Любовь Гирняк
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию «Путешествие в мир света»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Уточнить и расширить представление детей об истории развития источников света с древнейших времен по настоящее время;
2. Продолжать знакомить с изменением быта человека в зависимости от развития цивилизации;
3. Развивать умение составлять цепочку развития от костра до современных осветительных приборов.
4. Познакомить с видами осветительных приборов.
Публикация «Конспект ООД по познавательно-речевому развитию „Путешествие в мир света“» размещена в разделах
5. Развивать мышление, память, внимание, воображение, речь через расширение обиходного словаря, разгадывание кроссворда, выполнение занимательных заданий.
6. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде, бережное и экономное отношение к электроэнергии, природным ресурсам.
Оборудование и наглядность: мультимедийная презентация, кроссворд, загадки, буквы С, В, Е, Т на лампочках, карточки «Цепочка от прошлого к будущему», картинки «Береги электричество».
Ход:
Слайд 1
Приветствие «Здравствуй друг»
"Здравствуй, друг!" - пожимают дpуг другу руки.
"Я скучал" - прижимают руку к сеpдцу.
"Ты пришел" - pазводят руки в стоpоны.
"Хорошо!" - обнимаются.
- Нам предстоит увлекательное путешествие в загадочный мир, а куда, вам предстоит узнать.
Слайд 2-3
«Отгадай слово»
- По первой букве каждого слова необходимо выложить слово – тему нашего путешествия (СВЕТ – собака, верблюд, енот, тигр).
- Правильно. Сегодня мы отправляемся в мир света. Что такое свет? Подберите родственные слова (светло, светит, светится, светлый, светлячок, светильник).
Слайд 4
- Давайте рассмотрим источники света. ( естественные: молния, солнце, северное сияние; искусственные: лампочка, свеча).
- Сегодня мы с вами отправимся в музей света. Что такое музей? (Это здание, в котором собраны, изучаются и хранятся экспонаты, т. е. предметы истории, культуры прошлого и настоящего).
- А кто работает в музее? (экскурсоводы)
- Мы с вами будем экскурсоводами, а наши гости – посетителями.
Слайд 5
- Пока человек не изобрел способ, как получить СВЕТ, он получал ЕГО от солнца. И так как люди не могли управлять его работой, то очень зависели от него в борьбе с темнотой.
Слайд 6
- Первый экспонат нашего музея.
Накормишь – живет
Напоишь – умрет.
- Как вы думаете, что это? (Костер)
- Давным-давно люди жили в пещерах, по ночам светил лишь огонь костра. От костра в пещере становилось светлее.
- А почему костёр не очень удобен в применении? (Его приходится поддерживать, чтобы не погас от ветра и дождя, его нельзя перенести в другое место).
Слайд 7
Вот бегун. Олимпиаду
Открывать ему здесь надо.
На трибунах шляпки, фраки
А в руках спортсмена… (факел)
- Со временем люди догадались, что если в костер опустить палку, она загорится и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет от костра. Так появился факел. А если обмакнуть любую ветку в смолу, то факелы горели очень ярко.
- А как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? Мне кажется, что нет. Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар!
Слайд 8
Под нее девицы пряли,
Ей работу освещали.
Песню пели, славно, чинно
А зовут ее (лучина)
- В домах стали использовать палочки поменьше. Люди стали использовать лучину. Это самая обычная щепка, заостренная на конце. Ставили лучину на специальную подставку – светец. Под светец ставили ванночку с водой.
- Чем удобна лучина в обращении? (Лучина даёт свет, её можно переносить). А чем лучина неудобна? (Мало света, быстро сгорает, сильно коптит)
Слайд 9
- Люди давно заметили, что, если кусочек веревочки обмакнуть в масло и поджечь, он будет гореть хорошо и долго. Такой светильник горел долго и ровно. Так появились масляные лампы.
Слайд 10
Будто стройная березка,
Только сделана из воска.
А теперь о чем идет речь? (свеча)
- Прошли годы и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Ее делали из пчелиного воска, бараньего сала. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток, он и зажигает свечу. В наше время мы зажигаем свечи только под Новый год, чтобы создать праздничную атмосферу. А много лет назад свечи горели в домах и во дворцах каждый вечер. Во дворцах были красивые дорогие подсвечники, которые являлись символом богатства.
- Чем хороши свечи? (По сравнению с лучиной даёт больше света, её можно переносить). А что не очень хорошо в свече? (Света не так много, коптит пользоваться ею небезопасно).
Слайд 11
Синее море, стеклянные берега,
Плавает утка, горит голова.
- Люди стремились придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.
- Что же хорошего было в лампе? (Она безопаснее, чем лучина или свеча, светят ярко, лампу можно переносить. С такой лампой можно выходить в дождь и ветер). А что не устраивало в такой лампе человека? (Света хотелось больше, в лампу приходилось добавлять постоянно керосина, от неё могли загореться находящиеся рядом предметы.
Слайд 12
Дом – стеклянный пузырёк,
А живет в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся.
- Человек несколько десятилетий искал новые способы удобного освещения своего жилища. В разное время были совершены различные открытия, которые приближали лампу к современному, всем знакомому виду. Прошло много лет. Когда появилось электричество, тогда и придумали электрическую лампочку. Лампочку изобрел один умный человек. Она сделана из стекла и металла. Бывают лампочки разного размера, разной формы и цвета. Сегодня электричество пришло в каждый дом и успешно служит людям!
Слайд 13
- В результате прослужившую последние 135 лет человечеству электрическую лампочку накаливания вскоре можно будет увидеть лишь в историческом музее. В наши дни появились энергосберегающие лампы, которые позволяют экономить до 80% энергии и дольше служат.
Слайд 14
Игра «Построй дорожку из прошлого в настоящее» (назови предметы в правильной последовательности)
Слайд 15
Физминутка
Мы веселые жучки
Золотые светлячки
Мы жужжим, жужжим, жужжим,
В небо улететь хотим
Мы с цветочков пьём нектар
Солнечный медовый дар.
Слайд 16-19
«Занимательные задачки для ума»
Слайд 20
Света боится,
Без света жить не может. (тень)
- Что такое тень? (затемнение света, которое происходит, когда на пути солнечных лучей появляется предмет или животное или человек) Может появиться тень без света? (нет)
Дидактическая игра «Найди свою тень»
Слайд 21
- Где используют тени? (теневой театр) Предлагаю вам познакомиться, как правильно расставлять руки для красивых теней.
Слайд 22
В лампе солнышко живет,
Лампа свет чудесный льет!
- Хочу познакомить вас с осветительными приборами. Почему они так называются? На основе электрической лампочки изобрели фонарики и различные фонари.
• Небольшой осветительный прибор, подвешенный на стенке. (Бра)
• Источник направленного света, стоящий на столе. (Настольная лампа)
• Под потолком висит Жар – Птица.
Темнота её боится.
Темнота её боится.
На Жар – Птицу мир дивится. (Люстра.)
• Длинноногим журавлём
В кабинете он моём
Всё стоит и, как ни странно,
Не отходит от дивана.
Зорко смотрит одноножка,
Наклонясь ко мне немножко.
Если я читаю лёжа -
Может, он читает тоже? (Торшер)
- Ребята, у нас неожиданная поломка. Не работают наши осветительные приборы. Необходимо их починить. Предлагаю использовать счетные палочки (выкладывают из палочек приборы)
Слайд 23
- Теперь всё в порядке. Посмотрите, что вы видите? (включены все электрические приборы). А вы знаете, что для выработки электроэнергии используются природные запасы: нефть, газ, уголь. Поэтому необходимо беречь электроэнергию и выключать свет.
- Час Земли — особенная международная акция, из года в год проводимая в последнюю субботу марта. Участвовать в акции может каждый — достаточно выключить свет и все электрические приборы всего лишь на один час. Такой шаг расценивается как голос в борьбе за охрану окружающей среды.
- Предлагаю и нам, в конце нашего путешествия в мир света, подключится к этой акции.
Рефлексия
- Я узнал …
- Больше всего мне понравилось…
- Наше путешествие было очень интересным.
УХОДЯ - ГАСИТЕ СВЕТ!