Маргарита Халисова
Конспект занятия «Звук [Ж] и буква Ж»
▼ Скачать
Тема: Звук Ж и буква Ж.
Цель: познакомить детей с согласным звуком «ж» и буквой «ж».
Задачи: уточнить артикуляцию звука «ж»; Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, называть слова с заданным звуком; Способствовать запоминанию конфигурации буквы путём воспроизведения её в лепке и рисовании; Развивать фонематический слух; мышление, память; Воспитывать внимательность, интерес к приобретению знаний.
Публикация «Конспект занятия „Звук [Ж] и буква Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Словарная работа: обогащение – ёжичек, ежище, ножовка. активизация – медвежонок, лисёнок, волчонок., бельчёонок, ежонок.
Идивидуалная работа: предложить Соне найти те картинки в названии которых есть звук «ж».
Предварительная работа: учились делить на слоги, определяли в словах место определённого звука в трёх позициях : в начале, середине и конце слова, проводили звуковой анализ слов, читали слоги и составляли из них слова, называли слова с заданным звуком.
Подгрупповая работа: Чтение слоговой таблицы по подгруппам и составление из них слова.
Демонстрационно – наглядный материал: карта – схема с изображением жука, большая буква «ж», игрушка «ёжик», картинка с буквой «ж» для буквенного коллажа, фишки, картинки с изображением животных и их детёнышей.
Раздаточный материал: предметные картинки, карточки – схемы, фишки, пластилин, дощечки, акварельные краски, кисточки, альбомные листы, баночки с водой, салфетки.
Организационный момент: Воспитатель: - Ребята, я сейчас вам прочитаю фразу из стихотворения: «Жук жужжит: Жу – жу – жу Звук я новый вам скажу :. -Какой звук часто встречается в словах? Дети: - Звук «ж». – Хотите узнать всё об этом звуке и познакомиться с такой же буквой «ж». Тогда сядьте правильно и внимательно послушайте меня.
Ход НОД:
Воспитатель: - Сегодня я познакомлю вас со звуком «ж». Когда мы произносим звук Ж, то во рту образуется преграда. Произнесите его. А теперь приложите ладонь к шее и скажите долго «ж-ж-ж», голосок поёт песню так громко, что стенки домика дрожат, (произносят ещё раз, всегда произносится твёрдо. Значит этот звук согласный, звонкий, твёрдый. Повторите, какой это звук (индивидуальные ответы). – Давайте ещё раз произнесём звук «ж» все вместе. Кто так жужжит? Чья это песенка? (жуков, пчёл, мух). – Сейчас мы проведём с вами небольшую разминку. Использую потешку с дифференцирующими звуками и словами с этими звуками (дети повторяют за воспитателем). «Жа – за, жа – за – идёт жадная коза; Зы – жи, зы – жи – дядя делает ножи; Зу – жу, зу – жу – молоко даём ежу». - Я прочитаю ещё одну потешку, а вы внимательно послушайте, есть ли в ней слова со звуком «ж» : «Дедушка Ежок Не ходи на бережок: Там растаял снежок Заливает лужок. Ты промочишь ножки, Красные сапожки!» - Читаю ещё раз, если услышите слова со зуком «ж», то хлопните в ладоши. Будьте внимательны. Молодцы! - Сейчас я вам загадаю загадку: «Жу –жу, жу – жу Я на ветке сижу, Я на ветке сижу Букву «ж» всегда твержу. Зная твёрдо букву эту Я жужжу весной и летом». (Жук) - Правильно, жук.
Анализ слова «Жук». Вывешиваю большую картинку – схему. Воспитатель: - Что здесь изображено? Дети: - Жук. Воспитатель: - Давайте определим сколько в слове «жук» звуков. (Произношу сама – жжуук. Назовите первый звук. Дети: - Ж. Воспитатель: - Какой он? Звонкий, согласный, твёрдый. Обозначим синей фишкой (вызываю ребенка к доске для работы с картинкой – схемой, а дети выполняют на столах в своих карточках – схемах. Воспитатель: - Назовите второй звук. Дети: - У. Воспитатель: - Какой он? Дети: - Гласный. Обозначим красной фишкой (дети выполняют задание на местах, а один у доски. Воспитатель: - Назовите третий звук Дети : - К Воспитатель: - Какой он? Дети: - Согласный, глухой. Обозначим синей фишкой. (дети выполняют задание на местах, а один у доски. Воспитатель: - Сколько согласных в слове «жук»? Сколько гласных? Сколько звуков? Сколько букв? Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы видим, пишем). Сколько слогов в этом слове? Как вы догадались? (в слове один гласный, значит один слог). Давайте прохлопаем.
Физкульминутка.
Жу – жу – жу три хлопка
На лужок хожу шаги с высоким подниманием ног
Жу – жу – жу три хлопка
На жуков гляжу присесть, ладони поднести к глазам.
Знакомство с буквой.
Воспитатель: - Наш звук обозначается вот такой буквой «жэ» (показываю красиво оформленную букву «ж». На что похоже эта буква? «Эта буква широка И похожа на жука Да при этом, точно жук Издаёт жужжащий звук : Ж – ж – ж – ж». - А теперь сами слепите, нарисуйте букву «ж» (работа по подгруппам).
Упражнения для глаз
- Дети, посмотрите какие у вас получились буквы, необычные. Теперь обратите свой взгляд на букву, которую я вам приготовила. А теперь посмотрите на свои буквы и ещё раз на большую букву. Похожи они формой?
- Придумайте слова в которых есть звук «ж», а Соня пойдёт и выберет все картинки в названии которых есть звук «ж» (ответы поощряю фишками). Проверяем задание у Сони, её тоже поощряю фишкой за правильно выполненное задание (в задании есть картинка с изображением «ножовки» и если ребёнок не покажет её, то сама говорю название этого предмета и есть в этом слове звук «ж»).Предлагаю повторить детям слово «ножовка». Воспитатель: - К нам на зелёный лужок пришли лесные жители, но они пришли не одни, а со своими детёнышами (выставляю на доске картинки). Волчица привела - … (волчонка) Ежиха привела - … (ежонка) Медведица привела - … (медвежонка) Лиса привела - … (лисёнка) Белка привела - … (бельчонка). Найдите детёнышей в названии которых слышится звук «ж». Молодцы! Загадываю загадку: Под соснами, под ёлками Лежит мешок с иголками. (Ёж) Воспитатель: - Правильно, ёжик (показываю игрушку ёжика)
Игра: «Скажи по – другому». (обогащать речь детей словами с оттенками уменьшения, ласкательности, увеличения. Воспитатель: – Как можно назвать ежа когда он маленький. Дети: - ежонок. Воспитатель: - Когда он большой. Дети: - Ежище. Воспитатель: - А ласково. Дети: - Ёжичек.
Чтение слоговой таблицы по подгруппам:
лы жа
на жи
ко жу
1-подгруппа: кожа, лыжи, луна.
жу ло
лу ки
са жа
2-подгруппа: жуки, сало, лужа.
Дети читают слоги и из них составляют слова. Затем проверяем у каждой подгруппы.
Итог НОД:
1. С каким звуком мы сегодня познакомились? Звук «ж» 2. Какой он? Согласный, звонкий, твёрдый. 3. С какой новой буквой вы познакомились? «Жэ» - Вы сегодня хорошо поработали и эту картинку с нашей буквой мы повесим уже к знакомым буквам.