А из таких вот бутонов (показ) распускались разные цветы, а еще начали созревать ягодки.
- Какой цвет использовали мастера для росписи? (зеленый, красный, охра, коричневый, темно - синий, белый, черный)
Словно от ветра завихрились травы и превратились в завитки и вихревые розетки – бутоны (показ). Как - будто после дождя появились капельки и украсили цветы, листья, бутоны.
А вот от того в какую сторону загнуты были завитки менялся смысл росписи. Например, если они тянулись вверх (показ, то людям они казались ростками, а если вниз (показ, то корнями растений.
Маленькие точки вокруг или в самих цветах и бутонах означали семена растений, а маленький завиток в сердцевине цветка был символом продолжения жизни.
Некоторые элементы мастера рисовали, словно одевали много одежд – накладывали один цвет на другой, а некоторые оставляли одноцветными.
- А как располагаются цветы, бутоны, листья в рисунке Глубоковской росписи? (рассматривание предметов, высказывания детей).
- У Глубоковской росписи все элементы будто связаны между собой, и еще все они словно оживают от того, что их тоненько, очень искусно обводили мастера черной линией – «разживляли» (повторить всем вместе)
И так, появившись на свет, глубоковская роспись росла и развивалась. Ее узнали и в других селах. Люди возили свои изделия на ярмарки, где продавалось много изделий других промыслов: резные и берестяные, украшения и кухонная утварь.
А потом началась война и многие мастера не вернулись домой. Некому было передать свой опыт детям. Остались только старички, которые сами по себе иногда рисовали Глубоковскую роспись и с горечью вспоминали былые времена ярмарок.
Возможно, мы и не узнали бы об этой росписи. Но много лет назад пошла в поход одна экспедиция в эти места и обнаружила замечательную роспись в деревне Глубоковка. Жители поделились секретами росписи, и теперь в нашем городе Вологде есть завод, выпускающий такие изделия (рассматривание изделий с росписью денного завода). А еще в нашем городе есть училище, где учат Глубоковской росписи.
- Чем отличается современная роспись от старой?
Цветом – много желтого, оранжевого, зеленого, встречается розовый. Цвет стал более ярким, радостным, светлым.
- Кто догадался, почему роспись назвали Глубоковской? (по месту нахождения)
- Вы хотите научиться рисовать такие узоры?
- Ну, тогда, на следующих занятиях за работу!
Литература
1. Богуславская И. Я. Северные сокровища – Архангельск, 1980 – 80с.
2. Иванова Ю. Секреты старой прялки // Важская область – 1992г. №9 Изд. Шенкурск, архангельская обл.
3. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: народное искусство в художественном воспитании детей – М. : Просвещение,1983 – 159с.
4. Мастера Русского Севера. Фотоальбом/ сост. Р. А. Армеев, А. В. Блохин, М. : изд. Планета, 1987г.
5. Пузенкова Л. А. Шенкурская роспись Изд. : Архангельск, 1995г.
6. Путилова Н. В. Глубоковская роспись. Ярославль изд. «Нюанс», 1994, 54с.
7. Родной край / под ред. С. А. Козловой, - М. : Просвещение, 1985г.
8. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003г. – 128с.
9. Соломенникова О. А. Радость творчества 2е изд., испр. И доп. М. : Мозаика Синтез, 2005 – 168с.
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. М. : гуманит. центр ВЛАДОС, 2000г.
11. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа. М. : гуманит. центр ВЛАДОС, 2000г.