Ирина Сницарчук
«Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по «Речевому развитию» в подготовительной группе
«Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пермяк Е.А.
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
- обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;
- совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения;
- упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.
Развивающие :
- развивать интерес и любовь к книге;
- продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли;
- развивать творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.
Ход ООД
- Дети, предлагаю вам отгадать загадку:
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга)
- Правильно, это книга.
- Скажите, а кто пишет произведения для книг? (писатели, поэты)
- Сегодня я предлагаю вам начать знакомство с творчеством Евгения Андреевича Пермяка. Он создал много разных произведений для детей.
- С одним из его рассказов мы сегодня познакомимся.
- А о чем пойдет речь в рассказе, вы попробуете угадать, собрав разрезные картинки. (Выполнение задания детьми)
- Молодцы! Речь в рассказе пойдет о рыбах и о рыбалке.
- А кто мне ответит, где живут рыбы? (В воде)
- Давайте поиграем с вами в игру «Скажи наоборот».
Д/игра «Скажи наоборот»
- Тема нашей игры «Вода»
- Я вам говорю слово - определение, т. е. какой бывает вода, а вы называете слово с противоположным значением.
- Начинаем…Вода бывает….
Холодная – горячая; прохладная – тёплая; грязная – чистая;
кипячёная – сырая; пресная – солёная;
бурлящая – спокойная; мутная – прозрачная.
- Молодцы!
- А сейчас, предлагаю поиграть в игру «Какая рыбка?»
- Внимание на экран! (показ слайдов)
(Показываю рыбку и картинку с изображением моря)
- Если рыба живёт в море, какая она? (морская)
- Рыба морская, а рыбы? (морские)
- А если рыба живёт в реке? (речная)
- Речная рыба, правильно! А если рыбы живут в реке, то рыбы какие? (речные)
- А если рыба живёт в аквариуме? (аквариумная)
- Правильно! Аквариумная! А если в аквариуме несколько рыб, то рыбы будут? (аквариумные)
- Ребята, кто из вас может ответить, что такое рыбалка?
(Это когда люди ловят рыбу в озере, в реке и в море)
- Правильно! Молодцы!
- Сегодня я познакомлю вас с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ, который написал Евгений Пермяк, называется «Первая рыбка»
Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу)
с последующим обсуждением.
Евгений Пермяк «Первая рыбка»
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Вопросы к детям:
- Ребята, а кто автор этого рассказа?
- О чем говорится в этом рассказе?
- В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье)
- Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить).
- Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
- Сколько рыбы поймал Юра?
- Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ёрш, большущий ершище, крохотный ершишка.)
Воспитатель:
Из текста:
«Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома»
- Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному : то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (ответы детей)
Воспитатель
- Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище».
- А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».
Физкультминутка игра «Кот и рыбки»
На рыбалку кот пришел,
Место тихое нашел.
Сел и ждет, долго ждет…
Что – то рыбка не клюет.
Рыбки плавают в пруду
И играют в чехарду.
Говорят: «Кот! Нырни!
Быстрых рыбок догони!»
- Ребята, Юре так понравилось рыбачить, что он написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова (объяснить значения слов)
- Например, что такое уха? (суп из рыбы);
- вокруг (около, возле, рядом);
- нахваливать (много хвалить);
- ершище (большая рыба);
- навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).
- А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу.
Повторное чтение рассказа.
- Ребята, сейчас я еще раз прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте. Постарайтесь запомнить слова и предложения из текста рассказа.
Не забывайте, что у рассказа есть начало, середина и конец, эти части «дружат» между собой.
- А пересказывать нужно так : сначала рассказать о том, куда отправилась Юрина семья, затем — сколько рыбы они поймали, и закончить тем, чему радовался Юра.
Пересказы детей с опорой на наглядность (2 -3 ребенка)
- Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как вы пересказали рассказ. Теперь предлагаю немного отдохнуть.
П/и «Удочка»
- Ребята, что у меня в руках? (скакалка)
- А чем она ещё может быть? (удочкой)
- Ну, раз у меня в руках удочка, то я кто? (рыбак) А вы мои рыбки.
Рефлексия
- Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились? Кто автор рассказа? Что вам больше понравилось, что запомнилось?