Ольга Королёва
ООД «Загадочный мир водоёма и его обитатели» в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Закрепить и расширить знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливая связь всего живого в ней. Уточнить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды. Формировать у детей познавательный интерес к природе, закрепить знания о круговороте воды в природе. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Публикация «ООД „Загадочный мир водоёма и его обитатели“ в подготовительной группе,» размещена в разделах
Материал: Иллюстрации с изображениями растений водоёма, подборка иллюстраций животных, живущих в водоеме, около водоёма. Презентация «Загадочный мир водоёма». Глобус. Сказочный персонаж Дюймовочка.
Словарная работа: Обогащать словарный запас детей: Стрелолист, водомерки, моллюски, головастики и т. д.
Предварительная работа: Чтение рассказов и стихотворений о животных, растениях водоёма, разгадывание загадок о рыбах.
Ход занятия:
В: Ребята сегодня у нас в гостях Дюймовочка, которая поспешила к нам чтобы рассказать свою необычную историю. Послушайте: Дюймовочка проснулась, открыла глазки и очень испугалась. Она была одна на большом круглом зеленом листе. Лист плавно покачивался, как будто успокаивая испуганную девочку. Дюймовочка оглянулась- вокруг, как зеркало, блестела вода, в которой отражались облака, бегущие по небу. Совсем не далеко был берег, и возле него прямо в воде росли какие-то удивительные растения. Вокруг девочки по водной глади плавали листья разной формы и размеров, а также необычайно красивые белые цветы, похожие на лилии, и жёлтые цветочки, внутри которых виднелся маленький зеленый «Кувшинчик». От них вниз, в глубину, уходили тонкие стебельки. Дюймовочка решила, что она ещё спит и ей снится чудесный сон, так как девочка еще никогда не видела, чтобы растения росли в воде. Она хоть и родилась совсем недавно, но знала, что у растений есть корни, которые находятся в земле, добывая из неё питание, влагу и кислород.
- Кто же мне объяснит, где я и что это за растения вокруг меня? - спросила громко девочка. Но вокруг была удивительная тишина, и только иногда слышался негромкий всплеск воды.
Дюймовочка подошла к краю листочка, нагнулась и стала смотреть вниз, желая увидеть корешки растений. В воде она увидела изумрудный подводный лес из водорослей и ракушек. Приглядевшись, она увидела каких-то совершенно незнакомых ей животных- ярких рыб, насекомых, в водорослях промелькнул какой-то зверек, похожий на собачку.
- Где я? Что это за волшебный мир в воде подо мной? Я не знала, что есть растения и животные, которые могут жить и дышать в воде. Кто же мне расскажет о них?
В: Вот такая история приключилась с Дюймовочкой. Я предлагаю вам помочь ей разобраться, где же она оказалась, и что увидела. Но чтобы помочь нам с вами нужно самим побольше узнать о жизни водоёма.
- И отправимся мы с вами в путешествие под названием: «Водное царство», но для начала нам нужно разобраться, где же это царство находится.
(работа с глобусом).
- Кто мне скажет, что это?
Д: Глобус
В: Совершенно верно, на Земле существует целое «Водное царство»- это океаны, моря, реки, озёра, даже обыкновенные ручейки и лужи- это тоже маленькие частицы большого «Водного царства». Скажите, ребята, а каким же цветом на глобусе обозначена вода?
Д: Голубой, синий.
В: Молодцы правильно, но давайте не будем забывать о том, что вода нужна всем живым существам, но есть растения и животные, для которых водоём- это единственный дом. Давайте вместе разберемся, какие же растения живут в водоёме.
- Рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кувшинка, ряска - это, те растения, которые могут существовать только около водоема, в водоёме.
Как же эти растения приспособились к жизни в воде?
Ребята, что есть у всех растений без исключения?
Д: Корни, стебель, листья
В: Правильно, у этих всех растений крепкие надежные корни, которыми они прикрепляются ко дну водоема, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Но есть такие растения, которые не прикрепляются ко дну- Ряска
Ряска- похожа на маленькие зеленые лепешки. Они плавают на поверхности воды, а вниз идёт длинная ниточка. На конце этой ниточки- колпачок. Этот груз в виде колпачка, прижимает и не дает ряске перевернуться. Многие рыбы питаются ряской.
В: Как вы думаете, где больше растет водных растений – у берега или в середине водоёма? И почему?
Д: Ответы детей.
В: Растения растут у берега, потому что вода у берега лучше прогревается солнышком и более теплая. А на глубине солнце не может полностью прогреть воду, и поэтому там в основном растут одни водоросли.
- Ещё одно растение с нежным и красивым цветком- кувшинка. У кувшинки длинный крепкий стебель, который уходит под воду, а корень тоже очень крепкий, надежно удерживает кувшинку и не дает течению реки ее унести. А ещё кувшинка- растение- часы: утром бутон всплывает на поверхность воды и раскрывается, а вечером и перед дождем закрывается и погружается в воду.
Стрелолист- половина этого растения находится в воде. А другая половина – над ее поверхностью. Его листья напоминают стрелы, поэтому оно так называется. Это растение ядовитое.
Камыш- Очень красивое высокое и сильное растение. В середине стебель белого цвета. Его используют в медицине, чтобы останавливать кровь. А еще из камыша делают бумагу и сахар.
Физкультминутка
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Влево, вправо наклонялись
И обратно возвращались.
В: Про растения мы с вами сказали, а кто же ещё обитает в водоеме?
- По поверхности воды стремительно бегают водомерки. Они не тонут, потому что очень легкие, их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому не намокают и водомерки не тонут. Водомерки- хищники, они охотятся на комаров и других мелких насекомых.
- В толще воды плавают: Жуки- плавуны, головастики лягушек, разные рыбы, а на дне обитают моллюски, мы их обычно называем ракушками. Их мягкое тело защищено раковиной. Она состоит из двух створок. Ракушки питаются очень необычно: они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. Получается, что ракушки очищают воду, делают её прозрачной. А ещё на дне водоемов живут раки. Они чистят водоемы, питаясь остатками других животных.
В: Ребята, а какие животные приспособились к жизни в воде? Кто знает?
Д: Бобры.
В: Конечно это бобры, выдры, ондатры.
- Бобры селятся по берегам тихих водоемов, вся их жизнь связанна с водой. Бобры очень хорошо плавают. На берегу водоема бобер строит свое жилище- хатку, входы в которую скрыты под водой. Также естественно возле водоемов живут птицы- дикие гуси, утки, лебеди, цапли, журавли.
В: Ребята, мы с вами узнали, что жизнь — водоема- это загадочный и интересный мир. Он нужен и животным, и растениям, и людям. Растения обогащают воду кислородом, которым дышат рыбы. Маленькие рачки и моллюски очищают воду от мути. Водоросли- это корм для рачков и головастиков. В воде мечут икру лягушки и рыбы. В зарослях водоема подстерегают свою добычу хищные рыбы. Все нужны друг другу в водоеме :
водоросли- рачкам, рачки- рыбам, рыбы- птицам. Между обитателями водоема устанавливаются тесные связи, и нарушать их никак нельзя!
Рефлексия:
1. Что узнали нового на занятие?
2. Чем питаются ракушки?
3. Какие растения приспособились к жизни на воде?