Марина Натейкина
Конспект ООД в подготовительной группе «Сказочная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию
«Сказочная гжель»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Сказочная гжель»
Задачи: продолжить знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки, бордюры, капельки).
вызвать интерес детей к народному творчеству.
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Сказочная гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
продолжать развивать декоративное творчество детей; формировать умение выделять части из целого, анализировать процесс лепки/аппликации (что будем делать сначала, что потом, какими элементами будем завершать работу). Учить создавать узоры по мотивам народных росписей.
Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства Гжели, разнообразной формы, силуэта. Развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие, творчество и фантазию.
Воспитывать у детей интерес гжельской керамике и малым формам. Воспитывать любовь к родине, через познание народного творчества, воспитывать интерес к культуре народа.
Словарная работа: Гжель, керамика, промысел, ярмарка.
Наглядный материал: керамические изделия гжельской керамики : вазы, статуэтки: сувениры-игрушки; презентация «Гжель", ноутбук, проектор, картинки «Гжель», народная музыка,
Раздаточный материал: пластилин белого, голубого и синего цветов, стеки, дощечки; картонные тарелочки, заготовки из цветной бумаги голубого и синего цветов, клей-карандаш, салфетки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок.
Рассматривание гжельских керамических изделий, оценка их размера, форм, видов, цветовой гаммы, узоров украшающих керамик.
Просмотр видео материала о создании керамики гжельскими мастерами.
Обсуждение этапов создания керамики (лепка сушка, обжиг,
отбеливание, роспись)
Ход занятия:
Организационный момент
Стук в дверь. Заходит барыня с корзиной.
Б: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Откуда это ты, барыня, пришла?
Б: Ой, была я на ярмарке, накупила всего-всего.
В: А чего это ты накупила?
Б: Так не скажу, а отгадаете загадку – покажу.
Загадка:
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки. ( ответы детей: «Изделия из Гжели»)
Б: Правильно! Посмотрите, какая у меня тут красота! (дети рассматривают изделия гжельской керамики)
Б: Ребята, так что же такое «Гжель»?
«Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры, даже изящные наборы шахматных фигур. Но все – это белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная! (Слайд 3 - Слайд 7)
А как же появилась такая посуда, откуда пришел этот народный промысел. Послушайте легенду о том, как появилась бело-голубая красота.
Давным-давно это было. В некотором царстве,
в российском государстве, недалеко от Москвы,
средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель (Слайд 8). Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины (Слайд 9). Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре (Слайд 10). И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал (Слайд 11). Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется (Слайд 12). Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его (Слайд 13). Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница (Слайд 14). Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам (Слайд 15). Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется (Слайд 16). Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым.
И цветы, и люди, и птицы, и трава (Слайд 17).
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель» (Слайд 18). На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси (Слайд 19).
- Вот такая история.
В: Но что-то мы, ребята, засиделись. Давайте, сделаем физминутку.
Физминутка "Посуда"
Вот большой стеклянный чайник,
(Надули животик, одну руку поставили на пояс)
Очень важный, как начальник
(Другую руку изогнули – «носик»)
Вот фарфоровые чашки
(Присели, одну руку поставили на пояс)
Очень крупные, бедняжки,
Вот фарфоровые блюдца:
(Кружатся, рисуя руками в воздухе круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянулись, сомкнули руки над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос
(Наклонились, вытянулись)
Он посуду нам принёс.
В: Ой, барыня, а зачем тебе белая-то посуда?
Б: Слышала я, что в вашей группе есть мастера и мастерицы. Мне бы тоже хотелось на ярмарке похвастаться своим товаром. Только вот одной мне не справиться. Поможете мне? (Ответы детей) Тогда предлагаю вам превратиться в народных умельцев.
В: Ребята, вы согласны? А какими способами мы можем украсить нашу посуду? ( Ответы детей: роспись, пластилинография, аппликация). Ранее мы с вами уже расписывали посуду. А сегодня мы предлагаем вам попробовать другие виды творчества.
Б: Но прежде, чем мы начнем, вспомним основные элементы гжельской росписи : завитки, цветочки, капельки, сеточки, точки. (На доске размещены картинки с основными элементами гжельской росписи)
В: Вспомнили. А теперь, ребята, нам нужно разделиться на две команды. Предлагаю вам выбрать предмет (тарелочка, кружечка). Кто выбрал кружечку – пройдите к моему столу, а кто выбрал тарелочку – пройдите к Барыне. (Дети подходят к столам).
Б: Итак, превращаемся в народных умельцев.
Раз, два, три –
В фартуки облачись!
Вокруг себя повернись!
В народных умельцев превратись!
Б: Предлагаю настроиться на работу, прослушав песню. (Звучит песня «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского)
Объяснение техники выполнения работы
(Воспитатель – пластилинография, Барыня – аппликация)
В: Ребята, сегодня мы с вами сделаем гжельские кружечки. А орнамент мы выполним в технике «пластилинография» на плоскости. Для этого мы сначала нарисуем наш орнамент простым карандашом. Затем нанесем пластилин тонким слоем на основу, размазывая его пальцем. Для того, чтобы кружечка стала объемной, склеим ее клеем и приклеим ручку. Вот несколько образцов.
Б: Ребята, сегодня мы с вами создадим тарелочки небывалой красоты с помощью цветной бумаги. Вспомните, из чего состояли узоры? (Ответы детей) Правильно! А мы свои тарелочки украсим сердечками разных размеров, разных оттенков синей бумаги. Для того, чтобы аппликация получилась объемной, мы сердечки будем сгибать пополам и приклеивать только одну сторону. Вот несколько образцов.
В: Чтобы приступить к работе, нам нужно размять наши пальчики. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Практическая работа детей в группах под руководством взрослого.
По окончании работы взрослые предлагают детям поставить свои работы на стол к изделиям гжельской керамики (стол со скатертью приготовлен заранее).
Рефлексивно-оценочный этап.
В: предлагает детям высказать предположения о том, удалось ли им помочь, аргументировать свои ответы.
Б: Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Б: Спасибо вам большое, ребята! Очень замечательная посуда получилась! И как у настоящих мастеров, ни один узор не повторяется, у каждого есть что-то своё, особенное. Теперь можно и мне на ярмарку отправляться. Но прежде, чем я уйду, давайте превратимся обратно в детей.
Раз, два, три!
Фартуки сними!
Вокруг себя обернись!
В детей группы «Сказка» превратись!
Заключительный этап.
В: Ребята! Давайте сложим посуду в сундук и проводим Барыню на ярмарку.
Б: До свидания! Увидимся на ярмарке!