Папки-передвижки

«Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе

Ирина Сницарчук
«Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ООД по «Речевому развитию» в подготовительной группе

«Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально;

Темочки:

- обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;

- совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения;

- упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.

Развивающие :

- развивать интерес и любовь к книге;

- продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли;

- развивать творческое воображение.

Воспитательные:

- воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

Ход ООД

- Дети, предлагаю вам отгадать загадку:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

(Книга)

- Правильно, это книга.

- Скажите, а кто пишет произведения для книг? (писатели, поэты)

- Сегодня я предлагаю вам начать знакомство с творчеством Евгения Андреевича Пермяка. Он создал много разных произведений для детей.

- С одним из его рассказов мы сегодня познакомимся.

- А о чем пойдет речь в рассказе, вы попробуете угадать, собрав разрезные картинки. (Выполнение задания детьми)

- Молодцы! Речь в рассказе пойдет о рыбах и о рыбалке.

- А кто мне ответит, где живут рыбы? (В воде)

- Давайте поиграем с вами в игру «Скажи наоборот».

Д/игра «Скажи наоборот»

- Тема нашей игры «Вода»

- Я вам говорю слово - определение, т. е. какой бывает вода, а вы называете слово с противоположным значением.

- Начинаем…Вода бывает….

Холодная – горячая; прохладная – тёплая; грязная – чистая;

кипячёная – сырая; пресная – солёная;

бурлящая – спокойная; мутная – прозрачная.

- Молодцы!

- А сейчас, предлагаю поиграть в игру «Какая рыбка

- Внимание на экран! (показ слайдов)

(Показываю рыбку и картинку с изображением моря)

- Если рыба живёт в море, какая она? (морская)

- Рыба морская, а рыбы? (морские)

- А если рыба живёт в реке? (речная)

- Речная рыба, правильно! А если рыбы живут в реке, то рыбы какие? (речные)

- А если рыба живёт в аквариуме? (аквариумная)

- Правильно! Аквариумная! А если в аквариуме несколько рыб, то рыбы будут? (аквариумные)

- Ребята, кто из вас может ответить, что такое рыбалка?

(Это когда люди ловят рыбу в озере, в реке и в море)

- Правильно! Молодцы!

- Сегодня я познакомлю вас с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ, который написал Евгений Пермяк, называется «Первая рыбка»

Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу)

с последующим обсуждением.

Евгений Пермяк «Первая рыбка»

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Вопросы к детям:

- Ребята, а кто автор этого рассказа?

- О чем говорится в этом рассказе?

- В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье)

- Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить).

- Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

- Сколько рыбы поймал Юра?

- Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ёрш, большущий ершище, крохотный ершишка.)

Воспитатель:

Из текста:

«Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома»

- Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному : то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (ответы детей)

Воспитатель

- Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище».

- А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

Физкультминутка игра «Кот и рыбки»

На рыбалку кот пришел,

Место тихое нашел.

Сел и ждет, долго ждет…

Что – то рыбка не клюет.

Рыбки плавают в пруду

И играют в чехарду.

Говорят: «Кот! Нырни!

Быстрых рыбок догони!»

- Ребята, Юре так понравилось рыбачить, что он написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова (объяснить значения слов)

- Например, что такое уха? (суп из рыбы);

- вокруг (около, возле, рядом);

- нахваливать (много хвалить);

- ершище (большая рыба);

- навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).

- А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу.

Повторное чтение рассказа.

- Ребята, сейчас я еще раз прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте. Постарайтесь запомнить слова и предложения из текста рассказа.

Не забывайте, что у рассказа есть начало, середина и конец, эти части «дружат» между собой.

- А пересказывать нужно так : сначала рассказать о том, куда отправилась Юрина семья, затем — сколько рыбы они поймали, и закончить тем, чему радовался Юра.

Пересказы детей с опорой на наглядность (2 -3 ребенка)

- Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как вы пересказали рассказ. Теперь предлагаю немного отдохнуть.

П/и «Удочка»

- Ребята, что у меня в руках? (скакалка)

- А чем она ещё может быть? (удочкой)

- Ну, раз у меня в руках удочка, то я кто? (рыбак) А вы мои рыбки.

Рефлексия

- Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились? Кто автор рассказа? Что вам больше понравилось, что запомнилось?

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе «Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Весна пришла»Конспект НОД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе «Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Весна пришла» Цель: совершенствование навыка пересказа рассказа на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал. Задачи: • обобщать представления.

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала» для детей подготовительной группыКонспект НОД по речевому развитию «Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала» для детей подготовительной группы Цель: обучение детей пересказу небольшой сказки с опорой на мнемотаблицу. Задачи: Образовательные: 1. приучать ребенка слушать, анализировать,.

Конспект НОД по речевому развитию «Семья. Слушание рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Задачи: - учить составлять предложения по сюжетным картинкам; - учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; - учить.

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 13:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сницарчук (УИ 1631404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД