Томышева Нургуль
Конспект ООД «Путешествие по холодным и жарким регионам Земли на воздушном шаре»
ТЕМА: "Путешествие по холодным и жарким регионам Земли на воздушном шаре»
Воспитатель:Томышева Нургуль Чоменовна
ЦЕЛЬ: создание условий для расширения кругозора детей, положительного отношения к многообразию окружающего мира, природе и животным разных регионов Земли.
ЗАДАЧИ:
• Расширять и систематизировать представление детей о диких животных их внешним строении, образом жизни и средой обитания
Публикация «Конспект ООД „Путешествие по холодным и жарким регионам Земли на воздушном шаре“» размещена в разделах
• Закреплять представления детей о диких животных, обитающих на территории Республики Алтай
• Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова
• Воспитывать бережное отношение к природе
• Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в группах, поощрять желание оказать помощь
ОБОРУДОВАНИЕ:
• карта мира,
• слайды с изображением природы Арктики, Африки, Республики Алтай,
• слайды с изображением животных,
• картинки с изображением диких животных,
• мультимедийное оборудование
• воздушные шарики,
• маски животных.
• магнитофон, фонограмма…
Ход занятия
(Дети входят в зал)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Дети, посмотрите, к нам пришло очень много гостей. Поздоровайтесь, и подарите им свои добрые улыбки.
Как вы думаете, зачем мы пришли в этот зал? (оглядывается вокруг)
Что вы видите в нашем зале? (дети обращают внимание на воздушный шар).
А как вы думаете для чего он здесь? (ответы детей).
Необходимо дать возможность детям порассуждать
А вы хотите отправиться на воздушном шаре в удивительное путешествие по холодным и жарким регионам Земли, где мы узнаем очень много интересного. Вы согласны? (ответы детей) Дети, а на чем еще можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
Педагог старается развивать самостоятельность и инициативность детей, опирается на их интересы и желания. Опирается на их личный жизненный опты и знания (Вы согласны? Какие виды еще знаете).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы, вы много знаете видов транспорта. Занимайте места на воздушном шаре. Дети, наш волшебный шар взлетит в том случае, если мы выполним задание. Вы, справитесь с заданием?
Формирование чувства уверенности в своих силах, создание ситуации успеха (А вы справитесь)
ДЕТИ. Да.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вам нужно назвать слова со звуком Ш.
(дети называют слова шар, шуба, шапка, шарф и др.)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы вы справились с заданием. Как вы думаете, хорошо мы справились с заданием? Вы готовы к полету?
(проверка готовности, опора на мнение детей)
ДЕТИ. Да!
ВОСПИТАТЕЛЬ.
Мы летим, летим, летим
Всю планету облетим.
Чтобы нам умнее стать,
Надо нам о многом знать! (звучит спокойная музыка, на экране появляется изображение неба, слайд - природа Африки)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите на экран. Дети, как вы думаете, куда мы прилетели на холодный или жаркий континент Земли? (ответы детей)
Педагог не дает готовых ответов, стимулирует детей к размышлению. Слова… Как вы думаете?
ВОСПИТАТЕЛЬ. А как вы догадались? (ответы детей) Правильно, это жаркий континент Земли - Африка. А кто из вас может показать на глобусе Африку?
(Показ Африки ребенком на глобусе)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодец! В Африке летом и зимой очень жарко. Дети, а какие животные живут в Африке? (ответы детей) Какую сказку вы знаете про Африку? (ответы детей)
Опора на предшествующие знания детей
ВОСПИТАТЕЛЬ.
Африка, Африка - волшебный континент,
На всей большой планете земли прекрасней нет
Львы и обезьяны, зебры и слоны,
Верблюды, бегемоты - жители страны.
( Показ слайдов с изображением диких животных: лев, обезьяна, зебра, верблюд, бегемот, слон)
ВОСПИТАТЕЛЬ.
Кого мы видим? (слайды с животными появляются поочередно, дети называют и рассматривают их).
Все эти животные обитают только в теплых странах, потому что они не приспособлены к жизни там, где холодно.
Создание атмосферы необычности, включается аудиозапись со звуком крика слона
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ой, ребята, кто это кричит? Кто догадался?
Допускается хоровой ответ, но необходимо спросит нескольких ребят еще: "А как ты думаешь?" "Все согласны?"
Создание ситуации утверждения коллективного мнения
(На экране появляется СЛОН)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот он какой большой слон! Что вы можете сказать о слоне? Какой он? (дети отвечают, описывая слона)
(воспитатель подытоживает сказанное детьми, а не дает готовые знания, уточняет, корректирует)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы правы, дети. Африканские слоны самые крупные. У слона очень грубая кожа, развесистые уши и своеобразные резцы - бивни. А еще у слона есть длинный хобот.
Как вы думаете, зачем нужен хобот слону? (ответы детей).
Воспитатель рассказывает про хобот, на экране поочередно появляются изображения, подтверждающие действия слона (слон берет яблоко, слон умывается и др.)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Хобот слону очень, нужен. Хоботом слон может не только нюхать все вокруг, но и пользоваться им как рукой. Своим хоботом слон может поднять бревно или, например, сорвать с дерева какой-нибудь фрукт и съесть его. (слайд). А еще он может набрать в свой хобот побольше воды и вылить эту воду на себя. (слайд). Получается очень веселый душ! Также слониха купает своих детенышей, пока они еще сами не научились умывать себя. (слайд). Живут слоны стадами, они очень дружные и преданные животные. Если с каким-то слоном случится вдруг несчастье, то все слоны спешат к нему на помощь.
Ребята, послушайте веселое стихотворенье про слона.
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
Так, кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать!
(педагог использует минутки юмора, создает атмосферу разрядки)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, поможем слону, собрать гостей?
ДЕТИ. Поможем!
ВОСПИТАТЕЛЬ. В конвертах лежат разрезные картинки с изображением диких животных, нужно правильно их собрать, чтобы получилось целое изображение животного. И тогда мы, узнаем, какие животные были на дне рождения слона. Приступаем к работе. ( дети собирают разрезные картинки: зебра, бегемот, носорог, жираф, обезьяна, лев)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы, ребята! Помогли слону собрать гостей! А теперь назовите животных, изображения которых вы собрали. (ответы детей) Дети, скажите, где живут эти животные? (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Дальше отправимся или вернемся назад? (ответы детей)
Проверка мотивации детей "Дальше отправимся или вернемся?
ВОСПИТАТЕЛЬ. Что такое, шар не взлетает. Как вы думаете почему? (ответы детей) Кажется, я поняла, шар приготовил нам еще одно задание. Внимательно послушайте задание, надо найти в нашей группе все предметы, похожие на глобус. (дети не встают с места, ищут глазами и называют предметы)
Разрядка для глаз
ВОСПИТАТЕЛЬ. Умницы и умники, молодцы, вы справились с заданием. К полету готовы?
ДЕТИ. Да!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Тогда летим!
Мы летим, летим, летим
Всю планету облетим.
Чтобы нам умнее стать,
Надо нам о многом знать! (звучит спокойная музыка на экране появляется изображение неба, последний слайд - природа Арктики)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Дети, как вы думаете, теперь в какой части Земли мы оказались — холодной или жаркой? (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Верно, а как вы это определили? (ответы детей.)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы! Мы в Арктике, посмотрите, где она находится. (показ воспитателем местонахождение Арктики на карте) В Арктике солнце высоко не поднимается, его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла, поэтому лед не тает даже летом, и здесь, всегда холодно. Поэтому Арктику прозвали царством льда и снега.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Дети, а какие животные живут в Арктике (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно. ( показ слайдов с изображением животных: морж, тюлень, песец, олень, медведь) Ребята, а почему все эти животные могут жить в холодной Арктики? (ответы детей)
Воспитатель подытоживает сказанное детьми, не дает готовые знания, уточняет, корректирует
ВОСПИТАТЕЛЬ: Их тело защищено от морозов толстым слоем жира, у многих из них — еще и теплым мехом. Белые медведи — хищные звери. Они питаются тюленями, моржами, но могут и полакомиться рыбой.
Белый мишка на рыбалку
Не спеша идет, вразвалку:
Чует старый рыболов,
Что богатый ждет улов.
Зимой в декабре у белых медведей появляются детеныши. Маленькие медвежата поначалу остаются в берлоге и только весной, вместе с матерью, начинают выходить наружу (слайд).
ВОСПИТАТЕЛЬ. А теперь немного отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Становитесь все в кружок. Повторяйте за мной слова и движения.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Потом их опускаем,
Мы руки подаем
И прыгаем кругом
Раз, два, три!
Белого медвежонка покажи.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Дети, а я мечтаю попасть в уголок нашей республики. А вы хотите? (ответы детей) А кто знает, как она называется?
ДЕТИ. Республика Алтай.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно. Отправляемся в путь.
(Появляется на экране изображение природы Республики Алтай)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите, природа нашей Республики удивительно красива и многообразна. Летнее тепло (показ слайда с изображением летнего времени) чередуется с зимними морозами (показ слайда с изображением зимнего времени). Ребята, а вы знаете, какие животные обитают в нашей республики?
ДЕТИ. Да!
ВОСПИТАТЕЛЬ. А мы сейчас проверим. Посмотрите перед вами лежат картинки с изображением диких животных. Нужно выбрать картинку с изображением животного обитающего в нашей республики и ответить на вопрос.
1. ВОЛК. (Волк хищное или травоядное животное)
2. МЕДВЕДЬ. (Можно ли увидеть зимой медведя)
3. БЕЛКА. (Где живет белка)
4. ЛИСА. (Чем питается лиса)
5. ЗАЯЦ. (А как зовут детенышей зайчихи)
6. ЕЖ. (Почему ежей называют ночными хищниками)
7. МАРАЛ. (Марал дикое или домашнее животное)
8. РЫСЬ. (На какое домашнее животное похож этот зверь)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы, ребята. Вы много знаете о животных нашей Республики.
А сейчас предлагаю интересную игру «Спрячься в домике». Вы будете животными, наденьте маски. Собрались животные с разных уголков Земли и решили поплясать, повеселиться на «полянке». По сигналу «Спрячься в домике!» животные, обитающие в Арктике, встают в обруч синего цвета, животные, обитающие в Африке, встают в обруч желтого цвета, а животные, живущие на территории республики Алтай, встают в обруч зеленого цвета.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Мы летим, летим, летим
Всю планету облетим.
Чтобы нам умнее стать,
Надо нам о многом знать! (звучит спокойная музыка на экране появляется изображение неба) Мы с вами сегодня побывали в разных уголках Земли. Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Какие животные живут в Африке? А каких животных мы видели в Арктике? А куда бы вы хотели в следующий раз отправиться путешествовать? Дети на чем мы сегодня путешествовали? А где еще можно получить информацию о диких животных, о других уголках нашей планеты не отправляясь в путешествие?
(на экране появляется изображение д/с)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята вот мы и вернулись в наш любимый детский сад! Я так рада, что вы дружно справлялись со всеми заданиями, узнали много нового и в память об этом путешествии, я приготовила вам воздушные шарики. (дети идут в группу, занятие заканчивается)