Косова Любовь
Конспект НОД «Знакомство с народным творчеством «Украсим дымковских лошадок» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с дымковской игрушкой, как предметом народного творчества, развитие продуктивной деятельности детей.
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей с глиняной и народной игрушкой. Обратить внимание на основные цвета и элементы узора, украшающего дымковские игрушки.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с народным творчеством „Украсим дымковских лошадок“ в младшей группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошадка. Дымковская игрушка
- Лошадь, жеребенок, конь
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Развивающие: Обеспечить ситуации, способствующие развитию связной речи и творческого воображения : прочувствовать гармонию и красоту, выразительность образов. Вызвать эмоциональный отклик, желание украшать игрушку.
Воспитательные: Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к народному творчеству, чувства гордости в создании народной игрушки, бережливости к глиняным игрушкам, самостоятельности.
Оборудование: ноутбук, «Карусель», корзина для дымковских игрушек, русский народный костюм для воспитателя.
Демонстрационный материал: макет «село Дымково», дымковские игрушки, мольберты с иллюстрациями для оформления мастерской.
Раздаточный материал: ватные палочки, гуашь синего и красного цвета, тряпочки, фигурки лошадок.
Предварительная работа: беседа с детьми, рассматривание иллюстраций, роспись трафаретов игрушек, чтение стихов о дымковской игрушке.
Словарная работа: сделаны из глины - глиняная, мастерская - место, где мастерят игрушки, коромысло - носят воду в вёдрах на плече, водоноска, барышня.
Формы организации совместной деятельности: фронтальная, игровая, продуктивная, коммуникативная, рассматривание, мастерская.
Ход образовательной деятельности.
1. Вводная часть.
(Дети стоят полукругом возле воспитателя перед макетом «Село Дымково»)
Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами побываем в одном селе. Расположено это село на берегу реки Вятка. Село это необычное, называется Дымково. И зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дождливые дни, и когда туман, всё село как будто в дымке. Оттого и прозвали это село Дымково. Здесь в далёкую старину появились необычные глиняные игрушки. Они были не похожи на другие игрушки, потому что делали их из глины. Вот мы с вами и посмотрим, кто живёт в этом замечательном селе.
(Дети рассаживаются на стульчики)
2. Основная часть.
(Воспитатель достаёт игрушки из корзины)
Воспитатель. Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
Вынимаю на показ и веду про них рассказ.
За студёною водицей водоноска-молодица
Как лебёдушка плывёт, вёдра красные несёт
На коромысле, не спеша; посмотри, как хороша.
(Дети рассматривают водоноску, воспитатель предлагает отметить, чем она понравилась, почему так называется.)
Воспитатель. Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный!
У большого индюка все расписаны бока.
(Дети рассматривают игрушку, воспитатель спрашивает, какие цвета использовались.)
Воспитатель. Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
Вынимаю на показ и веду про них рассказ.
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
(Воспитатель обращает внимание, какой узор нанесён на лошадку)
С переливами поёт,
Утром будит весь народ.
Золотистый гребешок
Гордо носит… (петушок)
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастёшь, Ваня.
Козлик, козлик круторогий,
У него характер строгий.
Бока крутые, рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине – Егорка!
Воспитатель. Хотите поиграть с игрушками в прятки?
(Воспитатель ставит игрушки в ряд, называет вместе с детьми. Предлагает детям закрыть глаза, в это время прячет одну игрушку за домик, а затем дети определяют, какой игрушки не стало.)
Воспитатель. У кого из этих игрушек есть клюв? Как их можно назвать одним словом? (Птицы)
У кого есть рога? Копыта? Значит, это (животные)
Водоноска, всадник, барышня – это игрушки, которые изображают… (людей)
В старые времена и дети, и взрослые очень любили кататься на каруселях. Вы хотите покататься? Тогда берите понравившуюся вам игрушку и прокатимся вместе со своим любимцем на разноцветной карусели.
(Звучит музыка про карусели)
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра!
(Воспитатель вносит игрушку «дымковская барышня» и ведёт разговор)
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Кофточки цветные,
Юбки расписные,
Шляпы трёхэтажные,
Статные и важные.
Воспитатель. Как вы думаете, кто же это? Как вы догадались? Чем украшена юбка Барышни? А кофточка вам понравилась? Чем же дымковские игрушки отличаются от других игрушек?
(Их изготавливают в селе Дымково; они из глины, поэтому с ними играть нужно очень осторожно; игрушки покрыты белой краской и расписаны яркими красками – кругами, кольцами, точками, прямыми и волнистыми линиями.)
Воспитатель. Знаете ли вы, что дымковскую игрушку покупают не только детям играть, но и взрослым в подарок как сувенир – такая она красивая, необычная?
3. Практическая часть. (звучит тихая народная мелодия)
Воспитатель. Существует специальная мастерская по изготовлению дымковской игрушки. Хотите быть мастерами-умельцами в этой мастерской? Садитесь за столы, как настоящие мастера. Перед вами стоят белые дымковские лошадки.
Но прежде, чем рисовать, надо пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
А теперь потрём ладошки
Друг о друга мы немножко.
Вот мы пальчики размяли. А сейчас, друзья, за работу нам пора. На столах уже приготовлены инструменты для росписи игрушек. Это у нас с вами ватные палочки и краски. Наших лошадок мы украсим большим синим кругом и красными точками вокруг синих кругов.
(Дети вместе с воспитателем выполняют работу.)
4. Заключительная часть.
Какие замечательные лошадки получились! Яркие, красивые! Пусть они высохнут, а вечером вы их подарите мамам и папам и расскажете, что вы побывали в селе Дымково и увидели много дымковских игрушек! А сейчас, как настоящим мастерам, надо вымыть руки после работы.
(Дети идут мыть руки.)
Используемая литература:
Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Младшая и средняя группы. – 2-е изд., испр. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020. – 352 с.