Лидия Плаксина
Конспект ООД по ФЦКМ в старшей группе «Весенняя страда»
МДОУ «Детский сад «Веснушки» комбинированного вида п. Дубки Саратовского района Саратовской области
Конспект
ООД «Познание» ФЦКМ
в старшей группе
«Весенняя страда»
Воспитатель высшей категории:
Плаксина Л. А.
Вид деятельности: «Игровая», «Коммуникативная», «Музыкально – художественная», «Изобразительная».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Социально – коммуникативное», «Речевое».
Цель:
Публикация «Конспект ООД по ФЦКМ в старшей группе „Весенняя страда“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- формировать представление о причинно – следственных связях внутри природного комплекса и результатами человеческого труда.
Образовательные задачи.
Образовательные:
- систематизировать и закрепить знания детей о труде взрослых в весенний период;
- расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период в старину;
- упражнять в умение вести диалог, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение.
Развивающие:
- развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми;
- развивать связную речь детей;
- развивать мышление, воображение, творчество, инициативу.
Воспитательные задачи:
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые вырастили его;
- воспитывать чувства патриотизма к своей Родине, любовь к устному народному творчеству, обычаям и традициям.
Организующая среда.
Предварительная работа: беседы о весенней страде и о выращивании хлеба, рассматривание иллюстраций о весенних полевых работах. Знакомство с устным народным творчеством: чтение и заучивание наизусть стихотворений и пословиц о хлебе, русских народных игр, песен – закличек.
Посадка и наблюдение за прорастанием пшеничных зерен.
Вырезывание картинок для коллажа.
Оборудование: проектор, ноутбук, магнитофон, презентация «Весенняя страда» в настоящее время и в старину, куклы Хрюша и Степашка, зерна пшеницы и ржи, образец пророщенных зерен пшеницы, хлебобулочные изделия, колосья пшеницы и ржи, картинки для коллажа,клей – карандаш, бумага формата А3, ножницы, салфетки.
Познавательно - речевое занятие в старшей группе "Весенняя страда"
ООД в старшей группе «Весенняя страда»
занятие проходит в музыкальном зале.
Содержание организационной деятельности детей.
Звучит музыка «Шумят хлеба».
Дети в народных костюмах под музыкальное сопровождение входят в зал. Их встречает воспитатель в народном костюме. Дети садятся на стульчики.
1. Организационный момент.
2. Игровая мотивация.
В гости к детям приходят Хрюша и Степашка. Они о чем то спорят.
Педагог спрашивает: «О чем вы спорите?»
Хрюша. «Взрослые говорят, что началась весенняя страда. Почему весной люди начинают страдать? Весной нужно радоваться солнышку!
Воспитатель : Вот в чем дело! Ребята, а вы знаете, что такое весенняя страда?
Дети: Весенняя страда – это напряженная работа в весенний период по подготовке посевных работ. Ранней весной основной работой является весенняя вспашка земли.
Хрюша. Я видел, как трактор работает в поле!
Степашка. Тоже хочу посмотреть!
Воспитатель. Все вместе посмотрим и расскажем, как работают трактора на полях.
3. Во время просмотра презентации дети рассказывают о работе хлеборобов.
Воспитатель. Дети, что же происходит весной в поле?
Слайд 1. Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поля выходят трактора, а ведет его тракторист. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
Слайд 2. Затем трактор боронит землю железными зубьями бороны.
Слайд 3. И вот земля стала мягкой и рыхлой можно начинать сеять. К трактору прицепляют сеялку, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна.
Степашка. Как интересно! А какие зерна падают в землю?
Дети. Зерна сеют пшеницы, ячменя, ржи.
Воспитатель. Дети, а что нужно чтобы зернышко проросло в земле?
Дети. Тепло и вода.
Воспитатель. Правильно дети.
Мы с вами предварительно посеяли зернышки. Сначала вырос маленький росточек, потом вырастет колосок, затем эти колоски созреют в поле, соберут на поле комбайны и отвезут на мельницу. Пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб, калачи, пряники.
3. Продолжение работы по теме.
Хлеб бывает черный и белый (показывает).
Как получается такой разный по виду хлеб? (Ответы детей из разной муки)
- Правильно, его выпекают из разной муки.
Дети. Белый хлеб из пшеничной,а черный – из ржаной.
Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука?
- Из пшеницы и ржи. (Воспитатель показывает детям колосья ржи и пшеницы).
Воспитатель. Успех всего года зависит от того, как пройдет
весенне -полевая кампания. Ведь недаром старая крестьянская мудрость гласит: весенний день год кормит.
Дети встают в круг.
4. Гимнастика для глаз.
Ветер дует нам в лицо (Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо (опускают глаза вниз.)
Ветер тише, тише, тише (Не поворачивая головы, смотрят вправо, влево)
Деревца все выше, выше (глаза поднимают вверх).
Воспитатель. Дети,вы уже знаете, как выращивают и собирают хлеб в настоящее время.
Воспитатель. – А кто нам в этом помогает?
Дети. - В этом нам помогают сильные современные сельскохозяйственные машины.
Воспитатель. - А сейчас я приглашаю вас отправиться в те далекие времена, и узнать, как это делали наши предки в старину.
(Дети встают в круг).
5. Проводится хороводная народная игра «Пахарь».
(звучит музыкальное сопровождение «Вишенки, сережки».)
Встань, Ванюша на заре,
Белый день уж на дворе.
Встань, коню сена дай.) 2 раза
И в плужочек запрягай.)
Вспаши черную землицу,
Засей белую пшеницу,
И овес, и ячмень). 2 раза
Поработай целый день).
Дети садятся на стульчики.
6. Рассказ воспитателя о весенней работе в далекие времена.
Просмотр презентации и рассказ воспитателя о выращивании хлеба в старину.
Воспитатель. В те далекие времена на русской земле лесов было больше чем, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И вот по весне начинали стучать топоры.
- Зачем? (Люди вырубали леса).
- Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями?
Дети. Большие, мощные деревья шли на строительство, остальные - на дрова.
- Что оставалось на месте деревьев? (пни.)
Начиналась очень трудная работа – выкорчевка пней. И вот на этом месте не лес, а поле. Теперь его надо вспахать. Лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля становилась мягкой, рыхлой.
7. Загадывание загадки.
Воспитатель. Послушайте загадку.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем таких как я,
Будет целая семья. (Семя)
Пришла пора сеять. У русского народа был такой обычай. Перед тем как сеять люди мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке семена пшеницы или ржи.
Вот идет сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо.
Давайте представим себе, что вы сеятели. (Дети изображают описанные действия под музыкальное сопровождение.)
Воспитатель. – Как вы думаете, какая погода должна была быть в день сева?
(Безветренная.)
- Почему? (потому что, люди должны равномерно разбросать семена по всему полю.)
- Что необходимо для жизни и роста растений в поле? (Солнце, дождей в меру.)
Вот и надеялись люди на хорошую погоду и пели песни – заклички.
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеб каравай.
Будут булки, будут сушки. 2 раза
Будут вкусные ватрушки. 2 раза
Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай 2 раза
В дом гостей ты приглашай.
8. Упражнение «Вспомним пословицу».
Воспитатель. Не зря в народе говорят: «Не трудиться – хлеба не добиться».
- А какие пословицы о хлебе вы знаете?
Дети читают пословицы: «Хочешь есть калачи - не сиди на печи».
«Много снега – много хлеба».
«Хлеб всему голова».
«Ржаной хлебушек – всем калачам дедушка».
«Хлеб батюшка – водица матушка».
«Хлеб да вода – богатырская еда».
«Без хлеба - нет обеда».
Хрюша. Ятоже знаю пословицу о хлебе.
«Посеешь в пору, соберешь зерна с гору».
Степашка. И я знаю, и я знаю!
«Зерно в колоске, не спи в холодке».
9. Аппликация.
Воспитатель. Предлагает оформить коллективное панно «Выращиваем хлеб».
Дети делятся на подгруппы и приступают к созданию панно. На столах лежат картинки, вырезанные из журналов для выполнения коллажа. (Звучит музыка).
Все вместе любуются панно.
Степашка. Ой, как красиво получилось!
Хрюша. И что же это такое вы изобразили?
Дети. На первой картинке идет весенняя страда.
На второй мы рассказали, как прорастает и созревает зерно.
На третьей люди убирают урожай.
На четвертой, как пекари выпекают разный и вкусный хлеб.
Воспитатель. Ребята, наш Саратовский район в этом году будет праздновать свой день рождения – 80 лет. Саратовский край не толькобогатый и красивый, но еще славится хлеборобами. И мы должны уважать и ценить труд наших земледельцев.
Воспитатель. – Дети, а как мы, должны относиться к хлебу?
Дети. - Нельзя крошить хлеб за столом.
- Нельзя выбрасывать хлеб!
- Не бери больше хлеба, чем можешь съесть.
Воспитатель. – А почему же мы должны относиться к хлебу бережно?
Дети. – Потому что многие люди потрудились, чтобы можно было покушать вкусный хлеб.
10. Рефлексия.
Стихотворение читает ребенок.
Хлеб ржаной.
Батоны булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким.
Воспитатель. У нашего народа есть хорошаятрадиция, встречать своих друзей и дорогих гостей самым дорогим, хлебом – солью.
Звучит песня «Родина - красавица» и ребенок подносит хлеб – соль гостям.
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Хрюша и Степашка благодарят педагога и детей за интересный рассказ о хлебе.
Воспитатель приглашает детей и гостей на чаепитие с пирогами.
Дети под музыкальное сопровождение уходят из зала.