Ускова Татьяна Сергеевна
Конспект ООД по экологическому воспитанию с использованием ТРИЗ-игр «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по экологическому воспитанию с использованием ТРИЗ-игр
Образовательная область: Познание
Цель: расширить представление детей о насекомых
Задачи:
Образовательные
закрепление знания детей о внешних признаках насекомых об их строении
Развивающие
развитие связной речи (в течение всего занятия дети отвечают на вопросы)
Воспитательные
Публикация «Конспект ООД по экологическому воспитанию с использованием ТРИЗ-игр „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок
Методы и приемы.
практический: Д/и «Хорошо- плохо», пальчиковая гимнастика, игра «Цепочка», Д/и «кто, где живет?»
наглядные: демонстрация насекомых
словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, отгадывание загадок, ответы на вопросы.
Материалы и оборудование
Девочка Дюймовочка, демонстрационный материал «Насекомые»
Ход НОД:
Воспитатель - Ребята, сегодня к нам в гости прилетела Дюймовочка. Она хочет пригласить нас в свою сказочную страну эльфов. А вы помните, кто живет в ее волшебной стране?
Дюймовочка загадает вам загадки про ее обитателей.
В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает (пчела).
Улей – дом,
А рой – семья.
Как зовут меня, друзья? (пчела)
Как только садится она на цветок,
Нектар собирает её хоботок (бабочка).
Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской (кузнечик)
Маленькая модница
Села на ладошки.
Красненькое платьице
С черными горошками (божья коровка)
«Эй, художник помоги,
Ты меня принаряди
Сделай красный сюртучок»-
Мне сказал один жучок:
«А потом добавь ещё
Пару точек на бочок» (божья коровка)
Полосатая она,
Только это не пчела.
Мед не собирает.
Внимание! Кусает! (оса)
Некрасивая я,
Крыльев нет у меня.
Но я в нити завернусь,
В бабочку я превращусь (гусеница)
Выставляю картинки с отгаданными насекомыми на доску.
- Как одним словом можно назвать всех друзей Дюймовочки? (насекомые)
Правильно.
Воспитатель : Насекомые такие маленькие, что их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно. Попробуйте спрятать гусеницу на травке, а муравья на ветке.
Один ребенок берет силуэт гусеницы из зеленой бумаги и «прячет» его на листе зеленого цвета, другой – силуэт муравья «прячет» на листе цветной бумаги коричневого цвета.
- Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
- Зачем им такая окраска? (Для защиты от врагов.)
- Для того, чтобы лучше рассмотреть насекомых, давайте снова обратимся к Дюймовочке с просьбой. Пусть он сделает нас на время маленькими, ростом с муравья.
Играет музыка.
- Представьте вы стоите на цветочной поляне и становитесь все меньше, меньше
Вот вы становитесь с кустик, с травинку…
Играет музыка: жужжание пчелы
Кто это? Это пчела. Куда она летит?
Дети: летит собирать сладкий сок с цветов. Чтобы потом у нас был мед.
- Пчела ярко окрашена. Как вы думаете, почему?
Дети: Чтобы ее можно было сразу заметить. Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»
Игра «Хорошо – плохо»
-Ребята, пчела – полезное насекомое. Почему?
Дети: она из нектара делает вкусный мед
Зачем нужен мед? (он очень полезный, его едят, когда заболеют)
Но Дюймовочка мне сказал, что пчела – вредное насекомое. Как вы думаете, почему он так думает? (она может ужалить)
Пальчиковая гимнастика «ПЧЁЛКИ»
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять! Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей».
Идем дальше. Вот мы поднялись в гору и вдруг перед нами какое-то
Красивое разноцветное с крыльями существо
- Как вы думаете, кто это? (Это бабочка.)
Игра «Цепочка»
Материал: мяч, картинка бабочки.
Ход игры: воспитатель сначала показывает картинку с изображением бабочки, затем передает мяч. У кого в руках мяч, тот называет один из ее признаков и передает мяч другому. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.
Дети: красивая пестрая…
- Посмотрите, кто это идет? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. ( Дети: Это божья коровка)
- А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться.
- Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой? (В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Оно-то и отпугивает врагов.)
Давайте сравним божью коровку и бабочку.
- Чем они непохожи? У бабочки большие крылья, у божьей коровки – маленькие, бабочки бывают разноцветные, а божьи коровки – красные с черными точками)
- Что у них одинаково? (6 ног)
- Что одинаково у муравья и пчелы?
У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми. Давайте будем всех насекомых обозначать так : (на доске рисую схематичное изображение)
Каких насекомых мы с вами сегодня встретили? (божью коровку, пчелу, бабочку, муравья.)
- Каких еще насекомых вы знаете? (Кузнечика, стрекозу, осу, муху, комара)
- Кто из них вреден человеку? (Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются.)
- Кто полезен? (Те, кто уничтожает вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.)
А где живут наши друзья-насекомые?
«Кто где живет»
Материал: картинки с насекомыми у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания - у детей (муравейник, улей, цветок, трава и т. д.)
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением насекомого, а ребенок должен определить, где он обитает, и «поселить» у себя на нужной карточке.
Воспитатель : Давайте поблагодарим Дюймовочку за интересную прогулку и попросим снова сделать нас большими. А в подарок ей мы нарисуем любое насекомое, которое встретилось нам сегодня в путешествии.
(Рисование по выбору детей)
Рефлексия
Кого мы с вами сегодня изучали?
Что нового вы сегодня узнали?
Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Про кого бы вы хотели узнать в следующий раз?