Марина Нестерова
Конспект ОД по речевому развитию «Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по речевому развитию «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Возрастная группа – подготовительная
Провела: Нестерова М. А.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественное-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Чтение русской народной сказки „Снегурочка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Снегурочка». Русская народная сказка
- Темочки
Цель: приобщение детей к русскому народному творчеству.
Задачи:
1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка».
2. Учить понимать образное содержание сказки, характер героев, оценивать по-ступки героев и мотивировать свою оценку.
3. Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.
4. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
5. Воспитывать умение выполнять координированные движения, сочетая с художе-ственным словом.
Материалы и оборудование: презентация сказки с текстом, репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», аудиозапись с отрывком оперы Н. А. Римского – Корсако-ва «Снегурочка», раскраска Снегурочка.
Ход и содержание ООД
Организационный момент:
Воспитатель:
- Ребята, поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями! (1 слайд).
- А я поздороваюсь словами из русской сказки :
«Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (Мальчикам).
Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные!» (Девочкам).
Воспитатель: Как вы думаете почему я поздоровалась с вами словам из сказки? (Потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей).
Воспитатель: Вы правы, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите.
Воспитатель: Хотите узнать, какую сказку мы будем сегодня с вами читать? (Да). Тогда вам нужно отгадать мою загадку. (2 слайд).
Красная девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт, бедняжка.
- Кто из вас отгадал, о какой сказке говорится в моей загадке? (Русская народная сказ-ка «Снегурочка»).
- Снегурочка является уникальным персонажем, который существует только в русской истории. Это фольклорный, сказочный образ. Поэтому каждый в своём воображении может создать свою Снегурочку. Многие художники и композиторы не раз вдохновля-лись её образом для создания своих шедевров. (3 слайд).
- Хотите посмотреть, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисо-вал Снегурочку?
(Работа по картине В. Васнецова «Снегурочка». 4 слайд).
Воспитатель: На картине, которая была написана к пьесе Островского «Снегурочка», мы видим главную героиню. Это девочка, одиноко бредущая по заснеженному лесу. На лице Снегурочки можно прочесть тревогу. На земле лежит белый пушистый снег. Холодно и морозно на улице, но только не Снегурочке. Она одета в длинную парчо-вую шубку, на голове у неё меховая шапка, а на руках теплые варежки. Художник для создания своего полотна использовал два основных цвета: серый и чёрный, чем под-черкнул одиночество Снегурочки. Рассмотрите картину, и расскажите, что ещё можно сказать о ней? (Ответы 1-2 детей).
- А композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков создал ее образ в опе-ре «Снегурочка». Сядьте удобнее, закройте глаза и давайте послушаем небольшой от-рывок. (5-7 слайд).
(Звучит отрывок арии Снегурочки из оперы Н. А. Римского – Корсакова).
(Беседа по содержанию. 8 слайд).
- Ребята, вам понравился отрывок из оперы «Снегурочка»? Какое настроение он вызвал у вас? Как вы думаете о чём поёт Снегурочка?
- Опера Н. А. Римского-Корсакова повествует о том, как прекрасная пора года – весна неизбежно уходит, уступая место лету. Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны – холодная, нежная и хрупкая Снегурочка, тает под летними лучами солнца.
В этой опере звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц, а также показано чудесное очарование русской природы, красота русской песен-ности.
Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам внимательно послушать русскую народную сказку «Снегурочка». (Презентация сказки с выразительным чтением. 9-20 слайды).
(Работа над сказкой «Снегурочка». 21 слайд).
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Почему сказка называется «Снегурочка»? (В честь девочки, которая была вылеплена из снега).
- Почему старик со старухой стали лепить Снегурочку? (Обоснованные ответы де-тей).
- Красивой получилась у стариков доченька?
- А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках? («девица –красавица», «красна девица», «что ни в сказке сказать, ни пером описать»).
- Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспомните, пожалуйста? (Сама бе-ленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе).
- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой? Какая она была? (Веселая).
- Ребята, встаньте, пожалуйста, и попробуйте изобразить на своих лицах радость.
- Посмотрите, какие вы все добрые, радостные и счастливые. Молодцы.
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.
- Грустная, невеселая, печальная. Давайте попробуем изобразить грусть на своих лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
- А почему же Снегурочка стала такой грустной?
- Как исчезла Снегурочка? Что с ней произошло?
- Во что, превратилась Снегурочка?
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка и может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на но-вогоднем празднике).
- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? (Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила).
- А кто автор сказки «Снегурочка»? (Русский народ).
- А что значит, русская народная сказка? (Сказка, которую передавали из поколения в поколение, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).
Физминутка (22 слайд)
Давайте и мы с вами тоже попробуем сделать Снегурочку как - будто из снега. Ну что, готовы. Тогда берём снег, будем лепить снежные комочки?
Возьмём снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
- А сейчас, ребята, каждый из вас попробует нарисовать свою Снегурочку. (23 слайд).
- Но выражение лица для вашей девочки из снега вы придумайте сами. Будет ли она у вас весёлая или печальная, а может даже «грусть-тоска с её лица не сходят». Для этого у вас на столах лежат различные художественные материалы.
(Работа детей над созданием художественного образа Снегурочки).
Воспитатель: Молодцы, ребята, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получи-лись и каждый создал свой художественный образ.
Подведение итогов.
Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вспом-ните интересные слова из сказки.
Вот и работы нашей подошёл конец, а кто хорошо работал – тот и молодец! А работа-ли хорошо все! Молодцы!
За это вам подарок – раскраска «Снегурочка», которую вам надо будет закончить до конца. А сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями и будет разукра-шивать наш подарок.