Зыкова Ирина
Конспект ООД по речевому развитию «Здравствуй, Зимушка-зима» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуй, Зимушка-зима
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Коррекционно – образовательная задача: Активизировать словарь по лексической теме «Зима»;
закреплять представления о зиме и ее приметах.
Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный’, замерзать, покрывать, выпадать, заметать, кормить, сыпать).
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Здравствуй, Зимушка-зима“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, стоить предложения с союзом а, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе, подбирать родственные слова.
Коррекционно – развивающая задача : развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, общей моторики, творческого воображения, координацию речи с движением, диалогическую речь.
Коррекционно – воспитательная задача: продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Организационный момент:
1. Самомассаж
Ручки растираем и разогреваем, (потирание ладоней, хлопки)
И лицо теплом своим мы умываем. (разогретыми ладонями прооводят по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)
Их вперед сгибаем, (нагибание ушных раковин кпереди)
тянем вниз за мочки, (оттягивание вниз за мочки)
А потом уходим пальцами на щечки. (пальцы перебегают на щёки)
Щечки разминаем, чтобы надувались, (указательный, средний и
безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный
пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
Как утята к утке - клювики потянем, (большие и указательные
Разомнем их мягко, не задев ногтями. пальцы разминают обе губы).
Уголками губ мы щечки поднимаем, (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта
А потом от носа вниз к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)
Губки пожуем мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк)
И губами вправо-влево потанцуем. (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу)
Тянем подбородок и к ушам щипаем, ( разминаем подбородок с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
А потом по шейке ручками стекаем. (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).
2. Беседа:
Зимние картинки
Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
Под березой на пригорке старый еж устроил норку,
А под листьями лежат двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло — в нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.
Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот и, как маленький, сосет.
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги, от бескормицы — кора. (Г. Ладонщиков)
какие признаки зимы встречаются в стихотворении
- какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой;
- вспомнить названия и зимних месяцев;
- напомнить детям о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют;
- назвать пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы.
3. Объясни, как ты понимаешь?
«Любишь кататься - люби и саночки возить»
«Береги нос в большой мороз»
4. Д/И «Составь предложение»
Дети составляют предложения с союзом а по опорным картинкам.
Снегирь-ласточка, шапка-панама, санки -мяч, валенки-шлепанцы, медведь-белка
Пример: свитер-сарафан. Зимой я ношу шерстяной свитер, а летом легкий сарафан.
5. Д/И «Какая?»
Дети подбирают однородные определения к слову зима:
Холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная;
6. Д/И «Назови ласково»
Дети подбирают существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Пример: снег-снежок, мороз-морозец, ветер-ветерок, лед-ледок, зима-зимушка, метель-метелица, санки-саночки, холод-холодок.
7. Д/И «Слова-родственники»
Педагог читает текст, а дети должны выделить родственные слова к слову зима из контекста:
Наступила лютая зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелетные птицы. Зимующие перекочевали поближе к человеческому жилью. Медведь залег на зимовку в берлогу. В теплую зимнюю шубку оделись заяц и белка. А дети радостно встречают зимушку-зиму.
Родственные слова: зима- зимнее, зимовать, зимующие, зимовка, зимнюю, зимушка.
Дети подбирают родственные слова: снег- снежинка, снежки, снежок, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, снегирь, подснежник, снеговик, снегокат, Белоснежка;
8. Д/И «Почини предложение»
Работа с деформированным предложением
Снег, белый, выпал, пушистый;
Холодная, зима, наступила, снежная;
Из, дети, горку, снега, сделали;
Дорожки, ребята, от, чистят, снега;
Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка;
9. Физкультминутка
Логоритмическое упражнение с музыкальным сопровождением
«Пяточка- носочек» Железнова Е.
10. Составление описательного рассказа «Здравствуй, зимушка-зима!»
Дети составляют рассказ по опорным картинам.
Снегурочка проснулась рано утром, посмотрела в окно. Она увидела чудесную картину. Мороз разрисовал стекло волшебными узорами. В воздухе медленно кружились и тихо падали на землю лёгкие снежинки. Земля покрылась белым пушистым ковром. Снег на крышах, на крылечке, на дороге.
Снегурочка захлопала в ладоши и радостно закричала: " Зима! Пришла зима! Здравствуй, Зимушка - зима!".
(Рассказ читается дважды).
Повторение коллективно составленного рассказа детьми по цепочке с опорой на план.
Подведение итога.