Светлана Безина
Конспект ООД по экспериментальной деятельности «Волшебница — Вода» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в средней группе
по экспериментальной деятельности
«Волшебница-Вода»
Цель:
Формировать представлений детей о свойствах воды.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды : прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, жидкая, льется.
- Обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова : прозрачная, безвкусная, без запаха.
- Закрепить знания детей о необходимости воды для человека.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
- Закрепить четкость произношения звука (С) .
- Развивать психические процессы детей, расширять кругозор детей, создать атмосферу радости и удовольствия;
-Формировать у детей познавательный интерес, развивать наблюдательность и эмоциональность в общении с окружающим миром.
Предварительная работа:
- Чтение произведений : З. Александровой «Капель» А. Барто, «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь».
- Беседы: «Зачем нужна вода», «Водичка, водичка, умой мое личико».
- Дидактическая игра: «Кто где живет?»
- Подвижная игра: «Капельки и тучка».
- Рассматривание иллюстраций о состоянии воды.
Словарная работа:
Вода, прозрачная, светлая, превращается, льется, разноцветная, безвкусная, волшебная.
Методические приемы:
Сюрпризные моменты.
Практические: опыты с водой.
Наглядные: рассматривание иллюстраций по теме «Вода».
Материалы:
- По 2 стакана на каждого ребенка, палочки, гуашь: красная, зеленая, желтая;
вода, сок томатный, баночки для опытов, лейка,
- Иллюстрация: «Какая бывает вода»,
- Аудиозапись: «звуки воды, природы».
Ход ООД:
Воспитатель: – Ребята, вы любите, когда к нам приходят гости? Ответы детей.
Воспитатель: – Кто же к нам придёт сегодня в гости? Вы узнаете, если отгадаете загадку
Меня льют,
Меня пьют,
Всем нужна я.
Кто я такая.
Дети: -Вода!
Воспитатель: -Как вода шумит?
Дети: - с-с-с.
Воспитатель: –Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница-Вода! Хотите с ней познакомиться? (включается аудиозапись «звуки воды»).
Воспитатель: – я покружусь, поверчусь в волшебницу-Воду превращусь.
Воспитатель накидывает накидку голубого цвета. Дети рассматривают гостью.
Волшебница :-Я-волшебница-Вода. Сегодня вы узнаете обо мне много интересного! Как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети: -Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать.
Волшебница : -А вы и стирать умеете?
Дети: -Да, мы помогаем стирать маме.
Волшебница : Покажите, как вы помогаете стирать?
Пальчиковая гимнастика – «Стирка».
Буду маме помогать (трем кулачки друг о друга)
Буду сам белье стирать:
Мылом мылю я носки, (провести кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки, (трем кулачки друг о друга)
Сполосну носки я ловко (двигаем кистями вправо, влево)
И повешу на веревку. (Поднять руки вверх. Кисти согнуть.).
Волшебница : -Ах, какие молодцы, настоящие помощники для мамы.
1 опыт. Волшебница :- Посмотрите, я принесла с собой стаканчики, в одном из них сок, а в другом вода, в каждый из них я положила палочку. В каком стаканчике мы видим палочку?
Дети: - В стаканчике с водой.
Волшебница : - почему?
Дети: - Потому, что сок желтого цвета, поэтому палочку в стаканчике не видно.
Волшебница : - Правильно, а в другом стаканчике палочку видно? Почему?
Дети: –Видно, потому, что вода не имеет цвета, она прозрачная, светлая.
Волшебница : -Молодцы, ребята.
Волшебница : Мы видим потому, что вода прозрачная и не имеет цвета. Давайте проверим, была ли там палочка? (Выливает сок из стаканчика, дети убеждаются, что в соке была палочка.
Волшебница : А теперь понюхайте воду и скажите - пахнет она или нет? Каждому ребёнку предлагает выполнить задание.
Волшебница : -Что вы можете сказать?
Дети: -Вода не имеет запаха.
Волшебница : –Теперь попробуем определить. Пахнет ли сок?
Дети: -Да! Пахнет сладким, вкусным!
Волшебница : -А теперь определим на вкус. Попробуйте сок. Какой он на вкус?
Дети: Сок сладкий, приятный, вкусный!
Волшебница : -Правильно, а теперь попробуем воду. Что вы можете сказать о воде?
Дети: - Вода не имеет вкуса.
Артикуляционное упражнение «Вкусный сок».
Ох, и сладкий, вкусный сок! Жаль остался на губе.
Язычок я подниму и остатки оближу.
2 опыт Волшебница : - Ребята, я для вас принесла волшебные льдинки! Посмотрите. (Показывает льдинки на тарелочке, как вы думаете, почему они волшебные)
Дети: -Ответы детей.
Волшебница : -Потому что, когда мы возьмём льдинки в руки, они начнут таять и превратятся в воду. Давайте попробуем.
Дети: -Дети проводят опыт. Волшебница-Вода хвалит детей.
Волшебница : - А теперь давайте вместе рассмотрим картинки. Дети рассматривают иллюстрации на фланелеграфе.
- Ребята, во что превращается вода?
Дети показывают, на каких картинках превращается вода в снег (Зима, снежный ком, снеговик, снежинка); в лёд (Сосулька, каток); в пар (пар из кипящего чайника, дыхание на морозе, росу (капельки на лепестках и траве, дождь.
Волшебница : Вы, молодцы! Ребята, про воду мы можем сказать, что Вода-Волшебница?
Дети: -Ответы.
Волшебница : - Правильно, Вода-волшебница потому, что умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь. (показывает схему «Какая бывает вода») Ребята, а из чего состоит вода?
Дети: - Из капелек.
Волшебница : - Правильно - это мои детки, капельки очень весёлые и любят играть. Давайте поиграем. (Раздает детям капельки).
Игра малой подвижности. «Где живет капелька?»
3 опыт. Волшебница : -А вы, знаете, почему ещё воду называют Волшебницей? Ответы детей.
Волшебница : - Вода может окрашиваться в различные цвета.
Хотите узнать как? Я сейчас превращу вас в фокусников!
Раз, два, три - ребятки покружились и в фокусников превратились. (Одевает детям разноцветные колпачки).
Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, то в банках вода окрасится. Попробуем?
-Повторяйте за мной:
Ты, вода-водица,
Друг ты мой студёный.
Стань вода-водица,
Не светлой, а разноцветной!
- Подуйте теперь на свои баночки. Дети говорят слова, дуют… Теперь потрясите хорошенько баночки. Что мы видим?
Дети: - Вода окрасилась.
Волшебница : - В какой цвет превратилась?
Дети: - Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый) .
Волшебница : - Правильно. Значит, вода может окрашиваться в разные цвета.
-А теперь фокусники наши покружились, в деток превратились.
- Я для вас приготовила сюрприз, принесла с собой волшебный мешочек, я же Волшебница-Вода! Что же в нем? (это твердое или мягкое, теплое или холодное) Дети исследуют предмет, вынимают лейку, рассказывают о нем, подходят к центру воды и песка.
4 опыт. Волшебница : - Я полью из лейки воду, а вы помойте руки. Посмотрите, наша водичка льётся! Почему?
Дети:- она жидкая!
Волшебница : - Правильно, вытирайте руки салфетками. - Ребята, что вы сегодня узнали обо мне интересного?
Дети:- Вода не имеет цвета, запаха и вкуса; может превращаться в лёд, снег, пар, дождь, росу; может окрашиваться в разные цвета; вода льётся, она жидкая.
Волшебница : Какие вы молодцы, мне было с вами интересно, и я хочу подарить вам эту коробочку, а что в ней, вы узнаете, когда вернетесь в группу. (Дарит коробку с угощением). Ну, а мне пришла пора возвращаться. До свидания! Мы с вами ещё встретимся! Уходит за ширму. Выходит воспитатель раздает детям угощение.
Включается аудиозапись «Звуки природы».
Литература: Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3.
-Гербова В. В. Развитие речи в детском саду, - М. : «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016,
- Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
- Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10.