Мадина Кайтукаева
«Маленькие волшебники». Конспект ООД по экспериментированию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по экспериментированию в старшей группе "Маленькие волшебники"
«Маленькие волшебники»
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Приобщить детей к научно-исследовательской деятельности.
Образовательные задачи:
Сформировать умение выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов;
Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческое воображение.
Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
Познакомить детей с понятиями "магнит", "магнитная сила".
Сформировать представление о свойствах магнита.
Содействовать формированию у детей представлений о плотности воды и подсолнечного масла, и что с ними происходить при смешивании.
Обобщить знания детей о свойствах бумаги;
Развивающие задачи:
Развивать умение организовывать эксперимент и получать результат.
Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
Формировать умение делать выводы.
Пополнять и активизировать словарный запас детей словами: фильтр, воронка.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям уголка природы.
Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Вызвать радость открытий из полученных опытов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально- коммуникативное развитие; физическое развитие.
Предварительная работа: игры с магнитами, чтение рассказа Л. Н. Толстого "Магнит", беседа о воде, наблюдение воды в природе.
Материалы и оборудование: Тарелки с песком, магнитные палочки, монеты, стаканы, воронки, ватные диски, разноцветные цветы, емкости с водой, растительное масло, стеклянный стакан, высокая стеклянная емкость, пипетка,
пищевые красители, салфетки.
Ход ООД:
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Организационный момент
Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Я с вами хочу поделиться улыбкой. И вы порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу, и нашим гостям! А также не забудьте, поздороваться!
2. Основная часть:
-Воспитатель: Сегодня мы с вами научимся проводить опыты и эксперименты, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? Лаборатория.
- Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала такую лабораторию в группе.
-Ребята, что мы сначала должны сделать, чтобы войти в лабораторию?
(надеть специальную одежду) Дети надевают фартуки и нарукавники
- Сейчас я загадаю вам загадку, и вы узнаете, какой же мы будем проводить первый эксперимент.
Загадка.
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу:
Даже дырку на картине
Носом сделал (Буратино)
Воспитатель: Помните, что закопал Буратино в земле в Стране дураков,и хотел, чтобы из этого выросло дерево? Монеты!
Опыт № 1. «Клад». Вот у нас тоже есть песок, и там закопаны монеты. Как же их достать, не раскапывая песок руками? (предположения детей)
-Ребята, чтобы достать монеты, надо провести магнитом над предметами.
Воспитатель выбирает 2-3 человека и они магнитами вытаскивают монеты.
-Ребята, а в песке, кроме монет есть и другие предметы. Их мы можем собрать при помощи магнита (нет)
-Какой вывод мы можем сделать?
(Магнит притягивает только металлические предметы.)
Опыт № 2 «Разноцветные бусинки».
Воспитатель: Слушайте вторую загадку::
Он из семьи персидской бедной,
Хозяином стал лампы медной,
И с тех пор огромный джинн
Ему преданно служил. (Алладин)»
Воспитатель: Джинн из сказки прислал нам рецепт разноцветных бусинок.
Перед вами :
- растительное масло;
- стеклянный стакан;
- высокая стеклянная емкость;
- пипетка;
- пищевые красители;
- вода.
В стакан с маслом, капаем по одной капле разных по цвету пищевых красителей и хорошенько размешиваем.
-Посмотрите, смешивается краситель с маслом? (нет, он превращается в разноцветные шарики)
Теперь всю эту смесь выливаем в высокую стеклянную емкость с водой. И наблюдаем. Посмотрите, что происходит: цветные капли опускаются в слой масла, превращаясь в «бусинки». Почему «капелька» цветной воды проходит сквозь масло? Потому что капли воды тяжелее масла!
Любуемся получившимися «бусинами» и наблюдаем, как они опускаются в нижний слой!
Какой вывод отсюда следует?
-Ребята, опытным путем мы с вами выяснили, что вода, попав на масло, превращается в шарики-капельки и за счет своей тяжести, проходит через слой масла, попадает в воду и окрашивает ее в свой цвет!
-Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем.
Музыкальная физминутка «Сказочные герои»
-Продолжаем наши эксперименты. Слушайте загадку:
Из болота не вылазит,
Там живет в трясине, грязи,
Любит плавать под водой
Добродушный …. (Водянои)
-Добрый дядька Водяной просит нас очистить воду на болоте. Как вы думаете, как мы можем помочь Водяному?
Дети: - Очистить воду от мусора.
Опыт 3 «Очисти воду»
Воспитатель: А вот и приборы для очистки. Материалы, с помощью которых очищается вода, называются фильтром. Фильтром может быть: вата, марля, ткань, специальная фильтрованная бумага. С их помощью мы сегодня с вами научимся очищать воду.
Воспитатель: Давайте попробуем профильтровать воду. Как это сделать?
- Предположения детей.
Воспитатель: Сначала, нужно взять стакан, сверху вставить воронку и накрыть её ватным диском. Теперь возьмём грязную воду и потихоньку наливаем в стакан. Посмотрите, как я это делаю (показать, как сделать фильтр и установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Грязь, песок, веточки остались на ватном диске. Вода стала чище.
Воспитатель: Какой вывод вы сделаете?
Вывод: мусор и песок остались на ватном диске. Вода стала чище. Воду можно очищать через ватный диск.
- Воспитатель: За то, что вы отгадали все загадки и выполнили все опыты, я подарю вам по одному «волшебному» цветку (детям раздаю бумажные цветы).
Воспитатель: - Ребята, а приходилось ли вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим цветы в волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.
4. Опыт «Цветок расцвел»
Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы «распускаются».
3. Заключительная часть (рефлексия)
Ребята, встаньте рядом со мной, я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями
-Вам понравилось быть молодыми учеными?
-Какой эксперимент вам понравился больше?
-Слова благодарности воспитателя: мне тоже понравилось сегодняшнее занятие, а больше всего то, что вы были активны, внимательны, и очень старались при выполнении экспериментов. Спасибо.
- А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
И какие же слова
Говорим мы уходя?
Дети: До свидания!