Ирина Торощина
Педагогический проект «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы
в которых воплощается Родина»
(В. А. Сухомлинский)
ТЕМА: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»
Творческое название: «Народная игрушка»
Участники проекта : Дети, воспитатель, родители.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта – информационно-практический
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
Публикация «Педагогический проект „Народная игрушка“» размещена в разделах
По характеру участия – ребенок участник
По продолжительности – долгосрочный
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ОБУСЛОВЛЕНА :
- Большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе.
- Развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС
Способствует ли высокое художественное совершенство декоративно-прикладного искусства воспитанию нравственно-патриотических чувств.
ГИПОТЕЗА
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
- Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
- Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы.
- Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т. д.
- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.
ПРОБЛЕМА: как повысить интерес к народно- прикладному искусству; какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей; как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей; как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами.
ЗАДАЧИ
Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.
Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
Развивать творческие способности детей.
Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства.
Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.
Приобщать родителей к совместной деятельности.
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Подготовительный этап (сентябрь)
Основной этап (октябрь – апрель)
Заключительный (май)
Подготовительный этап
№ п/п Мероприятия Сроки реализации
1. Анкетирование родителей сентябрь
2. Диагностика детей сентябрь
3. «Круглый стол» с родителями и детьми сентябрь
4. Оформление выставки для родителей по русским народным промыслам сентябрь
5. Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала. Сентябрь
6. Составление перспективного плана, создание развивающей среды. Сентябрь
Основной этап
№ п/п Мероприятия Сроки реализации
1. Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) октябрь
2. Экскурсия в парк с целью наблюдения за растениями Октябрь, январь, апрель
3. Экскурсия в краеведческий музей города Ноябрь, февраль
4. Выставка «Народные игрушки своими руками» декабрь
5. Заучивание стихов, загадок о народных промыслах Октябрь- апрель
6. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей март
7. Открытое занятие «Роспись дымковской игрушки» март
Заключительный этап
№ п/п Мероприятия Сроки реализации
1. Диагностика детей, анализ результативности май
2. Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые руки не знают скуки» май
РЕЗУЛЬТАТ:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.
Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1
Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.
Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез,2005.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 20