Наталья Александрова
Конспект ООД «Зимние эксперименты»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №7 «Алёнка» г. Карачев.
Конспект ООД «Зимние эксперименты»
Средняя группа
Цель. Расширять представления детей о зиме, как о времени года, о
физических свойствах снега и льда.
Обучающие задачи:
- закреплять знания детей о признаках зимы, о сезонных изменениях в природе в зимний период, о состоянии живой и неживой природы.
- Расширять знания детей о свойствах снега и льда.
- Обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий.
Публикация «Конспект ООД „Зимние эксперименты“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Активизировать речь детей через познавательные вопросы.
- Приучать детей отвечать развернутыми предложениями.
Развивающие задачи:
- развивать умение рассуждать, объяснять, сравнивать, делать выводы.
- Расширять кругозор детей, стимулируя познавательный интерес.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность.
- Воспитывать любовь к природе.
Интеграции образовательных областей:
- познавательное развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- речевое развитие.
Предварительная работа:
- наблюдение за сезонными изменениями в природе зимой;
- чтение стихов, рассказов, сказок о зиме и зимних явлениях;
- рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами.
Материалы и оборудование:
интерактивная доска, снег, лёд, стаканы, палочки, подносы, листы белой бумаги.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель. – Ребята, сегодня мы с вамипришли в зал, чтобы отправиться в увлекательное путешествие, и гости к нам пришли, давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются)
- Скажите, ребята, какое у вас настроение (Ответы детей)
- Давайте поделимся хорошим настроением со всеми.
«Улыбнусь я себе, улыбнусь я тебе.
Улыбаться мне не лень, улыбаюсь целый день».
(Дети проговаривают слова, улыбаясь друг другу)
- Теперь у всех нас весь день пройдет в хорошем настроении! Присаживайтесь на свои места.
(Дети рассаживаются на стулья)
- Послушайте стихотворение.
Наступили холода, обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведьреветь. В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет? Кто знает? Когда это бывает?
(Ответы детей)
- Ребята, сегодня, когда я шла на работу, мне вручили письмо. Хотите узнать, что в нем написано? Послушайте.
«Доброе утро, мои дорогие друзья! Я прихожу к вам в гости каждый год. Радую вас своей красотой, своими большими снегами и прочными льдами! Мне очень хочется узнать, а что вы знаете обо мне? Я приглашаю вас к себе в гости, в мою сказочную лабораторию. До встречи! Матушка Зима».
- Ну, что, принимаем приглашение?
- Но сначала подумайте, на чём мы можем отправиться в путешествие?
(Ответы детей)
- Послушайте загадку про транспорт, на котором мы отправимся в путь.
«Есть они у детворы, лихо мчат меня с горы.
И Егорку и Оксанку по дороге катят…» (Санки)
(На экране появляется изображение саней. Звучит музыка с бубенцами)
- Правильно, мы отправляемся на санях. Поехали…
На санях к зиме летели мы сквозь вьюги и метели.
Через речку перебрались! У Зимы мы оказались!
(Читаю стихотворение, а на экране появляются изображения по содержанию текста: сани – вьюга (идет снег) –мост через реку – дворец Зимы)
- Ну вот мы и добрались.
(На экране изображение сугробов)
- Ребята, а что бывает только зимой (Развернутые ответы детей)
- Конечно, только зимой выпадает снег и накрывает всё вокруг своим белым покрывалом. И сейчас мы поиграем в игру, в которой будем образовывать новые слова от слова «снег» и порадуем Матушку Зиму своими знаниями. Игра называется «Доскажи словечко».
Если вы правильно договариваете слово, на экране появится картинка, а если ответ не верный – изображение не появится.
Тихо, тихо, ка во сне падает на землю … (снег)
С неба всё скользят пушинки, серебристые … (снежинки)
На дорожки, на лужок, тихо стелется … (снежок)
Вот веселье для ребят, всё сильнее … (снегопад)
Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик)
Рядом снежная фигурка, это девочка … (Снегурка)
Там на ветке посмотри, с красной грудкой … (снегири)
- Молодцы, все слова назвали правильно.
- Теперь давайте поиграем. Берите лист бумаги и становитесь в круг.
Физминутка. «Игра со снежком».
Раз, два, три, четыре (взять лист белой бумаги)
Мы с тобой снежок слепили. (скатать из бумаги комок)
Круглый, крепкий, очень гладкий, (покатать в руках)
И совсем, совсем не сладкий. (покачать головой из стороны в сторону)
Раз – подбросим (подбросить)
Два – поймали. (поймать)
Три – уроним
Ой, сломали (подбросить и не поймать)
После игры снежки сложить в корзину.
- Ребята, присаживайтесь.
-А теперь давайте попробуем описать зиму разными словами.
- Зима какая (Снежная, холодная, красивая, морозная, вьюжная)
- Снег какой? (Холодный, белый, блестящий, рыхлый)
- Снежинка какая? (Красивая, маленькая, лёгкая, холодная)
- Молодцы, разными красивыми словами описали зиму, снег и снежинку.
(На экране красивая картинка с изображением сугробов, замерзшей речки)
- Ребята, посмотрите, сколько снега и льда у Матушки Зимы. А чтобы больше узнать о свойствах снега и льда Матушка Зима приглашает нас в свою волшебную лабораторию. Мы с вами будем проводить опыты. Но сначала я напомню правила поведения во время работы.
- Соблюдаем тишину, не мешаем друг другу, смотрим внимательно.
(Дети подходят к столам, на которых стоят емкости со снегом и льдом)
- Сейчас мы с вами узнаем, чем похожи и чем отличаются снег и лёд.
Опыт №1. «Определение цвета, запаха температуры».
- Посмотрите, на столе два стакана.
(Поднимаю стаканы по очереди)
- Чем наполнен этот стакан? - Что лежит в этом стакане?
(Дети отвечают, что лежит в стаканах).
- Какого цвета снег? Какого цвета лёд (Несколько детей повторяют ответы)
- Одинакового цвета снег и лёд (Снег и лёд разного цвета)
Затем предлагаю потрогать и понюхать снег и лёд.
Вывод. Снег белого цвета, холодный, без запаха.
Лёд бесцветный, холодный, без запаха.
- Чем отличаются снег и лёд? (Разного цвета)
- Чем похожи между собой? (Холодные, нет запаха)
Опыт №2. Определение прозрачности.
Положим под кусок льда и под комок снега цветную бумагу. Сквозь снег видно, какого цвета бумага? А через лёд можно увидеть цвет? Можно сделать вывод, что снег не прозрачный, а лёд прозрачный.
( Несколько детей повторяют слова: прозрачный, не прозрачный)
Опыт №3. Определение твёрдости.
- Каждый возьмите палочку и попробуйте проткнуть снежок и кусок льда.
Вывод: снег мягкий, а лёд твёрдый.
Опыт №4. «Тонет – не тонет».
- Ребята, как вы думаете, снег и лёд тонут в воде?
Сейчас мы проверим, положив комочек снега и кусок льда в стаканы с водой.
Вывод: снег и лёд похожи, они не тонут в воде.
Опыт №5. «Воздействие температуры».
- Ребята, а теперь посмотрим, что же произошло со снегом и льдом в стаканах.
- Почему снег и лёд растаяли? Из чего образуются снег и лёд?
Вывод: под действием тепла снег и лёд тают, превращаются в воду.
- Ребята, какие вы молодцы! Как много опытов мы с вами провели и узнали много нового. Давайте подведём итоги и вспомним все сходства и отличия снега и льда.
Становитесь в круг. У меня красивая снежинка, мы с ней поиграем. Кому я вручаю снежинку, должен ответить на вопрос.
- Из чего состоит снег? Лёд?
- Какие снег и лёд по цвету?
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Присаживайтесь на стулья.
У Зимы в гостях мы были,
Лёд кололи, снег топили.
А теперь пора прощаться
И домой нам возвращаться.
Рефлексия.
- Ребята, окаком времени года мы с вами сегодня говорили?
- С чем мы проводили опыты?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Что вам больше всего понравилось?