Чернявская Ольга
Конспект ООД «Свои глаза береги с детства» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 15»
Конспект ООД «Познавательное развитие»
«Свои глаза береги с детства»
для детей старшей группы
Подготовила воспитатель:
Чернявская О. А.
Магадан 2023г.
Программное содержание:
формировать представление детей о том, что глаза являются важным органом человека;
Темочки:
побуждать детей к осознанию значения бережного отношения к глазам;
воспитывать чувство сострадания к незрячим людям;
воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Предварительная работа:
Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения, гимнастики для глаз; беседа-рассуждение на тему «Что значит здоровые глаза», «Для чего нужно зрение?», чтение стихотворения А. Бар-то «Очки»; организация сюжетно-ролевой игры «Больница».
Интеграция ОО: ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Речевое развитие»
Материалы и оборудование:
Муляжи или картинки продуктов питания, фруктов и овощей; кукла, платочек, чашка с водой; платок для игры «Жмурки»; мешочек для иг-ры «Чудесный мешочек»; набор картинок «Здоровье глаз».
Ход НОД.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас! Какие вы все веселые, красивые! Поиграем немножко?
Ответы детей.
Педагог: Отлично! А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка загадки:
1. Живёт мой братец за горой,
Не может встретиться со мной.
2. На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
Ответы детей.
Педагог: Правильно, это глаза. Глаза наши - незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз. Говорят, что глаза - зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет.
Сегодня мы узнаем о том, как нужно относиться к своим глазам.
В группу вносится игрушка - доктор.
Доктор
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ответы детей.
Доктор: Кроме знаний и умений
Всем необходимо зренье!
Чтобы выяснить, зачем нам зрение, поиграем в игру «Жмурки»! Готовы?
Ответы детей.
Дети вместе с педагогом играют в игру «Жмурки».
Педагог: Ребята, легко вам было найти друг друга? Почему?
Ответы детей.
Доктор: Все верно! Вам было сложно найти друг друга, потому что глаза были завязаны, вы ничего не видели. Благодаря глазам мы получаем сведения об окружающем мире. Зрение - это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку - глазницу, а наружу выглядывает лишь любо-пытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое круглое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым прозрачным словом - хру-сталик.
Педагог: Мы с вами все видим, можем разные цвета увидеть. Но на земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям?
Ответы детей.
Педагог: Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев (показывает картинку).
Доктор: Ребята, как мы можем помочь слепому человеку?
Ответы детей.
Доктор: Верно, мы можем помочь ему перейти дорогу, подняться по сту-пенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке.
Педагог: Надеемся, что вы поняли, как трудно жить, не видя ничего, и что вы всегда придете на помощь слепому человеку.
А теперь предлагаю всем подвигаться. Для этого поиграем в игру «Прожор-ливая лягушка». Представьте, что мы – лягушки. Лягушки прыгают с кув-шинки на кувшинку, квакают «ква-ква-ква!». Лягушки закрыли глаза. Лягуш-ки спят. Утром лягушки проснулись, открыли глаза, посмотрели вправо, по-смотрели влево, наверх, теперь вниз. Увидели муху (не поворачивая головы, следим за пролетающей мимо воображаемой мухой). Вот муха совсем ря-дом… «ам!» (открываем широко рот, ловим муху ртом, жуем ее и проглаты-ваем). Лягушки радостные. Они улыбаются, моргают.
Педагог: Ребята, подумайте и скажите, почему люди говорят: "Берегите пуще глаза"?
Ответы детей.
Доктор: Верно, ребята. Глаз - очень важный и нежный орган, поэтому сам организм защищает его. Потечет пот со лба - его остановят брови. А что за-щищает глаза от пыли?
Ответы детей.
Доктор: Верно. А если в глаз все-таки попала соринка, ее слизнет мигающее верхнее веко. Но не всегда глаз может сам справиться с этой бедой, ему надо помочь, осторожно и аккуратно поглаживая глаз по направлению к носу или промыв его.
Доктор показывает на кукле, как нужно промывать глаз, в который попала соринка.
Глаза трудятся целый день : мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры: Наши глаза устают.
Педагог: Уважаемый Доктор, ребята заботятся о своих глазах и покажут вам гимнастику для глаз. Повторяйте вместе с нами!
Дети выполняют гимнастику для глаз «Стрекоза» :
Вот такая стрекоза,
Как горошины глаза! (пальцами делают очки)
Ну совсем как вертолет, (круговые движения глаз)
И летает высоко, (смотрят вверх)
И летает низко, (смотрят вниз)
И летает далеко, (смотрят вперед)
И летает близко (смотрят вниз).
Доктор: Молодцы, ребята! Гимнастика для глаз очень полезна!
Педагог: А для того, чтобы выяснить, какие продукты полезны для зрения, поиграем в игру «Чудесный мешочек».
Дети поочередно достают из мешочка муляжи фруктов и овощей, продуктов.
Педагог: Ребята, подскажите, что полезно кушать для сохранения хорошего зрения?
Дети выбирают из продуктов наиболее полезные для глаз продукты (морковь, черника, петрушка, помидор, шиповник, лук).
Доктор: Поиграем в игру «Правильно - неправильно» и запомним правила по охране зрения. Я буду называть действие, а вы будете хлопать в ладоши, если оно не вредит зрению; если действие вредно для зрения – закрывать лицо руками. Готовы к игре? Начинаем! Будьте внимательны.
1. Трите глаза грязными руками.
2. Умывайтесь каждый день с мылом.
3. Почаще смотрите близко и долго (более 1 часа) телевизор, играйте в ком-пьютерные игры (более 15 мин.)
4. Читайте в транспорте.
5. Читайте и рисуйте только лежа в постели.
6. Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате.
7. Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.
8. Берегите глаза от колющих и режущих предметов.
9. Никогда не кушайте продукты с витаминами.
10. Не гуляйте на свежем воздухе.
Доктор: Ребята, вы отлично справились с заданием! Молодцы!
Педагог: Спасибо, Доктор, что побывали у нас в гостях. Ребята, что вы узна-ли сегодня? Что полезно для глаз? Чего нужно избегать, чтобы не потерять зрение?
Ответы детей.
Доктор: Дорогие дети, берегите и охраняйте глаза. Помните правила, о кото-рых мы сегодня говорили.
Доктор угощает детей витаминами для глаз – морковкой или морковным со-ком.