Светлана Захарова
Конспект ООД «Поможем Винтику и Шпунтику найти потерянную деталь» на тему «Магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями.
Задачи с интеграцией образовательных областей
Познавательное развитие: формировать представление о свойствах магнита посредствам проведения практических опытов.
Речевое развитие: развивать свободное общение детей со взрослыми и сверстниками в процессе экспериментирования; обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические предметы, притяжение, полюса).
Публикация «Конспект ООД „Поможем Винтику и Шпунтику найти потерянную деталь“ на тему „Магнит“» размещена в разделах
Социально-коммуникативное развитие: закреплять навыки взаимодействия в коллективе; развивать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности.
Предварительная работа:
Чтение глав из книги Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне».
Беседы с детьми «Подземная кладовая», «Из чего делают железо?»;
Игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования.
Материалы и оборудование:
Магниты, железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, картон, стаканчики, скрепки.
Ход ООД
- Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо от Незнайки.
Дорогие ребята! В нашем цветочном городке переполох. Винтик и Шпунтик мастерят настоящую ракету, но не могут найти нужную железную деталь. Как им быстро её найти, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?
(предположения детей).
- Ребята, а вы знаете, что такое магнит?
- Какое свойство есть у магнита? (ответы детей).
- Правильно, магнит притягивает железные предметы.
- Ребята, я хочу вас пригласить в лабораторию, где мы продолжим знакомиться с этим удивительным предметом.
- Ну вот, мы с вами очутились в лаборатории.
Дети присаживаются за столы
- У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите.
- Какой он на ощупь?
Холодный, твердый, тяжелый.
- Как вы думаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?
Опыт 1 «Всё ли притягивает магнит?»
- У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит.
- Как мы это проверим?
Ответы детей.
- Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
Дети проводят магнитом над предметами.
- Расскажите, что вы делали? И что получилось?
- Какие предметы магнит не притянул?
- Почему?
- Магнит притягивает только железные предметы. Все предметы, которые притягиваются к магниту, называются магнетические.
Опыт №2. «Достать, не замочив рук»
- Ребята, действует ли магнит через другие материалы?
(предположения детей).
- Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде.
- Бросим скрепку в стакан с водой и попробуем достать ее, не замочив рук.
- Как это можно сделать?
Предположения детей
- Правильно, скрепку можно попробовать достать с помощью магнита.
- Двигаем магнит по стенке стакана вверх. Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды
Дети достают скрепку.
- Что же двигало скрепку?
- Правильно, магнитная сила. Магнитная сила проходит через пластик и воду. Поэтому мы легко достали скрепку из воды.
- Ребята, благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.
Опыт 4 «Волшебный лабиринт»
- Ребята, у вас на столе лежат карточки с дорожками.
- Попробуйте по этим дорожкам при помощи магнита провести монетку через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.
- Что происходит с монеткой?
- Монетка двигается.
- Почему так происходит?
- Магнит оказывает своё действие через картон.
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.
Проводится игра «Магнетизм».
- Я буду большим магнитом, а вы предметы, которые я назову. Если магнит притягивает предмет, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стоите на месте.
- Ребята, давайте продолжим опыты с магнитом.
Опыт 5 «Намагниченные скрепки»
- Ребята, возьмите магнит, поднесите к нему скрепку. Скрепка притянулась. К скрепке поднесём вторую скрепку, она тоже притянулась, теперь третью. У нас образовалась цепочка из скрепок. Сейчас аккуратно возьмем пальчиками первую скрепку и уберём магнит.
- Что мы видим?
- Цепочка не порвалась.
- Почему?
Предположение детей
Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами.
Опыт №6. «Противоположности притягиваются»
Воспитатель приглашает одного ребенка к доске, дает ему в руки два магнита.
Ребенок берет магниты, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.
- Что произошло? (Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу)
Воспитатель просит ребёнка, поднеси магниты друг к другу одинаковыми полюсами. Что видим? (Магниты «убегают» друг от друга).
-Так происходит, потому что магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться, либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать.
- У любого магнита два полюса : южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.
- С какими свойствами магнита мы сегодня познакомились?
(Магнит притягивает железные предметы, магнитные свойства сохраняются в воде, магнит действует через плотные предметы).
- Вам понравилось проведённые опыты с магнитом?
- Какой опыт вам показался самым интересным?
- Ребята, чтобы Винтик и Шпунтик скорее нашли потерянную железную деталь, что вы теперь можете им посоветовать?
- Молодцы! Им нужно воспользоваться магнитом, так как он притягивает железные предметы.