Таскира Вакилевна Габидуллина
Конспект ООД по речевому развитию рассматривание картины А. Куинджи «Березовая роща»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения воспринимать содержание пейзажной картины.
Задачи:
- познакомить с картиной А. Куинджи «Березовая роща»
- развивать умение высказывать свои впечатления о картине;
- воспитывать любовь и умение видеть красоту родной природы.
Направления образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию рассматривание картины А, Куинджи „Березовая роща“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа: наблюдения в окружающей природе, заучивание стихотворений, рассматривание репродукции картин И. И. Левитана, И. Э Грабарь. Д/ и: «Угадай листочек», «Много-мало». Прослушивание песен: гр. «Любэ» - «Берёзы»; русская народная песня – «Во поле берёза стояла».
Материалы и оборудование:
Репродукция картины А. Куинджи «Березовая роща»
Запись «Звуки леса»
Пьеса П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».
Место проведения: групповая комната.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Увидеть ее красоту помогают нам художники. Как называются картины, которые они рисуют?
Воспитанники: Пейзажи. Художники-пейзажисты.
Воспитатель: У нас в России много замечательных художников-пейзажистов. С картинами некоторых из них мы уже знакомились. Назовите их.
Ответы воспитанников.
Рассматривание репродукции картины А. И. Куинджи «Березовая роща».
Воспитатель: Перед вами картина Архипа Ивановича Куинджи «Березовая роща». Художник Куинджи очень любил родную природу и по-своему передавал ее красоту.
Дети рассматривают.
Воспитатель: Что художник изобразил на этой картине?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: А сейчас послушайте голоса леса и представьте себя в этой роще.
Включаю грамзапись «Звуки леса».
Мы с вами попали в березовую рощу в первой половине дня, когда еще не рассеялась утренняя свежесть росы. Листва деревьев пронизана лучами, стволы берез освещены солнцем. Особо притягивает родничок среди поляны. Вода в нем кажется холодной, свежей. По течению воды наш взгляд перемещается на задний план картины, и будто сами пробираемся через чащу. И вот оказались на залитой солнцем поляне. Какое настроение создает у вас эта картина?
Воспитанники :Радостное, веселое, приятное, хорошее.
Воспитатель: Когда вы смотрите на картину, как вы думаете, что художнику кажется красивым?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: А что больше всего привлекло ваше внимание?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Какой день, в какое время года изобразил художник? Воспитанники: Летний солнечный день.
Воспитатель: Верно. В картине художник блестяще передал состояние летнего солнечного дня. Свет пронизывает белые стволы берез, заливает поляну, четко обрисовывает контуры леса. Картина завораживает своей удивительной солнечностью, радостностью. Какие краски нужны были художнику, чтобы показать нам всю эту красоту?
Воспитанники: Зеленая, голубая и т. д.
Воспитатель: Давайте посмотрим по- внимательнее и определим по -точнее цвет зелени на картине, ведь она разная. Посмотрите, какой цвет вот здесь на переднем плане?
Воспитанники: Темно-зеленый.
Воспитатель: Правильно. Передний план картины погружен в холодную изумрудную тень от невидимых нам крон деревьев. А теперь посмотрите на эту лужайку. Какого она цвета?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Почему?
Воспитанники: Лужайка светло-зеленого цвета. Она освещена солнцем.
Воспитатель: Верно. Рядом с темно-зеленой тенью желто-зеленый, залитый солнцем сияющий луг. А теперь расскажите, как написан лес.
Воспитанники: Лес густой, темно-зеленый, но верхушки и края деревьев светлее, потому что они освещены солнцем. Солнце кое-где пробивается сквозь ветки деревьев.
Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, как ветви берез на фоне темного леса кажутся кружевными. Легкая голубоватая дымка создает ощущение, что картина наполнена воздухом. А каким приемом художнику удалось показать, что стволы березок тоже освещены солнцем?
Воспитанники: Белой краской, белыми мазками.
Воспитатель: Правильно, солнце, его ослепительный свет несет радость в эту картину. Ребята, выходите все на ковер!
Физминутка «Ветер веет»
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся)
Садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель: Послушайте пьесу П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года», и скажите, одинаковое ли настроение у картины и музыкального произведения?
Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».
.
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Может, кто-то вспомнит подходящие к этим произведениям (картине и музыке) стихи.
Воспитанники читают стихи.
Ребенок читает стихотворение «Лето» И. СУРИКОВ
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни глянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес: ни звука, —
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
Яркое лето. Жаркое лето.
В белое платье березка одета.
Красные серьги горят на малине,
Небо в рубашке немыслимо синей.
Доброе лето. Щедрое лето.
Ребенок Г. РЕГИСТАН «Лес, русский лес!»
Лес, русский лес!
Всех лесов на Земле ты красивей.
Лес. русский лес!
Ты богатство и гордость России.
Лес, русский лес,
Вечно радуй людей и расти до небес!
Для воспитателя:
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа.
Войдем и сядем под корнями
Дерев, поимых родником, —
Там, где обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке лесном.
Ребенок Ф. ТЮТЧЕВ
Сияет солнце, воды блещут
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостью трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир цветущий, мир природы
Избытком жизни упоен.
Воспитатель: Спасибо, ребята! Замечательные стихи. Может, кто-нибудь сочинит рассказ о прослушанном?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Сегодня картина А. И. Куинджи еще раз напомнила нам: как красива родная природа. Что изображено на картине?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Какие цвета использовал художник?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Отрывок, какой пьесы прослушали?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Ребята, вы были сегодня очень активны, молодцы!