Ирина Шпилёва
Конспект ООД в подготовительной группе «Знакомство с творчеством художника-скульптора Кубани А. А. Аполлонова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условия для формирования у детей представлений о творчестве кубанского художника-скульптора А. А. Аполлонова.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с творчеством художника-скульптора А. А. Аполлонова. Расширять представления детей о монументальной скульптуре (памятнике, кто такой скульптор.
Развивающие:
Развивать у детей умение с помощью мимики и жестов показать настроение героя сказки.
Воспитательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
Воспитывать любовь к родной кубанской культуре. Побуждать детей к самостоятельной лепке в свободное время.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы познакомимся с новой для вас профессией. Человек этой профессии занимается изготовлением …Отгадайте чего? Послушайте про нее загадку:
Что за чудо? Это в ряд
Фигурки разные стоят
Из камня, дерева и глины
Их названия знать должны мы-
Птицы, звери, человек
Любовались ими б век
Разномастные фигуры
Называют их?
Дети: «скульптура!»
Воспитатель: «Художник, который изготавливает эти фигуры-скульптуры, называется художник-скульптор. Сегодня я хочу познакомить вас с Аполлоновым Александром Алексеевичем.
Просмотр презентации:
1 слайд
Александр Алексеевич – известный кубанский скульптор, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. Награждался двумя серебряными медалями Академии художеств СССР и высшей наградой РАХ – орденом «За заслуги перед искусством». Лауреат международных симпозиумов по скульптуре.
Родился 11 августа 1947 в городе Фрунзе Киргизская ССР.
2 слайд
– Мои родители были геологами, – вспоминает Аполлонов. – Сюда наша семья переехала в 1964-м, в 65-м я поступил в пединститут на худграф, однако с четвертого курса ушел, уехал в Москву. Поступил в МГХИ, художественный институт имени Сурикова на скульптурный факультет… После учебы в 1975-м Александр вернулся в Краснодар. Краснодар стал для выпускника Московского художественного института имени В. И. Сурикова родным городом. Он искренне любил его и сделал немало, чтобы преобразить облик кубанской столицы, так как был убежден, что мир можно понять и объяснить через скульптуру. Только скульптуру настоящую, органично вписывающуюся в городской ландшафт. А. А. любил создавать монументальные скульптуры (памятники).
3 слайд
Стартом к признанию среди коллег стал Краснодарский Дом книги. Рельеф в интерьере Дома книги был признан лучшей работой в РСФСР по Художественному фонду в 1977 году, скульптор получил первую премию, пошли большие заказы – и другая жизнь.
4 слайд
Конный памятник казакам-основателям Екатеринодара стал одним из символов города. Но самый главный труд мастера - это памятник Екатерине II, не просто воссозданный по микешинскому образцу, а переосмысленный, с изменением пропорций и деталей, более возвышенный и одухотворённый, нежели тот, что стоит на площади Островского в Санкт-Петербурге.
5 слайд
Аполлонов посвятил местным жителям Краснодара серию этюдов – они стирают, парятся, пьют, гуляют. Живут, одним словом. Пару лет назад для одного краснодарского ресторана Аполлонов слепил двух казаков с огромной винной бочкой. Казаки дались ему легко, а больше всего скульптор думал над тем, как слепить… сало. Потом взял да и вылепил порося.
6 слайд
Аполлонов создал мемориальные доски композиторов Александра Скрябина и Сергея Рахманинова, певца Леонида Собинова, памятники наказным казачьим атаманам Михаилу Бабычу и Якову Кухаренко, «белому» генералу от авиации Вячеславу Ткачеву, супругам Кирлиан, меценату Федору Коваленко.
7 слайд
Обычно скульптуры появляются благодаря юбилеям и памятным датам. Так появились, например, Скрябин и Собинов. И памятник возле «Интуриста» к 200-летию Кубанского казачества. Работу скульптора В. А. Филиппова 1897 года Аполлонов восстановил в 1999-м. Памятник Кубанскому казачеству, конный казак перед зданием краевой администрации – тоже работа Александра Алексеевича, как и маршал Георгий Жуков напротив, и Георгий Победоносец на Арке героев в том же сквере.
Воспитатель: «Зачем нужны скульптуры?»
(ответы детей).
Воспитатель: «А как вы думаете, из каких материалов можно создать скульптуру? Если вам трудно ответить – присмотритесь к скульптурам внимательно, и попробуйте догадаться, из каких материалов они созданы.
- Верно: из камня, из металла, из пластилина, из глины и т. д. Из чего бы вы сделали скульптуру, если бы вы были скульпторами?
- Скульптура – древнее искусство, оно может поведать нам об истории, о людях, о событиях. Ещё древние греки умели высекать из мраморов изображения богов и людей. Скульптура может рассказать нам не только историю и о событиях из жизни людей, но и об них самих. Давайте рассмотрим их.
8 слайд
- Что вы можете рассказать о этой скульптуре? (ответы детей)
- Видите, как много может рассказать нам скульптура о человеке, даже если мы этого человека никогда не видели. Это скульптор рассказал нам о характере, о том, каким была она в жизни»
- Давайте и мы передадим позу и характер вот этой скульптуры.
Физкультминутка (дети изображают казаков, изображенных на скульптурах)
- Ребята, как вы думаете, где появились эти скульптура?
- Где создавал их скульптор?
- Скульптор делал их в специальных мастерских.
9 слайд
Скульптор создаёт свои произведения в мастерской, используя различные инструменты. Здесь и клещи, и пила, и топор, и стамеска для вырезания из дерева, стеки для лепки, целые наборы молотков и молоточков. Ведь каждый материал обрабатывается по-своему.
- Какой инструмент нужен для лепки?
- А для работы по дереву?
- Скульптор сначала делает эскиз, а потом уже начинает её лепить или вырубать из камня или дерева.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Воспитатель раздает каждому ребенку по картинке, а детям необходимо составить иллюстрацию и назвать сказку, к которой эта иллюстрация.
Воспитатель: «Вот сколько русских народных сказок вы знаете!
- А вы хотите попробовать себя в роли скульптора? Давайте слепим из пластилина вашего любимого сказочного героя. Вспомните его внешность, характер, представьте его в какой-нибудь позе и приступайте к работе.
Рефлексия
- Вот видите, как много мы узнали с вами о скульптуре. Давайте вспомним, с какие скульптурами мы с вами познакомились?
- Где можно встретить монументальную скульптуру?
- Как еще называют монументальную скульптуру? (памятник)
- Что нового сегодня узнали?
- Что запомнилось больше всего?