Адамова Светлана
Конспект ОД по экспериментированию по теме «Воздух» в старшей группе «Как мы с Карлсоном шалили»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в старшей группе по теме «Воздух» (с элементами развлечения)
«Как мы с Карлсоном шалили»
Программные задачи:
1. Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, при нагревании расширяется); о способах обнаружения, развивать логическое мышление, расширять кругозор детей. Развивать поисково-познавательный интерес у детей к деятельности экспериментирования, поисковую активность.
Публикация «Конспект ОД по экспериментированию по теме „Воздух“ в старшей группе „Как мы с Карлсоном шалили“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
2. Развивать свободное общение с детьми и взрослыми. Развивать умение поддерживать беседу, совершенствуя диалогическую речь. Обогащать речь дошкольника прилагательными, характеризующими свойства воздуха: прозрачный, лёгкий, подвижный, невидимый.
3. Упражнять в умении действовать сообща, соотносить свои действия с действиями сверстников.
4. Формировать представление о необходимости воздуха и ценностное отношение к жизни и здоровью человека.
Содержание ООД
Дети входят в зал
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся
Звучит песня приветствие.
И подарим гостям свои улыбки.
В это время в зал заглядывает Карлсон и дразнится. Карлсон: Бе-бе-бе-бе-бе. Ну. я так не играю (огорченно). Я прилетел с ними пошалить, а они меня даже не замечают
.Воспитатель: Ой, Карлсон, здравствуй! Как хорошо, что ты прилетел…Карлсон (перебивая): Пошалим? Подходит к связке с шарами и лопает один из них.
Карлсон (восторженно): Вы видели, а? Как бабахнул воздушный шарик! Так громко, даже уши заложило! Интересно, откуда такой громкий звук?Воспитатель: А я знаю, откуда этот звук взялся. (интригующе). А вы хотите узнать?
Дети и Карлсон соглашаются.
Воспитатель: То, что ты называешь «бабахнул» - это воздух вылетел из шарика.
Карлсон: Как вылетел? Куда вылетел?
Воспитатель: Сюда, к нам. Он повсюду! (показать жестом).
Карлсон: А я его не вижу. А вы, ребята видите? (обращается к детям).Я же говорю, что его никто не видит! Значит его нет!
- Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?
Воспитатель: А вот это мы сейчас с вами и выясним. (обращается ко всем)Карлсон с детьми соглашаются.
Воспитатель: Что у меня в руках? (пакет)В нем что - нибудь лежит? (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель предлагает детям хорошенько рассмотреть пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
- Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы)
Карлсон: - Кажется, что он похож на подушку.
Воздух занял всё место в мешке.
Почему пакет стал похож на подушку? (подвести высказывания детей к тому, что в пакете воздух)
Воспитатель: В пакете воздух, он занял все пространство в пакете, что пакет стал похож на подушку.
Карлсон: Дайте-ка, я посмотрю. Я все равно ничего не вижу! Ребята, поглядите сами! (предлагает детям посмотреть сквозь пакет).
Воспитатель: Карлсон, ты все сомневаешься. Я сейчас проткну пакет острой палочкой. Подставьте свои щечки (воспитатель прокалывает пакет, подносит пакет к Карлсону и к каждому из детей, давая тем самым почувствовать струю воздуха).
Воспитатель: Расскажите о своих ощущениях. (дети рассказывают, что чувствуют холодок, ветерок, воздух).
Карлсон: Как здорово! Я чувствую воздух!
Воспитатель: Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух нельзя увидеть, но можно его почувствовать. Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
А теперь возьмите пакеты и давайте попробуем все вместе поймать воздух. (дети ловят воздух). Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.
В это время Карлсон незаметно подходит к столу, где стоят стаканы с водой и соломинки для коктейля
Воспитатель :Скажите, ребята, а внутри нас есть воздух? (дети высказывают свои предположения).В это время Карлсон начинает дуть через соломинку в воду и пускать пузыри.
Воспитатель: Карлсон, ты чем занят?
Карлсон: Шалю я, шалю! Идите сюда, будем вместе шалить!
Воспитатель: Будем шалить с Карлсоном? Но шалить мы будем с пользой.
Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктейля
Дети вместе с Карлсоном пускают пузыри в стакане с водой.
Воспитатель: Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит. Почему так произошло? (дети говорят что это выходил воздух из трубочки)
Карлсон: - Я понял, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? (подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
Воспитатель: Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас.
Карлсон: - Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл камушки.
Воспитатель: А как вы думаете, что с камешками можно делать? (ответы).
Карлсон: - Да, я тоже видел во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?
Воспитатель: - Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?
Карлсон: - Интересно, а почему камешки тонут? (ответы)
Воспитатель: - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.
Карлсон: - Да, как много я узнала о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут? (ответы)
Карлсон: - Почему вы так думаете? (ответы)
Воспитатель: - А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)
Карлсон: - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы).
Воспитатель: - Оказывается шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут
Воздух имеет вес, он легче, чем вода.
Карлсон: Ой, ребята, а ещё я нашёл стекляшки, я очень люблю играть со стекляшками. А хотите тоже с ними поиграть. «Разноцветная игра»
Воспитатель:- Ребята, я предлагаю посмотреть, что думают о воздухе наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).
Карлсон: - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он поднимется вверх, а вы ребята, как думаете? (ответы).
Воспитатель: - проверим так ли это. (Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим что произойдёт).
Карлсон: - Посмотрите, что происходит с шариком? (ответы).
Воспитатель: - Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.
Карлсон: Ребята, я предлагаю вам поигра в игру «Водолаз»
Воспитатель: А это как?
Карлсон: Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой.
Для этого нужно крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы. (дети предварительно «готовят» организм к «погружению» - делают вдох – выдох три раза, затем приседают –«погружаются» и сидят на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть «всплывают» - встают)
Дети играют с Карлсоном. Карлсон первым сдается.
Карлсон : Все, я не могу. Голова закружилась.
Воспитатель: Это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле.
Воспитатель: Карлсон, ты всё запомнил, что ты будешь рассказывать малышу?
Карлсон: что-то я плоховато запомнил.
Воспитатель: ребята, может мы напомним Карлсону, что мы узнали о воздухе!
Игра: «Волшебный мячик»
Карлсон: Что-то я заигрался с вами. Мне к Малышу пора. Полечу, расскажу обо всем что узнал. До встречи! Еще увидимся!
Карлсон «улетает». Дети машут ему в след. Воспитатель обращается к детям.
Воспитатель: Весело провели время. Я думаю это не последняя встреча с Карлсоном. Он обещал вернуться.