Людмила Верченко
Конспект ООД в старшей группе «Путешествие по музею»
▼ Скачать
Цель: Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном творчестве.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с понятием музей, историей возникновения музея. Помочь детям познать многообразный и удивительный мир культурного наследия Дагестана, дать детям первоначальные знания о экспонатах, посредством использования элементов музейной педагогики.
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Путешествие по музею“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи:
Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, игровая. физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Формы организации: групповая
Форма реализации: показ презентации,
беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме
Словарная работа:
Обогащение словаря: музей, галерея,
Ход занятия:
Воспитатель. Здравствуйте уважаемые коллеги!
Воспитатель. Поздоровайтесь с гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель. Я рада видеть вас. Вижу ваше любопытство, наверное, вам хочется узнать, зачем мы сюда пришли? Раскрою секрет: я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в такое место, где можно узнать о предмете всё, всё-всё.
Воспитатель: А о чем сегодня пойдет, речь вы узнаете с помощью картинок.
Воспитатель: Обратите внимание на проектор:
На проекторе, изображены 4 музея
1. Третьяковская галерея
2. Эрмитаж
3. Музей имени Р. Гамзатова
4. Пушкинский музей
Воспитатель: Дети, каким одним словом мы назовем все эти сооружения?
Дети: Это известные музеи России.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Это кто же к нам стучится? Просится к нам в дом? Посмотрим?
Воспитатель: Ребята, да тут нам письмо! Давайте посмотрим. Интересно.
- Ребята, как вы думаете,от кого посылка и что в ней? Раскроем?
(открываем, видим картину, читаем письмо)
В. - Ребята, как вы думаете, как поступить с картиной?
(повесить в группе на стену, отнести в музей)
- Что такое музей? (место, где собирают и хранят разные предметы, представляющие художественный и исторический интерес)
- Как,называется путешествие в музей (экскурсия)
-А что, можно увидеть в музее? (картины,статуи,разные предметы быта,старинные украшения,одежду, мумии,военную технику,древнее оружие) и одним словом все эти предметы называют – экспонаты.
- Ну, что отправляемся в музей? И не забываем картину.
-Ребята, нужно приобрести билетик, но что бы получить его надо назвать какие бывают музеи?
(исторический, военный, научный, музей живописи, зоологический, театральный, музей мумий, геологический, Эрмитаж, Третьяковская галерея, краеведческий)
Сейчас существует много разных музеев.
Музеи бывают Исторические.
- Расскажите, а что интересного можно узнать в Историческом музее? (Можно узнать об истории страны, города, народа, о том, как создавали и заселяли города).
- Бывают Краеведческие музеи.
- А что можно увидеть в Краеведческом музее? (Можно узнать о каком-нибудь крае, о его жителях, как они живут, что едят, какими орудиями пользуются, что носят, какие животные и полезные ископаемые есть в этой местности)
- Бывают Зоологические музеи.
- Что можно увидеть в Зоологическом музее? (Можно увидеть чучело динозавра, огромную коллекцию бабочек).
- Ребята, а еще существует музей игрушки, где вы можете увидеть игрушки, которыми играли больше ста лет назад.
- Скажите, а кто первым в России открыл музей? (Царь Петр I)
- Прошу опустить билетики в специально предназначенный ящик.
- Прежде чем совершить экскурсию по залам нашего музея надо познакомиться с правилами поведения в музее.
Мнемотаблица «Правила поведения в музее»
1) Нельзя громко разговаривать,чтобы не мешать другим посетителям.
2) Нужно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного.
3) Нельзя трогать музейные экспонаты руками.
- В первом зале нашего музея мы видим выставку картин знаменитого художника Ракинитина В. Да, да вы не ослышались – настоящий художник не рисуют, а пишут красками!
- Скажите, чем отличаются картины друг от друга?
(автором, цветом, предметами, изображенными на картине, художественным жанром)
- Какие жанры изобразительного искусства вам известны?
- Рассмотрим картины и назовём жанр картины и его автора.
- Скажите каких картин больше пейзажей или натюрмортов?
Молодцы! А теперь давайте немного поиграем. Вы видите раму для картины, но в ней не хватает самой картины. Снизу вы видите варианты картин. Я буду называть вам жанр картины, а вы должны будете выбрать нужную картину и поместить ее в рамке.
Итак, рисуем портрет (дети выбирают элемент)
А теперь нарисуем натюрморт.
Ну, и наконец, нарисуем пейзаж.
Молодцы!
Давайте немного разомнемся, посмотрите, какой красивый пейзаж у нас получился, что на нем изображено? Правильно, море.
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Игра "Разложи по местам"
Ребята! У вас на столах лежат карточки. Слева изображены музеи, а справа экспонаты. Вы должны картинки экспонатов разложить по своим музеям.
Физкультминутка:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем ногами,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки дружно прячем
И бегаем кругом.
А теперь мы отправимся в другую комнату "Русская изба"
А расскажу я вам о русской избе, где жили русские люди много лет назад. Избу строили из деревянных бревен. В них было тепло и уютно. Строили люди сами себе избы, а соседи помогали. Принято делить избу на две части. Передняя - там, где спали, отдыхали, и задняя- там, где была печка, стол, посуда и другая домашняя утварь. Двери были очень низкими, а пороги и высокими, чтобы меньше дуло. Входя в избу кланялись. Почему? (чтоб шишку не набить)
В избе всегда считали святыми 3 места:
Красный угол. Место, где находились иконы. Там совершались ежедневные моления. Красный угол- самое почётное место в доме. Его старались держать в чистоте и нарядно украшали.
В:А что было главным в избе? (печка)
Центральное место в доме занимала печь. Принято считать, что и само слово "изба" произошло от слова "истопить". Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово "истьба" (изба).
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, лежать греться. Печь делали из кирпича и обмазывали глиной. В печи еще пекли хлеб, готовили пищу. Для этого использовали специальную посуду и другие приспособления. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а кочерга для того, чтобы дрова поправлять в печи.
Стол – это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска». В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. Посуда, которой пользовались люди, сделана из дерева, из глины. Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами люди вырезали, плели, пряли, вязали.
В: посмотрите, что люди делали своими руками:
• Туеса-плетеные из коры деревьев. Для хранения продуктов
• Крынка-сосуд для молока, воды
• Зыбка-люлька для маленьких детей.
Зыбка или по-другому- люлька, необычна тем, что подвешена под потолком и качается. Люлька, от песни "ой, люли".В таких люльках, которые тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку. А в ноги было принято класть куклу оберег. Их дарили младенцу при рождении, затем человек хранил эту куклу в течение всей жизни.
• Подзорники- заправляли в кровати
• Чугун-для приготовления еды в печи
• Ухват-для отправления чугуна в печь
• Кочерга-поправлять дрова в печи, доставать угли
• Веретено- для прядения
• Корыто-для купания
• Коромысло-для переноса ведер
В: Так же люди много сочиняли. Это и песни, и частушки, и загадки…
Вы можете отгадывать загадки?
Сейчас мы это проверим:
1. В избе - изба, на избе - труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)
2. Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
3. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (Ухват)
4. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит (чугунок)
5. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра (коромысло)
6. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят (лапти)
Воспитатель: Ребята, у нас остался последний зал. Давайте прочитаем, что здесь написано.
Дети читают надпись.
Воспитатель: Правильно: «Дом, в котором я живу!». Но этот стенд пустой. Как вы думаете почему?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. Да, стенд в музее новый, поэтому ещё пустой. Но один художник уже нарисовал дом. Он долго трудился, посмотрите, что же у него получилось.
Дидактическое упражнение «Что не так?»
Цель: развивать зрительное внимание, целостное восприятие предмета.
Пальчиковая игра «Строим дом».
Цель: упражнять в умении координировать движения пальцев рук во взаимосвязи с речью.
Целый день тук да тук, - похлопывание ладонью правой руки по левой, от кисти к плечу.
Раздаётся звонкий стук. - похлопывание ладонью левой руки по правой, от кисти к плечу.
Молоточки стучат, - поколачивание правым кулачком по левой руке, от кисти к плеч.
Строим дом для зверят. - поколачивание левым кулачком по правой руке, от кисти к плеч.
Этот дом для белочек, - растирание правым кулачком левой руки, круговыми движениями
Этот дом для зайчиков, - растирание левым кулачком правой руки, круговыми движениями
Этот дом для девочек, - упражнение «Сороконожка», от кисти к плечу по правой руке.
Этот дом для мальчиков. - упражнение «Сороконожка», от кисти к плечу по левой руке.
Вот какой хороший дом, - поглаживание ладонью правой руки левую, от кисти к плечу.
Как мы славно заживём. - поглаживание ладонью левой руки правую, от кисти к плечу.
Будем песни распевать, - скользящие движения ладоней «Тарелочки»
Веселиться и плясать. - хлопки в ладоши.
гимнастика для глаз.
- Ребята, надо сделать гимнастику для глаз.
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть. (Повторить 3-4 раз).
2. Быстро-быстро поморгаем так, чтобы не успело исчезнуть то, что мы видим. (Повторить 3-4 раз).
3. А теперь глаза закрой и погладь руками,
Помечтаем мы с тобой о любимой маме.
Закрыть глаза и поглаживать веки подушечками пальцев. (Повторить 3-4 раз).
4. Посмотри глазами вправо – раз, два, три,
Посмотри глазами влево – раз, два, три. (Повторить 3-4 раз).
Посмотреть вправо – влево.
5. Пальчик к носу движется, а потом обратно,
На него посмотреть очень нам приятно. (Повторить 3-4 раз).
Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигая обратно. (Повторить 3-4 раз).
Дидактическая игра «собери картинки».
Цель: Развитие познавательных интересов у детей.
Дети делятся на две команды
1 команда собирает Дагестанские музеи
2 команда собирает известные музеи России.
Воспитатель: Вам понравились в музее?
Но нам пора уж в детский сад.
Дети возвращаются в группу и подходят к своему мини-музею "Казачья горница"
Где дети рассказывают о казачьей одежде.
Девочки рассказывают об женской одежде, а мальчики рассказывают о мужской одежде и показывают гостям.
Рефлексия
- Молодцы ребята. Понравилось вам наше путешествие? Что нового узнали? Что вы запомнили?
Теперь вы знаете, что в выходные дни с родителями можно сходить в музей. В музее вы узнаете много интересного.
Ребята., скажите где мы сегодня были?
В какие комнаты музея ходили?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель обобщает ответы детей.
Дети: До свидание!