Татьяна Волкова
Конспект ОД «Тайна третьей планеты» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД «Тайна третьей планеты».
Цель: Систематизировать и расширять знания детей о строении Солнечной системы; закреплять знания детей о планете Земля.
Задачи:
- уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторых особенностях;
- развивать внимание, память, мышление;
- формировать познавательное отношение к миру, расширять кругозор;
- воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность, организованность.
Публикация «Конспект ОД „Тайна третьей планеты“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Оборудование: демонстрационный материал «Космос», иллюстрации с изображением Вселенной, звезд, планет, космическая музыка, презентация по теме «Космическое путешествие»
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня по электронной почте я получила письмо от девочки Алисы Селезнёвой. Она со своим отцом профессором Селезневым и капитаном Зелёным, на космическом корабле «Пегас», собираются облететь всю солнечную систему в поисках редких животных. Алиса предлагает нам отправиться в путешествие за пределы нашей планеты в далёкий и необъятный космос. Хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите, как называю людей, которые летят в космос?
Ответы детей: Космонавты.
Игра «Космонавты»
Игра проводится под музыку.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого
- Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р – р – р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели –руки вперёд, заправились – руки опустили.
Воспитатель: Космонавты, занимайте свои места на нашем корабле (дети занимают места в импровизированном космическом корабле).
Воспитатель: Мы сможем отправиться, как только вы отгадаете загадку.
Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней Восемьдесят восемь дней…
(Меркурий)
Ответы детей.
Воспитатель: Первая остановка – планета Меркурий. Капитан Зелёный разрешает исследовать планету.
(Рассматриваем слайды с изображением Меркурия)
Эта планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Поверхность Меркурия твердая, как и у всех четырех внутренних планет (ближе всех расположенных к центру). Он имеет самую высокую скорость вращения. Днем планета практически горит под солнечными лучами (+350, а ночью промерзает (-170).
Воспитатель: Пока профессор Селезнёв собирает образцы грунта, мы поиграем.
Космическая игра «Доскажи словечко».
Не будет в космосе проблем,
ведь я надел специальный … (шлем)
Первый полёт он в космос возглавил
Кто этот парень … (Юрий Гагарин).
Чтобы глаз вооружить
И со звёздами дружить,
Нужен мощный … (телескоп)
С телескопом сотни лет
Изучает жизнь планет.
Нам расскажет обо всём
Умный дядя…. (астроном)
Лучше всех видна
В небе полная … (Луна)
До луны не может птица
Долететь и прислониться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …. (ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт
А по- русски (космонавт)
На орбите как назло
Появилось …. (НЛО)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
К сожалению, Меркурий безжизненный кусок камня. Живых существ здесь мы не нашли.
Летим дальше.
Загадка.
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара… (Венера)
Ответы детей.
Воспитатель: Перед нами Венера.
(Рассматриваем слайды с изображением Венеры)
Эта планета больше других походит на Землю своими размерами, составом и яркостью. Но условия очень разные. Атмосфера Венеры состоит из углекислого газа. Вокруг нее всегда много облаков, что затрудняет наблюдение. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню. Здесь тоже нет жизни.
Венера укутана слоем плотных облаков, состоящих в основном из серы и углекислого газа. Считается, что это из-за извержений вулканов, которые идут на планете постоянно.
Воспитатель: Профессор Селезнёв предлагает сделать вулкан, один из тех, что извергаются на Венере.
Дети: Сделаем.
Опыт «Вулкан»
Из соды и уксуса делаем вулкан - это просто стаканчик с содой в который добавляем уксус и наблюдаем за реакцией.
Воспитатель: Молодцы, вулкан получился совсем как настоящий.
Воспитатель: Летим дальше.
Есть ли жизнь там или нет,
Мы пока не знаем,
Цвета красного она,
Это точно знаем… (Марс)
Ответы детей:
(Рассматриваем слайды с изображением Марса и его спутников)
Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она имеет ряд сходств с Землей. Когда-то здесь была жидкая вода. На фото поверхности видны дельты рек. Сейчас остались только ледяные шапки на полюсах. Многочисленные исследования не обнаружили на Марсе признаков жизни. А еще на Марсе находится самая большая в Солнечной системе гора. Ее назвали Олимп в честь горы в Греции на которой, по легенде, жили боги. Марсианская гора высотой 26 км и в три раза выше Эвереста - самой высокой горы на Земле. На даны момент известно два естественных спутника Марса: Фобос и Деймос.
Воспитатель: Ребята, чтоб на Марсе не скучать Алиса предлагает поиграть.
Игра «Экспедиция на Марс»
Цель: активизировать и расширить словарь по теме «Космос». Развивать память, логическое мышление.
Алиса составила список предметов, которые обязательно пригодятся нам на Марсе. Я прочту этот список, а вы запоминайте, затем, по очереди, нужно называть какой-то один предмет из списка. Тот, кто называет то, чего не было в списке, или повторяется, «летит на Землю» — садится на пол. Выигрывает тот, кто запомнил больше предметов из списка.
Воспитатель: Следующая загадка.
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (Юпитер)
Ответы детей.
Воспитатель: Итак, летим к Юпитеру.
Капитан Зеленый проложил курс по орбите Юпитера, чтобы мы смогли лучше его рассмотреть.
(Рассматриваем слайды с изображением Юпитера и его спутников)
Юпитер - самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз превосходящая Землю в диаметре и в 300 раз в массе. Состоит Юпитер из водорода, гелия и других газов. В атмосфере Юпитера наблюдается огромное образование - гигантский шторм, в котором бы поместилось четыре планеты размером с Землю. Оно называется Большое красно пятно. Юпитер образует своего рода миниатюрную солнечную систему: у него четыре больших спутника и около 75 меньших по размеру. Четыре крупнейших спутника Юпитера — Ио, Европа, Ганимед и Каллисто — были впервые обнаружены астрономом Галилео Галилеем в 1610 году. И о каждом из них есть что рассказать. Например, Ио — самое вулканически активное тело в Солнечной системе. А Ганимед — самый большой спутник. По размеру он даже больше, чем планета Меркурий. Ну а Европа покрыта толстым слоем льда.
Поскольку Юпитер – планета, состоящая из газов, мы не сможем прогуляться по его поверхности и летим дальше.
Воспитатель: Загадка.
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли… (Сатурн)
Ответы детей.
Воспитатель: А вот и красавец Сатурн.
(Рассматриваем слайды с изображением Сатурна и его спутников)
Самая интересная планета, так как имеет кольца, которые образуются из пыли, камней и льда. Сатурн имеет более 150 известных спутников. В число его самых крупных спутников входит Титан, обладающий плотной атмосферой и озером жидкого этана; ледяной Энцелад, извергающий водяной пар и частицы пыли в космос, Япет, с таинственным экваториальным горным поясом, а так же Мимас, Тефия, Диона, Рея.
Воспитатель: Ребята, планета Сатурн, как и Юпитер, является газовым гигантом, поэтому спуститься на его поверхность мы не можем. Чтобы мы не скучали в космической невесомости, Алиса предлагает поиграть.
Игра «Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
Воспитатель: Ну что, ребята, летим дальше?
Дети. Да, летим.
Воспитатель: Загагадка.
Вращается не так, как все,
Огромный газовый гигант,
Имеет голубой лишь цвет,
Что придает ей газ метан! (Уран)
Ответы детей.
Воспитатель: Внимание, ребята, подлетаем к Урану.
Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время. Основная особенность Урана – это его манера вращения, выполняемая в режиме «лежа на боку». Известно 27 спутников Урана, самые крупные из которых – Титания, Миранда, Ариэль, Умбриэль, Оберон.
Последние снимки Урана с близкого расстояния были сделаны еще в 1986 году, когда мимо него пролетал "Вояджер-2". С тех пор космические аппараты не посещали его. Поэтому наша задача подлететь к Урану как можно ближе, чтобы сделать серию снимков.
Игра «Запуск зонда»
В гимнастическом обруче лежит мяч голубого цвета. Требуется запустить космические разведывательные зонды (шарики, скатанные из фольги) изучать кольца Урана. Кольца изображает гимнастический обруч. Задача детей с разного расстояния попадать шариком в обруч.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все успешно справились с запуском зондов. Теперь можно рассмотреть Уран и его спутники поближе.
(Рассматриваем слайды с изображением Урана его спутников и колец)
Воспитатель: На уране тоже нет жизни, летим дальше.
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Холодно на ней весьма
Состоит из воды, газа и льда (Нептун)
Ответы детей.
Воспитатель: Летим на Нептун.
(Рассматриваем слайды с изображением Нептуна и его спутников)
Астрономия сегодня называют эту планету последней в Солнечной системе. Обнаружили Нептун только в 1989 году, так как он располагается очень далеко от Солнца. Поверхность его из космоса выглядит голубой, что не может не поражать нас. Известно 14 спутников Нептуна, самые крупные из которых – Тритон и Нереида.
Воспитатель: И здесь профессор Селезнёв не обнаружил живых существ, поэтому мы отправляемся дальше.
Загадка.
У далекой крохотной планеты,
Нет статуса «Большой» планеты.
И обидевшись она,
В телескопы не видна… (Плутон)
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята рассмотрим Плутон поближе.
(Рассматриваем слайды с изображением Плутона)
Плутон до 2006 года планет было 9, в их состав входил еще Плутон. Но согласно последним научным данным, этот космический объект перестали называть планетой. Как и большинство тел пояса Койпера, Плутон состоит в основном из камня и льда и он относительно мал: его масса меньше массы Луны примерно в 6 раз. Крупный спутник Плутона – Харон (часто рассматривают как двойную планету с Плутоном). Международный астрономический союз (МАС) заявил о намерении дать формальное определение для двойных карликовых планет, а до этого момента Харон классифицируется как спутник Плутона.
Воспитатель: Ребята, чтобы запомнить названия планет, Алиса придумала считалочку и предлагает нам её выучить. Итак, считаем вместе.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: Ребята мы побывали на всех планетах солнечной системы, каждая из которых по-своему красива, но ни на одной из них не встретили живых существ или растений. Где же мы будем искать животных?
Дети: На Земле.
Воспитатель: Мы летим домой.
(Рассматриваем слайды с изображением Земли и Луны)
Воспитатель: Да, ребята, получается что из всех планет солнечной системы жизнь, во всём её многообразии, существует только на нашей родной планете. Земля – третья планета от солнца. Единственная планета, на которой есть кислород, вода, следовательно, и жизнь. Она имеет идеальное расположение по отношению к Солнцу: достаточно близко, чтобы получать свет и тепло в нужном количестве, и достаточно далеко, чтобы не сгорать от лучей. Она имеет озоновый слой, защищающий все живое от радиации. Планета является домом для миллионов видов живых существ, включая человека. У Земли есть один спутник – Луна.
Почему только на Земле есть жизнь? Мы еще не можем найти ответ на этот вопрос. Это большая нераскрытая тайна. Тайна третьей планеты.
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим экипаж космического корабля «Пегас» за интересное путешествие.
До новых встреч!