Елена Слободчикова
Конспект ОД со старшими дошкольниками «Изготовление народной Куклы Куватки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Изготовление народной куклы-Куватки со старшими дошкольниками.
Цели: развить творческие способности воспитанников, через приобщение к народным традициям, прикладному искусству.
Основная цель - гармоничное развитие и этнокультурное образование детей на основе комплексного изучения традиций русской культуры и фольклора, воспитание нравственных ценностей, чувства патриотизма, любви к родной земле уважение к национальным истокам. Создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Публикация «Конспект ОД со старшими дошкольниками „Изготовление народной Куклы Куватки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Старшая группа
- Темочки
Учебно-воспитательные задачи:
• воспитание любви, бережного отношения и уважения к народным промыслам и традициям;
• воспитание национального достоинства личности;
• развитие познавательной активности и интереса к народному творчеству;
• развитие образного мышления, фантазии, художественного вкуса.
• воспитание самостоятельности, аккуратности.
Материалы и Оборудование:
• технологические карты по изготовлению куклы (картинки, соответствующая литература,
• природный материал (веточки, палочки и т. д. ,
• лоскутки ткани разных цветов,
• нитки,
• мулине,
• бусинки, бисер, кружево, канва,
• ножницы,
• вата или синтепон,
• пряжа,
• картинки с изображением ответов на загадки.
Предварительная подготовка. Подбор материалов для изготовления поделок, подготовка фонозаписей. Предварительное знакомство с соответствующей литературой по теме для подготовки к занятию.
Оформление аудитории: выставка детских творческих работ, музыкальное сопровождение.
Оформление мастерской: аудитория оформлена в виде русской избы, стол, накрытый вышитой скатертью, сервированный деревянной расписной посудой, самовар, пряники и баранки. Возле стола с обеих сторон скамьи. На столах выставка детских творческих работ с народными сюжетами, вышивки, клубки с шерстью, мулине, у стола прялка. В качестве музыкального сопровождения звучат русские народные песни и народные мелодии.
Ход мероприятия:
Входит воспитатель - педагог (в русском народном костюме,
Звучит песня “Дуня-тонкопряха”, (на экране заставка с экспозицией различных народных кукол).
Педагог: здравствуйте, ребятушки дорогие, желанные, долгожданные! Ко мне на посиделки «о Забытой старине» приглашаю вас… Много интересного узнаете вы сегодня на моих посиделках.
Вышло красно солнышко, (встать в хоровод)
Деток увидало! (смотрим и улыбаемся друг другу)
Всех ребяток славных (расставить руки шире)
Лучами приласкало (обнять всех деток)
Раскрыло объятья, (дети расставляют руки шире)
Здравствуйте братья! (дети обнимают друг друга)
Педагог: Ребята, а вы сказки любите?
Ответы детей: любим!
Педагог: ну так садитесь поближе,
Да сидите тише!
Послушайте сказку волшебную,
Необыкновенную!
Дети рассаживаются полукругом.
Сказка:
Жили-были за тридесятеро морей необъятных, непереплывных, за тридесятеро гор заоблачных, непреодолимых, за тридесятеро лесов дремучих, непролазных, три девицы красавицы! -
Елена-Премудрая, Василиса-Прекрасная, да Марья-Искусница!
А и каждая то из них была пригожа, да умна, и каждая в своём деле преуспела!
Елена то Премудрая всё на свете знала, что не спроси на любой вопрос ответ найдёт! Какую задачу не задай, всё выполнит и решит.
А Василиса то Прекрасная, красоты не писаной, не виданной, и ступить и молвить мастерица, а уж танцы да песни петь, нету ей равных!
А Марьюшка то Искусница, до любого рукоделья охоча, любое дело в руках её спорится, и так-то всё ладно, да быстро у неё получается, что все только диву даются!
Вот прознал про их красоту да уменья, молодец добрый, князь Еремей! И решил он отыскать красавиц тех, чтобы выбрать себе в жёны одну из них!
Долго ли, коротко ли он в пути пробыл, о том мне не ведомо, а только разыскал-таки девушек прекрасных! А как увидел их, так и застыл на месте от красоты такой невиданной.
Закручинился тогда добрый молодец, князь Еремей! Все то девицы хороши да пригожи, все то ему по нраву, как же выбрать жену ненаглядную?
И решил тогда Еремей – князь, устроить девушкам испытания, какая лучше других его задания выполнит-исполнит, та и замуж за него пойдёт.
Первой испытания проходить выпало Елене – Премудрой.
Загадал Еремей ей загадки:
Педагог: Ребята, хотите помочь Елене – Премудрой отгадать загадки Еремеевы? (Да)
Педагог: (загадывает детям загадки)
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (игла)
Кошка из окошка – а я за хвост. (нитку вдевают в иголку)
Бежит свинка –
Золотая спинка,
Носочек стальной,
А хвосточек льняной. (иголка с ниткой)
Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот
Он и режет, и стрижет! (ножницы)
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий как огонь (утюг)
Я ими платьице крою,
Узоры вырезаю.
Сама и штопаю, и шью,
Иль маме помогаю.
Для дочек, бабушек и мам
Хорошие помощницы,
Наверное, знакомы всем.
Это чудо…. Ножницы.
На пальце одном
Ведерко вверх дном. (наперсток)
Молодцы ребятушки помогли девушке.
Следующее задание для Василисы – Прекрасной
Коль петь да плясать ты мастерица, покажи- ка мне, добру молодцу пляску задорную, чтобы ноги сами в пляс пошли!
Педагог: Ребята, а давайте мы с вами тоже поможем Василисе прекрасной и потанцуем все вместе!
(Русская плясовая по показу воспитателя на мелодию (Ах вы сени мои сени)
Молодцы ребята поддержали девушку-красавицу! Ох весело плясали.
И последнее задание для Марьюшки-Искусницы.
Коль ты девица славишься мастерством своим да рукодельем искусным, вот тебе девица от меня задание:
Смастери-ка ты мне куклу обережную, чтобы помогала она мне в походах моих ратных, сберегала бы меня от врага лютого, да от меча булатного, чтобы была мне утешительницей в кручине моей по родному дому!
Педагог: Ребята, ну тут уж нам с вами точно надо Марьюшке помочь, пособить, да куколку эту-оберег для Еремея смастерить.
Попробуем сделать такую куколку, а я вам помогу, покажу и расскажу, как её смастерить.
Дети проходят за столы, на которых уже разложены материалы для работы. Воспитатель показывает картинки и готовых куколок, а также технологические схемы-карты изготовления Куклы-Куватки. Показывает способы её изготовления.
Этапы работы:
В процессе работы над созданием куклы проводиться пальчиковая гимнастика:
Мы и шили вышивали, (сжимаем и разжимаем пальцы)
Наши пальчики устали, (стучим пальчиками по столу)
Мы потрём их, отдохнём, (потираем ладошку об ладошку)
Снова куклу шить начнём! (сцепляем и расцепляем пальчики).
Вот какая куколка у нас с вами получилась, ребята!
Далее выставка детских работ и подведение итогов.